Учение Канта и Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:16, доклад

Описание

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Статья 10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны [1]. В зачаточном состоянии идея о разделении властей присутствовала уже в трудах древнегреческих ученых, таких как Аристотель, Платон, Полибий, Эпикур и др.

Работа состоит из  1 файл

Идея разделения законодательной.docx

— 25.41 Кб (Скачать документ)

участие главы исполнительной власти в законодательном процессе с помощью абсолютного или  отлагательного “вето”,

наличие двух палат,

права граждан,

изменение конституции особым порядком.

Обращает на себя внимание отсутствие в списке наиболее серьезного механизма сдерживания парламента - предоставления какой-то из ветвей власти права его роспуска [6]. Вероятно, в этом нашла свое отражение ситуация в России, связанная с досрочными роспусками первой и второй Государственной  Думы. Интересно также отметить, что Кокошкин не привел в своем исследовании никаких элементов сдерживания судебной власти, указав лишь принципы ее функционирования: несменяемость судей и суд присяжных.

Несмотря на различие взглядов и подходов к рассматриваемому вопросу, большинство из видных русских ученых того времени сходилось в том, что судебная власть должна быть самостоятельной  и независимой от других ветвей власти. Но собранные вместе, они должны составлять единую государственную  власть. Труды российских ученых характеризует  детальная разработка вопроса судоустройства и судопроизводства. Некоторые положения  имеют практическое значение и в  наше время.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые закреплен  в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, а позже был  введен в Конституцию РСФСР, но нарушения  этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный  кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует  этот принцип как одну из основ  конституционного строя. В статье 10 говорится, что “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы”. Глава 7 Конституции посвящена судебной власти. Статья 118 гласит, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Помимо положений, определяющих порядок организации и деятельности судебной системы, глава Конституции “Судебная власть” содержит в себе также единственную статью Конституции, посвященную прокуратуре.

При строгом подходе к  вопросу о разделении властей  место прокуратуры при первом рассмотрении однозначно не просматривается, поскольку в ее функциях имеются  элементы всех трех ветвей власти. Неслучайно в комиссии конституционного арбитража  Конституционного совещания вопрос о месте статьи Конституции, определяющей положение прокуратуры в системе  органов государственной власти, был предметом дискуссии, а принятое в результате решение (статья 129 Конституции  находится в главе “Судебная  власть”) не является бесспорным. Делая  упор на разделении властей в правовом государстве, нельзя упускать из виду необходимость их взаимодействия и  единый источник их происхождения - власть единого народа. Как раз прокуратура  по своей природе и функциям помогает решать задачи, присущие всем трем ветвям власти. Следует обратить внимание на то, что прокуратура - это самостоятельный  орган власти, обладающий рядом конституционно закрепленных признаков. Так, это не просто учреждение, а “единая централизованная система” по всей стране, с особым конституционным  механизмом назначения руководителя этой системы - Генерального прокурора; ее полномочия, организация и порядок деятельности определены Федеральным Законом  “О прокуратуре Российской Федерации”. Сегодня высказываются предположения  включить прокуратуру в систему  исполнительной или законодательной  власти. Однако прокурорская система  не должна организационно входить ни в одну из ветвей государственной  власти. Но это не означает, что она  превращается в некую “пятую власть”. Прокуратура действует в интересах  всех властей, взаимодействует с  ними, в некотором смысле обслуживает  их. Прокуратура - это инструмент, механизм контроля за реализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путем надзора за точным исполнением законодательных актов [7]. Общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяет тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Однако организационно-структурно российская прокуратура не является частью судебной власти. И место прокуратуры в системе разделения властей не найдено.

Таким образом, теория разделения властей, исследуемая с древних  времен, до сих пор до конца не познана. До настоящего времени она  является предметом изучения, поскольку меняется соотношение экономических и политических сил в обществе, уровень демократии, усложняется процесс управления государством. Многие вопросы остаются открытыми, и ученым еще предстоит найти на них ответы.


Информация о работе Учение Канта и Гегеля