Тоталитаризм, как тип политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3
Теоритические основы тоталитаризма………………….………….…4
Формирование теории тоталитаризма………...………………..4
Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания…………………………………………………………….9
Психологические истоки тоталитаризма………………………...12

Сущность и условия функционирования тоталитического режима.16
2.1Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства………………………………………………………………..16
2.2 Социальные источники тоталитаризма…………………………20
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма..22
2.4 Тоталитарный человек в тоталитарном государстве………….24
3. Исторически формы тоталитаризма…………………………………26
3.1 Разновидности тоталитарного режима………………………….26
3.2 Тоталитаризм и современность………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

политология полная.docx

— 75.31 Кб (Скачать документ)

Теоретическим результатом  исследований, посвященных психологии нацизма, является разработка американскими  учеными концепции авторитарной личности и авторитарного характера, объясняющих индивидуальное и групповое  поведение в условиях тоталитарного  режима (Э.Фромм, Т.Адорно, Г.Дикс, Ю.Литвин, Е.Шилз и др.)

В 1950 году выходит книга  “Авторитарная личность” Т.Адорно, Э.Френкеля - Брюнсвика, Д.Левинсона, посвященная конкретному эмпирическому исследованию социальных установок, выражающих позиции антисемитизма, этноцентризма, авторитаризма, являющихся свойствами авторитарной личности. В этом исследовании формируется гипотеза о “фашизоидном ” типе личности, характерном не только для нацистской Германии, но и для послевоенного периода. Исследование политических установок авторитарной личности (некритическое отношение к существующему порядку, шаблонность мышления, проникнутого стереотипами пропаганды, ханжеством, презрением к бедным, ориентацией на власть и силу) позволяет расценивать этот тип как массовую психологическую основу фашистских политических тоталитарных режимов. По мнению авторов авторитарная личность характеризуется следующим комплексом свойств:

    • конвенционализм - или тщательное соблюдение принятых ценностей среднего класса;
    • авторитарное подчинение, некритичное отношении к авторитетам собственной группы;
    • авторитарная агрессивность в отношении тех , кто нарушает принятые нормы;
    • авторитарная оппозиция по отношению ко всему тому, что кажется субъективным, уязвимым и основано на воображении;
    • вера в предрассудки, мышление с помощью стереотипов, вера в мистическое предопределение собственной судьбы
    • культ силы и твердости, преувеличенная концентрация внимания на различиях между господством и подчинением, силой и слабостью;
    • деструктивность, цинизм, враждебность и неприязнь к людям;
    • проецирование собственных страхов на внешний мир, который в результате “наполняется “дикими и страшными вещами;
    • преувеличенная концентрация внимания на вопросах пола.

 

В дальнейшем вклад в развитие концепции авторитарного характера  вносят в исследования Г. Дикса, Е. Шилза, Г. Маркузе, М. Рокича, Ю. Литвина, которые доказали справедливость тезиса о том, что авторитарная личность является психологической базой деструктивных социально-политических движений, прежде всего - тоталитарного режима.

Исторические изменения  рассматриваются К.Г.Юнгом как порождения коллективного бессознательного: “Великие новшества не приходят свыше; они неизменно поднимаются снизу, подобно тому, как деревья растут вверх из земли, а не с небес. Перевороты, происходящие в нашем мире и сдвиги в нашем сознании, суть одно и то же”.

Историко-психологическая  причина массовых психических эпидемий заключается в психических неурядицах целого народа, накапливаемых годами и десятилетиями. В рамках концепции  К.Г.Юнга причинами этого явления выступает состояние, которое он обозначает как “диссоциация личности”, симптомами которого и является одержимость. Навязчивая приверженность идее, как правило, путем идентификации с этой идеей является еще одним способом компенсировать тревожность и невротическую слабость “Я” (“Я” ощущает себя как бы размножившимся и увеличившимся в размерах, хотя на деле оно отодвигается на задний план). По мнению К.Г.Юнга состояние навязчивой увлеченности является следствием “прорыва” бессознательной сферы в форме персонифицированной психической силы - архетипического образа, являющегося в сознание личности как навязчивой идеи.

Массовое распространение  такой идеи, как правило, происходит посредством отдельных личностей, которые являются “эмоциональными  лидерами” массовых движений. Именно в момент массовой психической эпидемии на первый план выдвигаются личности, способные быть выразителем массового состояния. К.Г.Юнг называет таких людей, реактивность которых имеет патологический характер, “латентными психотиками”: “Их душевное состояние соответствует коллективному возбуждению группы людей, охваченных эмоциональными предрассудками и фантастическими чаяниями. В этой среде они чувствуют себя на высоте, они знают язык таких состояний и умеют говорить на нем”. В такие моменты психопатизированные личности становятся вождями массовых движений и могут оказывать существенное влияние на массовое поведение. К.Г.Юнг приводит как пример феномена популярности Гитлера, объясняя его соответствием Гитлера массовой одержимости под действием бессознательных сил (архетипов): “В феномене современной Германии особенно впечатляет то, что человек, который сам по себе явно “одержим”, заразил весь народ до такой степени, что все пришло в движение навстречу неминуемой гибели”.

 

  1. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима

 

    1. Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма.

