Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.

Содержание

| Введение |3 |
|1. Из истории термина «тоталитаризм» |3 |
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима. | |
|3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей | |
|в тоталитарном государстве |10 |
|4. Однопартийная политическая система- как средство осуществления | |
|политической власти |12 |
|5. Общественно-политическое движение –основа существования | |
|тоталитарного режима |15 |
|6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды |17 |
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный труд в тоталитарном государстве. |17 |
|8. Разновидности тоталитарного режима |19 |
|9. Заключение |20 |
|Список литературы |23 |

Работа состоит из  1 файл

Тоталитарный режим.docx

— 119.29 Кб (Скачать документ)

воспроизводства  тоталитарных  порядков  является  отсутствие  ресурсов  для

поддержания информационного  режима моноидеологического  господства.  И  дело

не только в социальных основаниях этого глобального  для  современного  мира

процесса, когда  развитие  личности  и  человечества  неразрывно  связано  с

конкуренцией  мнений,  постоянным   переосмыслением   индивидами   программ,

духовным   поиском.   Существуют    и    чисто    технические    предпосылки

нежизнеспособности  тоталитарных  систем.  К  ним  относятся,  в  частности,

современные  процессы  обмена  сообщениями,   нарастание   интенсивности   и

технической оснащенности информационных  потоков,  развитие  коммуникативных

контактов различных  стран, развитие технической инфраструктуры, связанное  с

появлением  массовых  электронных  СМИ,  развитием  сети  Интернет.  Коротко

говоря, качественное изменение информационного рынка  не может не  вовлечь  в

новые порядки даже те  страны,  которые  пытаются  искусственно  изолировать

свое  информационное  пространство  от  проникновения   «чуждых»   идей.   А

разрушение  системы  единомыслия  и  есть  основная   предпосылка   крушения

тоталитаризма.

      Таким  образом, можно заключить, что  тоталитарные политические  системы

характерны  в  основном   для   стран   с   пред-   и   раннеиндустриальными

экономическими структурами, дающими возможность  организовать  монополизацию

идейного пространства силовыми методами, но абсолютно  не  защищенных  перед

современными  экономическими   и   особенно   информационно-коммуникативными

процессами. Поэтому  тоталитаризм — это феномен  только  XX  в.,  данный  тип

политических систем смог  появиться  лишь  на  узком  пространстве,  которое

предоставила история  некоторым странам.

      Тем  не менее, и у тоталитаризма   есть  некоторые  шансы  на  локальное

возрождение. Ведь многие десятилетия террора сформировали у  населения  этих

стран   определенный   тип   культурных   ориентации,    который    способен

воспроизводить   соответствующие   нормы   и   стереотипы,   независимо   от

сложившихся политических  условий.  Не  удивительно,  что  на  постсоветском

пространстве сегодня  нередко  складываются  своеобразные  протототалитарные

режимы, при которых  не действуют оппозиционные СМИ,  руководители  оппозиции

подвергаются  репрессиям  и  даже  физическому   уничтожению,   безраздельно

властвует  партриархальщина  и  откровенный  страх  перед  властью.  Поэтому

окончательное уничтожение  призрака  тоталитаризма  органически  связано  не

только с наличием демократических институтов и вовлечением  стран  и  народов

в новые информационные отношения. Колоссальное значение  имеют  и  понимание

людьми ценностей  демократии и самоуважение,  осознание  ими  как  гражданами

своей чести и  достоинства, рост их социальной ответственности  и инициативы. 
 
 

                             Список литературы.

1) Соловьев А.И.  Политология М «Аспект-Пресс» 2001

2)  Гаджиев   К.С.  Политическая  философия   М:  ОАО  «   Издательство   «

    Экономика»1999

3) Солженицын А.  И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр  "Новый мир"-1990.

4) Игрицкий Ю.  И. Концепции тоталитаризма: уроки  многолетних дискуссий  на

    Западе. //История  СССР, 1990, N 6.

5) Рахшмир П. Ю.  Новейшие концепции  фашизма   в  буржуазной  историографии

    Запада. М. 1979.

6) Бессонов Б.  Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.

7) Цвейг С. Совесть  против насилия. Кастеллио против  Кальвина. М. , 1985.

8) Гозман Л. , Эткинд  А. От  культа  власти  к   культу  людей.  Психология

    политического  сознания. "Нева", 1989, N7. 
 
 

-----------------------

[1] См. Игрицкий Ю.  И. Концепции тоталитаризма:уроки  многолетних

дискуссий на Западе. //История СССР, 1990, N 6.

[2] См. Totalitarianism. Proceedings of a Conference Held at the American

Academy of Arts and Sciences. March 1953. Cambridge (Mass), 1954, p. 38.

[3] См. Fridrich C. J. , Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and

Autocracy. Cambridge(Mass), 1956, p. 58.

[4] Цит.по: Корнеев Н. Указ. соч. С138

[5] А. Кун при  анализе фашизма вводит понятие  "тоталитарного максимума",

под которым подразумевается  германский национал-социализм. См. Рахшмир  П.

Ю. Новейшие концепции  фашизма в буржуазной историографии  Запада. М. 1979,

с. 22.

[6] См. Солженицын  А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир" -

1990, стр. 53.

[7] Там же, стр. 220.

[8] См. Бессонов Б.  Фашизм: идеология и практика. М. , 1985, с. 151.

[9] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 19.

[10] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 21.

[11] Гозман Л. , Эткинд  А. От культа власти к культу  людей. Психология

политического сознания. "Нева", 1989, N7, с. 172.

[12] Цвейг С. Совесть  против насилия. Кастеллио против  Кальви-

на. М. , 1985, с. 360.

[13] См. Солженицын  А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 3. М. , :Центр "Новый

мир"-1990, стр. 385. 
 
 

7.1. Понятие политического  режима 

Функциональный и  динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме (рис.). Политический режим (в  самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления  политической власти. Исследование политического  режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Так, политический режим  конца 80-х гг. отличался от режима 70-х-начала 80-х гг. (так называемая эпоха "застоя", ассоциируемая  с именем Л.И. Брежнева) и тем более  отличался от режима, установленного в 30-х гг. Подобная эволюция политического  режима осуществлялась в рамках советской  политической системы.

     В политологии  существует несколько трактовок  политического режима.

     1. Институциональный  (политико-правовой) подход отождествляет  политический режим с формами  правления и государственного  устройства и акцентирует внимание  на формально-юридических характеристиках:  особенностях разделения государственной  власти и соотношении между  ветвями власти, на типах правительственных  структур. Прослеживается тенденция  отождествления политического режима  с формой правления. Односторонность  подобного подхода заключается  в том, что реальная практика  реализации власти может противоречить  закрепленным в конституциях  нормам, а сам политический режим  представляет собой более широкое  явление, чем форма правления.  Провозглашенная республиканская  форма правления еще не означает  установление реальной демократии, о чем свидетельствуют примеры  СССР и Германии 30-х гг. Между  тем европейские конституционные  монархии рассматриваются как  классические проявления либеральной  демократии.

     2. Социологический  подход ставит акцент на характере  отношений между государством  и обществом, "которые сложились  реально и не обязательно в  соответствии с предписанными  конституцией и иными правовыми  актами нормами политического  поведения"1. В рамках этого  подхода обращается внимание  на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения  элит и народа.

     3. Широкая  трактовка политического режима  выходит за рамки только политико-правового  или только социологического  анализа и рассматривает его  через соотношение ряда компонентов,  что позволяет отличать одни  типы политических режимов от  других (Аним. 1).

Политический режим  включает в себя:

политические структуры  власти, их реальный статус и роль в  обществе;

методы осуществления  государственной власти: каким методам  управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;

реальный уровень  свобод человека, объем его прав;

методы выработки  политических решений;

способы урегулирования конфликтов;

плюрализм, в том  числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

конфигурацию партийной  системы: однопартийные или многопартийные системы;

идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации  общества;

формы отношения  населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);

тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.  

Режим указывает  на социальную природу власти: какие  группы господствующего класса находятся  у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

     Вышеназванные  признаки служат критериями для  выделения разных типов политических  режимов (Аним. 2). Спектр политических  режимов современного мира раскрывается  в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При  определении сущности режима  акцент делается на противопоставлении  государства, с одной стороны,  и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется  силой либо слабостью гражданского  общества (Аним. 3). В условиях демократии  общество имеет рычаги влияния  на власть вплоть до замены  на очередных выборах. В недемократических  режимах государство контролирует  и регламентирует гражданское  общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство  политологов трактует тоталитаризм  как слияние государства с  гражданским обществом, что практически  ставит под сомнение саму возможность  существования последнего (Аним. 4). 

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

7.2. Тоталитарные  и авторитарные политические  режимы: основные черты 

Недемократические режимы представлены разными формами  тоталитаризма и авторитаризма.

     В переводе  с позднелатинского "тоталитарный" означает "относящийся к целому". Смысл тоталитаризма обосновал  идеолог итальянского фашизма  Дж. Джентиле, который призвал к  тотальному подчинению человека  государству и растворению индивида  в политической истории, поскольку  все человеческое и духовное  теряет ценность вне государства.  В политический лексикон этот  термин вошел после речи Б.  Муссолини в 1925 г., в которой  он использует само понятие  "тоталитарное государство". В  дальнейшем оппоненты фашизма  употребляют этот термин в  негативном смысле - как противоположность  демократии. Первоначально под тоталитаризмом  понимали фашистский режим в  Италии и национал-социалистическое  движение в Германии, но после  публикации в газете "Таймс" (1929 г.) этот термин стали применять  к политическому режиму в СССР2.

     Хотя  еще в конце 30-х гг. были сделаны  попытки научного осмысления  тоталитаризма, наибольшее влияние  на общественное представление  о сущности этого явления оказали  знаменитые романы-антиутопии Е.  Замятина, О. Хаксли и Дж. Оруэлла.  Роман Замятина "Мы" - это прогноз  развития общества, построенного  на началах коллективизма, где  рационально обоснованы все стороны  жизни, но где отсутствует важнейший  элемент общества - личность (вместо  номер). О. Хаксли в романе "О  дивный новый мир" показал  полностью заорганизованный мир,  в котором стремление к достижению  совершенной эффективности не  оставило места для личной  свободы. В наиболее яркой литературной  форме технология тоталитарной  власти была раскрыта в романе  Дж. Оруэлла "1984".

     С начала 50-х гг. появляются научные работы, посвященные политологическому  и социологическому анализу тоталитарных  режимов: исследование Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма", совместная монография К. Фридриха  и З. Бжезинского "Тоталитарная  диктатура и автократия". Концептуальная  модель тоталитаризма, предложенная  К. Фридрихом и З. Бжезинским, наиболее популярна в политологии.

Ниже приведены  шесть базовых характеристик  тоталитаризма, сформулированных К. Фридрихом  в работе "Природа тоталитаризма" (1954):

Информация о работе Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности