Теории политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 05:54, контрольная работа

Описание

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.

Работа состоит из  1 файл

политического лидерства.docx

— 44.76 Кб (Скачать документ)

      3.4.  Тенденции развития политического лидерства.

      Социальная  значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят  прежде всего от характера политического  строя. Очевидно, что они будут  коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом  значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство  одного лица.

      В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия  осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам  народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо  проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно  харизматические представления  о лидерстве. Эти тенденции —  институциализация и профессионализация лидерства.

      Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс  рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в  рамках определенных институтов —  норм и организаций. Функции лидеров  ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими  законодательной актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживается собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно  ограничивает их власть и возможности  маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой». В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения».

      Политик фактически превратился в специалиста  в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание  необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов  с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями  и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может  человек, не обладающий специальной  квалификацией: знаниями, навыками и  опытом.

      Политический  труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным  и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род  своих занятий даже после смены  правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах  местного самоуправления, других учреждениях.

      В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих  политических лидеров еще в детском  или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма  власти в обществе.

      Литература

      Блондель  Ж. Политическое лидерство. – М., 1992.

      Зеркин  Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

      Основы  политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

      Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. –  Л., 1973.

      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

      Соловьев  А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

      Херман  М. Составные части лидерства. Политология  вчера, сегодня, завтра. Вып. второй. –  М., 1991.

Информация о работе Теории политического лидерства