 

Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во многих типах диктатур. Так, в  восточных деспотиях можно было видеть жесткость правления и  абсолютный авторитет владыки, в  средневековых государствах Европы требования церкви придерживаться одних  и тех же верований от рождения до смерти и т.д. Однако в целостном  виде все то, что органично присуще  этому политическому порядку, проявилось только в определенный исторический период.

Как самостоятельные и  качественно целостные тоталитарные политические системы исторически  сформировались из соответствующих  диктаторских режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные и экономические отношения. В целом тоталитаризм явился одной  из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного (модернизационного) кризиса. Общими отличительными чертами такого рода кризисов являются: депрессия и утрата населением социальных ориентиров, экономический упадок, резкое социальное расслоение, распространение нищеты, преступности и т.п. В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства, деятельностью хорошо организованных партий с их железной дисциплиной и крайне амбициозными лидерами, а также распространением остро конфронтационных идеологических доктрин и некоторых других факторов указанные характерные особенности кризисов способствовали тому, что эти общества и встали на путь создания тоталитарных систем.

Особым фактором, способствовавшим ориентации обществ на построение тоталитарных порядков и обладавшим существенным значением именно в России, были традиции подпольной деятельности, террористических организаций, революционизировавших  политическую активность населения  и легитимизировавших в общественном мнении идеи насильственного передела власти и богатства, избавления от лиц, мешавших и прогрессу и установлению справедливости. Эти традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, впоследствии послужили одним из самых мощных источников распространения повседневного «стукачества», бытового доносительства, оправдывавшего предательство людьми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти. Не случайно Павлик Морозов, предавший своих близких, на долгие десятилетия стал в нашей стране символом преданности идеям социализма и гражданского долга.

Первоначально системная  характеристика тоталитарных политических порядков шла по пути выделения наиболее важных и принципиальных черт тоталитаризма. Так, Фридрих и Бжезинский в упоминавшейся работе выделили шесть его основных признаков: наличие тоталитарной идеологии; существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером; всесилие секретной полиции; монополию государства над массовыми коммуникациями, а также над средствами вооружения и над всеми организациями общества, включая экономические.

Основываясь на выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского и обобщая  практику франкистского режима в Испании, X. Линц выделил следующие элементы тоталитарного режима:

 

1) сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой господствующая группа  «не несет ответственности ни  перед каким выборным органом  и не может быть лишена власти  институциональными мирными средствами».  Структура власти в таких режимах  имеет пирамидальную форму, вершину  которой венчает лидер (вождь)  или группа. Все виды власти (законодательная,  исполнительная, судебная) фактически  сконцентрированы в руках правящей  группы или вождя. Непременным  условием функционирования пирамидальной  структуры власти является сакрализация  вождя;

2) монопольная, детализированная  идеология, легитимирующая режим  и пронизывающая его неким  величием исторической миссии. Значение  монопольной идеологии в подобных  системах велико, поскольку именно  она выступает в качестве механизма,  формирующего потребности и мотивации  индивидов, интегрирует общество  вокруг приоритетных целей. С  подчинения общества достижению  общей для всех идеи, коллективной  цели начинает формироваться  тоталитарный режим. Сведение  всего многообразия потребностей  к достижению единой цели не  оставляет места для свободы  и автономности отдельной личности;

3) активная мобилизация  населения на выполнение политических  и социальных задач с помощью  целого ряда монополистических  институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически  душат в зародыше любую форму  автономной общественной и политической  организации.

 

Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации  власти и общества в строгом классовом  делении последнего; в отождествлении судьбы государства с судьбой  человека; в стремлении государства  к автаркии, навязывании государством обществу ценностей и образа жизни  господствующего класса; в присвоении государством права на конструирование  идеального будущего для всего общества и т.д.

В этих описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей  ориентировано на закон и установленную  им систему регламентации поведения  граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры  и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся  к абсолютному контролю над обществом  и человеком и не связанная  ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура  становится здесь формой тотального господства над обществом этого  «центра» власти, его всепоглощающего  контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм — это политическая система произвола власти.

Установление тоталитарных политических порядков не является непосредственным продолжением деятельности предшествующего  легитимного режима власти и связанных  с ним общественных традиций. Тоталитарные режимы, а впоследствии и системы  рождались как воплощение определенных политических проектов, предусматривавших  построение властью «нового» общества и отметавших при этом все то, что не соответствует или мешает реализации таких замыслов. Главный  акцент в этой политике делался на отрицание старого порядка и  утверждение «нового» общества и  человека. Например, советский режим  последовательно пытался полностью  уничтожить во всех сферах общественной жизни любые проявления буржуазных отношений, образцы складывавшейся в обществе предпринимательской  культуры, либерально-демократические  идеи, не регламентированную властью  гражданскую активность населения.

Наиболее важным механизмом формирования таких политических и  социальных порядков, подлинным движителем этого процесса являлись идеологические факторы. Именно идеология определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного  политического идеала, формировала  соответствующие институты и  нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки  их реализации. Только идеология оправдывала  реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, — непременному воплощению. Занимая центральное  место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента  власти в саму власть. В силу этого  и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностью идеократии, или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев).

В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие: резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

В обощенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

Информация о работе Тоталитаризм, как тип политического режима