Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Определение тоталитаризма……………………………………………….……5
2. Основные признаки тоталитаризма………………………………………..…...8
3. Понятие авторитаризма. Сходства и различия с тоталитаризмом………..…20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где  доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки  права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.

При таком способе судить важнейшую роль играло признание  обвиняемого.

Если он сам называл  себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др.) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание.

Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать "расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3:"способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату. Но главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г.): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной совестью".

Однопартийная политическая система - средство осуществления  политической власти в тоталитарном государстве.

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной  политической системы обязательно  становится монистическая - единая, господствующая идеология, исходящая исключительно  от правящей партии и не терпящая никакой  оппозиции или критики. В самой  партии также поддерживается идейное  единство.

Основным методом монистической  идеологии является массовая оболванивающая пропаганда, базирующаяся на социально  – классовой (СССР), расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни) демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена 6-й статьей конституции СССР.

Весь механизм власти был  сведен к следующему: политические структуры - это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах  и учреждениях партийцы либо непосредственно  хозяйничали, либо держали управление под своим надзором.

Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция  в кратчайшие сроки устраняли "неисправность" - отклонение от общего мнения.

В последующем подробнее  будет рассмотрена коммунистическая партия, находившаяся у власти, как  в Советском Союзе, так и в  странах Восточной Европы.

Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому, что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к определенным целям и т. п.

Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство, тождественность  мировоззрений и взглядов были обязательны  для всех без исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и высших инстанций  партии. Тем, кто пониже, только формально  было вменено в обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать взгляды вождей.

Во времена Сталина  идейное единство, то есть обязательное философское и прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом для всех компартий.

Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество  центра над умами рядовых партийцев.

Прекращение всякой идейной  борьбы в партии означало паралич  свободы в обществе, так как  общество целиком и полностью  в ее власти, а внутри самой партии - ни проблеска свободы.

Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без  него невозможно представить. Одно порождает  другое.

Идеи - плод творчества отдельных  людей, а приказной идейный монополизм, осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям  характер закона.

Устранение идейной разноголосицы  в среде высших руководителей  автоматически упразднило фракции  и течения, а с тем и всякую демократию в коммунистических системах.

В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости  от скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом, а марксистом в соответствии с  предписаниями верхов, центра.

Коммунисты воспитывались  на убеждении, что идейное единство, идейное подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное злодейство.

В борьбе за власть над умами  не гнушались никакими средствами, широко применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по обстоятельствам.

Конечно, Сталин знал, что  Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие  не иностранные шпионы или предатели  социалистического отечества. Но нужно  было свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить несогласных, инакомыслящих.

Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее  на этом пути разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии большевистского, коммунистического  типа.

Во-вторых, однопартийная  политическая система сопровождалась фактическим отсутствием демократических  институтов, таких как парламент, Советы депутатов и др., в результате чего достигалось тотальное отчуждение индивида от политической власти.

Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и "съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего сотрудника, тем самым заняв его кресло.

Возможное существование  некоторых общественных организаций  ничего не меняло, так как они  контролировались партийными и государственными органами. Примером могут быть созданные  фашистами профсоюзы, основной задачей  которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и контроль за ним.

Отрицанием демократических  институтов режим реализовывал важную задачу - ликвидацию тех промежуточных  звеньев, которые стоят между  индивидом и государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством, превращение его в "винтик" огромной государственной  машины.

Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника не была столь развита, чтобы человек быстро получал  и усваивал пропаганду идейного единства-поддержки  режима. До ХХ века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих  через прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-технический прогресс значительно расширил возможности общения.

Исключительная роль здесь  принадлежит радио, повсеместное распространение  которого позволило приобщить к  политике широкие слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что  весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез, подключились и газеты.

Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной  школы проходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием "Из жизни В. И. Ленина", и будущий первоклассник, еще  не выучив таблицы умножения, уже  знал о том, каким хорошим пловцом  был Владимир Ильич; в школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась  тема лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть  пропаганды приходилась на историю.

Широко практиковались различные  фальсификации; в учебнике история  представлялась как история победы КПСС аж со средних веков, разумеется, ничего не говорилось о "красном терроре", политзаключенных и голоде в период Советской власти.

По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах  каждый день печатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведение рассматривалось с точки зрения марксизма-ленинизма-сталинизма.

Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята - пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали нижестоящих.

Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения, о котором позже, режим решал  весьма важную задачу: взяв под практически  полный контроль души граждан, он прививал людям тоталитарное сознание, готовность подчиняться идеям, идущим из центра.

Особо стоит сказать о  роли церкви. Являясь более древним  институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в  обществе, церковь стала тем камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу индивида. Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма были не столь глубоки, как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Россия).

Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима.

Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании тоталитарного режима.

Народные массы чаще выступали  в облике несчастных жертв, бедных непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые исследователи советского тоталитаризма производят искусственное  разделение общества на отдельные части.

С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой политической партии, террористический полицейский  контроль, сверхцентрализованная система управления, а с другой - страдающий, несчастный народ. Если первая часть буквально аккумулирует в себе страшные черты тоталитаризма, то вторая часть общества находится как бы в стороне, вызывая симпатии и даже любовь.

Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов предшествовали массовые движения, участники которых совершенно добровольно поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.

Сталинские репрессии  по свидетельству очевидцев воспринимались значительной частью населения сочувственно, на этот раз на режим работали также пропаганда и террор.

Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальную опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и видоизменяться. Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит и от имени колхоза имени Буденного  требует смерти для "врагов народа". Казалось, каждый колхоз, фабрика, парикмахерская, столовая должны отметиться и потребовать "высшей меры"; лица требующих сменяются, но слова поразительно похожи.

Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор общественно-политического  движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные режимы возникают на его базе.

Какова же роль тоталитарного ОПД?

В характере тоталитарного  режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам.

Во-первых, именно через ОПД  как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".

Во-вторых, через ОПД достигается  всеохватывающий контроль над всеми  проявлениями общественной жизни, что  и обеспечивает осуществление тоталитарного  господства власти.

В-третьих, через ОПД тоталитарный режим внедряет мифы в общественное сознание, формирует позитивное отношение  масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных, неподдающихся уничтожают.

С ОПД связана также и атомизация общества.

Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах  предельной атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении.

После установления тоталитарного  режима атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.

"В обстановке всеобщей  взаимной подозрительности, когда  лояльность режиму измеряется  числом доносов, любые личные  связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение, когда они ценой спасения своей собственной жизни будут вынуждены погубить тебя.

Информация о работе Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки