Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 04:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. Современное общество, развивающееся в условиях глобализации, представляет собой совокупность различных культур, существующих в едином мировом пространстве. Человечество постепенно приходит к осознанию общности человеческой истории и судьбы. Неоспоримым фактом современной истории является рождение общей цивилизации, которая возникла, существует и обогащается духовно благодаря вкладам всех исторических локальных цивилизаций.

Содержание

Введение.
Глава 1. Социально-философские концепты анализа личности общества и справедливости в либерализме икоммунитаризме.
1.1. Либеральный и коммунитаристский подходы анализа личности и общества.
1.2. Сравнительный анализ либеральной и коммунитаристской теорий справедливости.
Глава 2. Мультикультурализм как результат либерально-комму нитаристского дискурса.
2.1. Гражданское общество как предмет теоретического консенсуса либерально-коммунитаристского анализа.
2.2. Анализ мультикультурного единства гражданского общества в философии Ю. Хабермаса.

Работа состоит из  1 файл

Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма.docx

— 58.70 Кб (Скачать документ)

Теория мультикультурализма  как синтез философских концепций  либерализма и коммунитаризма

Автореферат

Диссертация

Артикул: 233673

Год: 

2006

Автор: 

Волкова, Татьяна  Павловна

Ученая cтепень: 

кандидат  философских наук

Место защиты диссертации: 

Мурманск

Код cпециальности ВАК: 

09.00.03

Специальность: 

История философии

Количество cтраниц: 

174

Оглавление: 

Введение.

Глава 1. Социально-философские  концепты анализа личности общества и справедливости в либерализме  икоммунитаризме.

1.1. Либеральный  и коммунитаристский подходы анализа личности и общества.

1.2. Сравнительный  анализ либеральной и коммунитаристской теорий справедливости.

Глава 2. Мультикультурализм как результат либерально-комму  нитаристского дискурса.

2.1. Гражданское  общество как предмет теоретического  консенсуса либерально-коммунитаристского  анализа.

2.2. Анализ  мультикультурного единства гражданского  общества в философии Ю. Хабермаса.

Введение: 

    Актуальность  исследования. Современное общество, развивающееся в условиях глобализации, представляет собой совокупность различных  культур, существующих в едином мировом  пространстве. Человечество постепенно приходит к осознанию общности человеческой истории и судьбы. Неоспоримым  фактом современной истории является рождение общей цивилизации, которая  возникла, существует и обогащается  духовно благодаря вкладам всех исторических локальных цивилизаций.

    В процессе построения современного многокультурного общества происходят значительные изменения  в его философской концепции. Сообразно происходящим общественным изменениям трансформируются и многие подходы к пониманию социальной реальности. Одной из философских концепций глобального общества, очевидно, является теория и практика мультикультурализма, основа которой - это идея интеграции различных культур, позволяющая сохранить эти культуры и обеспечить их взаимодействие и взаимообогащение на основе равноправного диалога.

    В философском плане мультикультурализм представляет собой достаточно широкое понятие. Помимо концепции признания культурного многообразия, мультикультурализм - это синтез идей либерализма икоммунитаризма, он воплощает в себе коммунитаристское стремление к объединению и либеральное понимание личности и терпимость к Другому.

    Именно  дискуссия между представителями  либерализма и коммунитаризма, которая  в течение многих десятилетий  оставалась одной из основных в философской  науке, привела к возникновению  теории мультикультурализма. Импульсом для возникновения этой дискуссии послужила сформулированная в 1971 г. концепция справедливости Джона Ролза.1 Его теория справедливости как честности (the theory of justice as fairness) является выражением современной либеральной философии, поскольку в ней

    1 См.: Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. четко определена основная проблематика этой доктрины, разработаны ее концептуальный и методологический инструментарий, даны варианты ответов на ключевые политико-философские вопросы. Поэтому, не случайно, что, как коммунитарные критики, так и сторонники других либеральных концепций, отличных от предложенной Д. Ролзом, формулируют свои позиции с явной ссылкой на его теорию. Помимо Д. Ролза со стороны либералов в дискуссии приняли участие такие известные философы, как Р. Дворкин, Т. Нагель, У. Кимлика и многие др. В числе наиболее известных коммунитарных критиков либерализма обычно называют М. Сэндела, А. Макинтайра, Ч. Тэйлора и М. Уолцера. Этих четырех философов объединили в один лагерь не только потому, что они занимают некую единуюфилософскую позицию, которую можно было бы определить как "коммунитаризм", а потому что их критические аргументы против либералов во многом близки по духу.

    В развернувшейся дискуссии и с  той, и с другой стороны было высказано  немало ценных идей и соображений  о человеческой личности и о месте  индивида в обществе и социальной справедливости. В ходе дискуссии  между теоретиками либерализма  и коммунитаризма стало очевидно, что основой данногофилософского конфликта является несовпадение концепций индивидуализма (либералы) и коллективизма (коммунитаристы), а также универсализма (либералы) и контекстуализма (коммунитаристы).

    Много внимания в ходе споров между либералами и коммунитаристами было уделено понятию справедливости. Справедливость, вообще, и социальная справедливость, в частности, были рассмотрены с различных точек зрения, в совокупности с такими связанными с ней понятиями, как благо, свобода, мораль. Поиск абсолютных оснований истинной справедливости был одной из основных тем в дискуссии.

    Однако  в последнее время в философской  литературе наметилась тенденция сближения  либеральных икоммунитаристских взглядов, выразившаяся в создании теории мультикультурализма или либерального коммунитаризма. Теория мультикультурализма объединяет правовую концепцию справедливости и приоритет прав человека, на которых строится гражданство в либеральном обществе, с правами национальных, религиозных, сексуальных и других меньшинств, каждое из которых выступает как отдельное сообщество. Мультикультурализм стремится соединить абстрактную концепцию индивида с социальной концепцией личности, принадлежащей к малой культурной группе.

    Актуальность  философского исследования теории мультикультурализма  как синтеза философских концепций  либерализма и коммунитаризма обуславливается  тем, что философия и стратегия мультикультурализма, сочетающая в себе достоинства либеральной и коммунитаристской теорий и утверждающая культурный плюрализм, имеет огромное практическое значение для жизни современного общества, поскольку она приветствует и стремится защищать культурное разнообразие, и в то же самое время обращает внимание на часто неравные отношения меньшинства с доминирующими культурами.

    Степень научной разработанности проблемы. В философской литературе анализу  различных аспектов споров либералов  и коммунитаристов посвящены работы зарубежных ученых Г. Майера, Т. Рокмора, Я. Шапиро.1 Исследованием дискуссии между либералами и коммунитаристами занимались такие российские философы, как В.Б. Власова, Л.Б. Макеева, Г.Г. Пирогов, A.B. Прокофьев, В.Г. Федотова, С.Г. Чукин. Из публикаций, касающихся

    1 См.: Майер Г. Демократические  ценности: к новому соотношению  либерализма и коммунитаризма. Теоретическое  исследование соотношения коммунитарных  и либеральных ценностей в  посткоммунистических обществах  [Электронный ресурс]. - http://www.peter-club.spb.ru; Рокмор Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 13-24; Шапиро И. Три способа быть демократом // ПОЛИС. 1992. № 1-2. С. 75-85.

    2 См. Власова В.Б. Дилемма коммунитаризма и либерализма как проблема философии права [Электронный ресурс]. - http://www.patentattorney.narod.ru; Макеева Л.Б. Дискуссия о природе ценностей в современной американской философии [Электронный ресурс]. -http://www.amstud.msu.ru; Пирогов Г.Г. Идеи и принципы коммунитаризма в конце XX -начале XXI века [Электронный ресурс]. - http://www.netda.ru; Прокофьев A.B. Фундаментальное этическое равенство и проблемы социальной этики // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 67-77; Федотова В.Г. Россия в глобальном и внутреннем мире // Мир России. 2000. № 4. т. IX. С. 78-90; Чукин С.Г. Ю. Хабермас versus А. Макинтайр: к вопросу об основаниях современногофилософствования. Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева Сер."Мыслители". Вып. 11. СПб., 2002. дискуссии между либералами и коммуиитаристами необходимо особенно отметить работы Л.Б. Макеевой и С.Г. Чукина по вопросу о философской основе противостояния либерализм-коммунитаризм.1

    В процессе исследования автор опирался также на философские концепции диалога между людьми и культурами в условиях культурного л плюрализма, разработанные М.М. Бахтиным, М. Бубером и B.C. Библером. Несомненно, значимыми для анализа проблемы восприятия Другого, Чужого, Иного в контексте мультикультурного общества являются работы таких выдающихся западных философов как М. Бубер, Э. Гуссерль, Э. Левинас, Г. Марсель, Ж.П. Сартр.3

    Для реализации задач диссертационного исследования актуальными были работы российских исследователей B.C. Малахова, Б.В. Маркова, М.В. Тлостановой, в которых рассматриваются различные проблемы развития многокультурного общества.4

    Одним из аспектов диссертационного исследования является анализ социальной справедливости как сложного философского понятия, имеющего большое значение для определения  причин возникновения дискуссии  между либералами и коммуиитаристами. Наиболее плодотворно этическая  концепция данного феномена представлена в трудах С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого,

    1 См.: Макеева Л.Б. Предисловие // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ., сост., предисл. Л.Б. Макеевой. М., 1998; Чукин С.Г. Постмодернистский подход к проблеме справедливости. Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-XXI веков. СПб., 1996. С. 21-22.

    См.: Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. М., 1995;Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

    3 См.: Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994;Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.-СПб., 2000; Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2004.

    См.: Мультикультурализм и трансформация  постсоветских обществ / под ред. B.C. Малахова и В.А. Тишкова. М., 2002; Малахов B.C. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 34-35;Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997; Тлостанова М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистских эпистемах // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. V. Вып. 3-4. С. 56-87.

    Р.Г. Апресяна, A.A. Гусейнова и ряда других ученых, специализирующихся в области этики.1

    В западной литературе тема социальной справедливости в контексте мультикультурного  общества находится в центре внимания уже более десяти лет. Ведущие  философы современного запада К.-О. Апель, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Р. Рорти в своих исследованиях рассматривают эту проблему как одну из приоритетных для современного общества.2

Информация о работе Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма