Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….. 3
Типы избирательных систем……………………….…………………….……..3
Мажоритарная избирательная система…….………………………….……….3
Пропорциональная избирательная система……………………………………5
Смешанная избирательная система…………………………………………….6
Избирательные системы в РФ……………………………………………….….6
Избирательная компания. Роль СМИ в избирательной компании………….8
Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы…………………….11
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Политология.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Начиная с декабря 2003 г. пропорциональная система используется повсеместно на выборах представительного органа государственной власти субъекта Федерации и по ней избирается не менее 50% депутатов регионального законодательного органа или одной из его палат. При этом большинство субъектов Федерации также предпочло систему закрытых списков.

Избирательные системы, основанные на преференциальном голосовании, до сих пор в России не применялись.

 

 

  1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. РОЛЬ СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

 

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Все усилия в избирательной  кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов.

Средняя продолжительность  избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах  она длится больше.

Для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ.

Подготовительный  этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д.

«Финишная прямая» Кампания выходит на финишную прямую. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная  кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо  более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

— регистрация в Минюсте  и в ЦИК избирательного объединения/блока;

— выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно  избирателями и избирательным объединением/блоком;

— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;

— начало сбора подписей в поддержку кандидатов;

— представление в  ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

— образование избирательных  участков;

— начало предвыборной агитации;

— решение вопросов, связанных  с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

— собственно, сами выборы.

Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа  факторов, среди которых не последнюю  роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности  гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д.

В сфере формирования представительных и других выборных органов власти роль СМИ многогранна. При этом следует различать использование  СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ  выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой - ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

“Уполномоченные” СМИ несут главную нагрузку по информационному обеспечению избирательной кампании. На них возложены следующие задачи:

обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия  проведения предвыборной агитации;

предоставлять избирательным  комиссиям возможность размещения печатной информации;

предоставлять избирательным  комиссиям бесплатное эфирное время  для информирования избирателей;

на равных основаниях предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время в прайм-тайм;

резервировать платное  эфирное время для проведения агитации кандидатами, избирательными объединениями и блоками в  объеме не меньшем, чем объем бесплатного  эфирного времени;

выделять печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками;

публиковать в 3-дневный  срок получаемые из соответствующих  избирательных комиссий сведения о  поступлении и расходовании средств  избирательных фондов;

публиковать в 3-дневный срок получаемые из соответствующих избирательных комиссий отчеты кандидатов, избирательных объединений и блоков о размерах и обо всех источниках создания их избирательных фондов, а также обо всех произведенных затратах.

 

 

  1. Избирательные технологии: связи с общественностью; политическое консультирование; стратегия и тактика предвыборной борьбы.

 

Избирательные технологии, как и любые другие, -- «враг  произвола». Такова их сущность. Их использование  предполагает стандартизацию деятельности. Но эту характеристику избирательных технологий не стоит возводить в абсолют. В любой избирательной кампании всегда есть место нестандартным действиям и творчеству. Если задаться вопросом, воспроизводимы ли в различных условиях однотипные избирательные технологии, то на него следует ответить утвердительно. Действительно, избирательные технологии в целом не относятся к разряду уникальных. В выборах различных институтов власти, различного уровня и в разных странах используются одни и те же апробированные приемы. И это верно при одном условии: эти приемы должны быть адаптированы применительно к конкретной электоральной ситуации, должны использоваться с учетом специфики избирательной системы и национальных или местных политических, социально-экономических, культурных особенностей.

Последнее обстоятельство позволяет обратить внимание еще  на один характерный признак избирательных  технологий. Ориентируясь на использование  наработанных приемов организации  и проведения избирательной кампании и определенных алгоритмов решения электоральных задач (при всей их значимости в структуре избирательных технологий), не следует умалять роли знания. Речь идет о знании в широком смысле этого слова: это и знание того, что и как необходимо делать, а также зачем, почему и в соответствии с какими требованиями; это и знание, основанное на участии в конкретных избирательных кампаниях, и научное знание. Для эффективного использования избирательных технологий «важно знать не только алгоритм, но и те глубинные факторы, которые делают возможным использование этого алгоритма в политической практике».

В своей деятельности они должны учитывать следующую  особенность избирательного процесса. Судьба избирательной кампании решается гражданами, которые свободны в своем  выборе.

У кандидата и его  команды нет законных инструментов, с помощью которых можно было бы заставить гражданина, во-первых, прийти на избирательный участок, а во-вторых, проголосовать должным образом. Соответственно, влияние, которое может быть оказано на избирателя, - весьма специфического свойства: оно строится не на принуждении, а на убеждении, внушении, подражании. Это позволяет рассматривать избирательные технологии как воплощение информационного воздействия.

Все многообразие технологий информационного воздействия сводится к двум типам: маркетинговым и немаркетинговым.

Технологии маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и  ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, путем.

Применение этих технологий имеет смысл лишь в рамках политического рынка, представляющего собой пространство, на котором происходит обмен политических товаров и услуг на голоса избирателей, лояльность и поддержку граждан. Главным родовым признаком традиционного, экономического рынка является конкуренция. Этот признак характерен и для мира политического. Таким образом, необходимым условием использования обозначенных технологий является наличие конкуренции, т.е. соревнования за потребителя и первенство в реализации предлагаемого продукта. Отметим, что избирательная кампания, связанная с борьбой за властные позиции, - это всегда арена конкурентного соперничества. А если есть конкуренция, значит, существует и проблема сбыта.

Кроме того, следует особо  подчеркнуть, что рыночный подход к политике предполагает наличие у граждан свободного альтернативного выбора между конкурирующими предложениями. Более того, первоначально гражданин решает вопрос, есть ли у него вообще потребность в предлагаемых «политических товарах», т.е. избиратель, прежде чем выбрать конкретного кандидата, решает, голосовать ли ему вообще.

Итак, когда конкурирующие  политические субъекты сталкиваются с  проблемой сбыта своего продукта, а граждане имеют возможность  свободного альтернативного выбора, залогом успеха становится изучение потребностей потребителей «политического товара». На этом и строится маркетинговый подход к политическим взаимодействиям.

Маркетинговый подход к  политике в целом и к проведению избирательных кампаний в частности  строится на основе изучения потребностей, мотивации, ценностей, установок потребителей. Это фундаментальное, но не единственное направление исследовательской деятельности в рамках политического маркетинга. Условием эффективного продвижения предлагаемого продукта является также изучение конкурентов и политических, социально-экономических, правовых, социокультурных особенностей, характерных для данной конкретной ситуации.

Возникновение маркетинга, как известно, связано со сферой экономики. И лишь впоследствии маркетинг  переместился на политический рынок. Поэтому, несмотря на определенную специфику двух разновидностей маркетинга -- коммерческого и политического, -- принципиальной разницы между ними нет, и все те черты, которые присущи коммерческому маркетингу, свойственны и его аналогу в сфере политики.

Политический маркетинг - это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важной частью любой  политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

На избирательный процесс  в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки организации и проведения выборных компаний, т.е. использование избирательных технологий.

В определенном смысле можно  сказать, что "избирательная кампания" является аналогом понятия "комплекс маркетинга", который во время выборов включает в себя самого кандидата ("товар"), его "цену", "место продажи" - избирательные участки и "продвижение товара".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской  Федерации. Научно-практический  комментарий. М., 1997.

2. Громыко АЛ. Политическая  власть и ее составляющие. М.: О-во  «Знание» РФ. МГИУ, 1999 ч.1

3. Душин И. и др. Выборы. Технологии избирательных кампаний. -- Харьков, РА, 1998

4. Koвлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1998.

5. Пушкарева Г.В. Избирательная кампания: как это делается? // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2.

6. Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал. 1998. № 2.

 

Информация  из сети Интернет:

 

7. http://works.tarefer.ru/66/100074/index.html

8. http://otherreferats.allbest.ru/political/00041953_1.html

Информация о работе Типы избирательных систем