Становление политологии на рубеже ХIХ - ХХвв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание

Человек, считает он, должен в своем поведении руководствоваться велениями нравственного закона. Свобода имманентна каждой личности, но она часто перерастает в произвол одного человека по отношению к другому. Чтобы ограничить такой произвол, необходимо право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства, благо и назначение которого Кант видит в максимальном соответствии его устройства и деятельности принципам права (концепция правового государства). Идеал Канта - верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящ

Работа состоит из  1 файл

политология 2.docx

— 51.91 Кб (Скачать документ)

Вслед за приведенной характеристикой  идеологии неоконсерватизма возникает вопрос: является ли консерватизм идеологией прогресса? Ответ на этот вопрос, скорее всего, не однозначен.

Неоконсерватизм как идейно-политическое течение представляют две научные школы: "монетаризма" и политической футурологии. Первая, как известно, выступает под вывеской "чикагской школы". В центре ее исследований и пропаганды  идеи свободного рынка и оппозиция учению Дж. М. Кейнса. Представители этой школы лауреаты Нобелевской премии, монетаристы М. Фридмен и Ф. Хайек, сторонники "количественной теории денег". В соответствии с этой теорией, денежное обращение и его законы составляют центральный элемент хозяйственной системы любого общества, состояния экономической конъюнктуры.

Общеизвестно, что все  современные идейно-политические течения так или иначе определяют свою позицию относительно такого глобального явления, как научно-техническая революция. Как относятся неоконсерваторы к этому социальному феномену? Это проявляется в концепциях неоконсервативной футурологии. Конкретно  в концепциях постиндустриализма. Именно здесь наиболее ярко видна такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политических течений. (В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о теоретических разработках представителей неолиберализма).

Крупнейшими представителями  идеологии постиндустриализма среди  неоконсерваторов являются футурологи Даниэл Белл и Джон Нейсбит. В книге  «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл делит развитие общества на три стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В целом, в концепциях постиндустриализма неоконсервативных авторов преобладает мажорная тональность. И это не случайно, так как они представляют себе США как мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса.

Что касается других проявлений неоконсерватизма как одного из ведущих  течений современной западной общественной мысли, то следует учитывать, что  американский неоконсерватизм в  сфере политики неразрывно связан с деятельностью республиканской партии. Это проявляется и в области внешней политики. Так, 80-е годы  годы правления в США республиканской партии ознаменовались резким поворотом в области прежде всего американо-советских отношений. Суть этого поворота  в отходе от политики "силового глобализма", вытекающей из представлений о Советском Союзе как об "империи зла-^-', в отказе от политики "холодной войны" и переходе к добрососедским отношениям с нашей страной. (Однако это не означает, что американское руководство после ухода неоконсерваторов оставило мечту о лидерстве США в современном мире).

С победой демократической  партии США на президентских выборах 1991 г. неоконсерватизм как идейно-политическое течение не перестал доминировать в США и других развитых странах. Неоконсерватизм  явление международное. Наиболее широко он представлен (кроме США) в таких странах Западной Европы, как Франция и ФРГ. Было бы ошибочным предполагать, что неоконсерватизм не имеет никакого отношения к нашей российской политической практике. Речь идет прежде всего о всеобщности ряда черт консервативного мышления в нашей стране, в том числе  о сохранении старого мышления, духовности общественного сознания, зависимости от стереотипов прошлого.

Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими  течениями Запада очень широк: от неолиберализма и неосоциализма  к крайнему экстремизму и неофашизму.

Социализм как идейно-политическое течение и одно из направлений общественно-политической мысли и сегодня остается достаточно популярным в мире. Однако это течение отнюдь не является однородным. Единое социалистическое движение перестало существовать с августа 1914 г., т.е. с начала первой мировой войны. В нем сегодня просматриваются три направления: умеренное (центристское), олицетворением которого является социал-демократизм; лево-радикальное, представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма"  "теологией освобождения". Третья ветвь социалистической мысли Запада  "неомарксизм". Следует сказать, что понятие "кризис марксизма" относится преимущественно к марксизму как идеологической системе. Теория и методология его сегодня и впредь будут находиться в русле мировой общественно-политической мысли. В США в середине 80-х годов оформилось теоретическое направление, названное "аналитическим марксизмом", выпускается сборник с аналогичным названием. В Италии на рубеже 7080-х годов вышел в свет четырехтомный труд «История марксизма», последний том которого назван «Марксизм сегодня». Во Франции с конца 80-х годов выходит журнал «Актуальный Маркс», в котором регулярно даются обзоры состояния марксистской мысли на Западе.

Современные социал-демократы  как представители социалистической мысли и политической практики конца XX в. взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализма".

К началу 90-х годов в  мире насчитывалось более 300 социал-демократических партий, из которых 30 являются правящими, 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации Социнтерн. (Социал-демократическое идеи не получили распространение только на американском и африканском континентах).

Суть концепции "демократического социализма" состоит в приоритете государственного регулирования экономической жизни в сочетании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национализацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль государства за деятельностью транснациональных компаний, обеспечение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласованного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.

Социализм в понимании  социал-демократов  это не общест-* венный строй, а процесс внедрения  социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный  и бесконечный.

В современных условиях теория социализма совершенствуется, особый акцент при этом социал-демократы делают на поиске баланса между индустриальным и коллективным началами в жизни общества.

В России в марте 1998 г. либеральные  партии отметили 100-летний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих партий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь нашего общества пока незначительно.

Еще одним направлением современной  политической мысли является этнополитическое. Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся: осуществление права на самоопределение и независимое развитие каждой нации, народности, племени, любой социальной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами; приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в решении всех общественных проблем.

Получается, что самым  надежным способом обеспечения интересов даже малых этносов является государственная самостоятельность, несмотря на мощные интеграционные процессы, существующие в мире. Именно эта тенденция привела к возникновению острейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, между Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем. До сих пор эти проблемы не разрешены в Таджикистане. Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации.

Современные этнополитические идеи, теории повсеместно оказывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить прогресс человечества.

Можно предположить и с  определенной степенью уверенности  утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних  устоявшихся материальных и моральных  устоев существенно увеличило количество людей, которые обращаются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священнослужители, особенно католических и исламских конфессий.

В мире насчитывается свыше 1 млрд христиан, в том числе около 600 млн католиков, более 1 млрд мусульман, подавляющее большинство которых составляют сунниты, к 1 млрд приближается количество последователей индуизма и буддизма. Более 100 млн человек придерживаются разнообразных местных верований. Разумеется, далеко не все верующие вовлечены в политику. Но значительная их часть ориентирована на определенные религиозно-политические концепции. Политическое содержание и общественная роль религиозно-политических течений (доктрин) определяется отнюдь не их базовыми конфессиями, а политическими устремлениями групп, формирующих эти течения, и интересами их последователей. Общим почти для всех религиозно-политических течений является религиозно-этическое обоснование политических целей и поиск религиозно-этических путей решения общественных проблем.

Наиболее активными и  влиятельными являются поборники создания "исламских государств" в Иране, Пакистане, Афганистане, Алжире. Усиливается влияние фундаменталистов ислама в странах Средней Азии  бывших республиках СССР.

Влияние религиозных идейно-политических концепций оказывает заметное воздействие на поиск новых решений политических проблем Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

В 60-e 70-е годы появилось еще одно направление общественно-политической мысли эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, нанесшего колоссальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида.

При всем разнообразии возникших  эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.

Другая важная черта, которая  определилась в результате первых лет  функционирования движений и организаций  экологического характера,  приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических решений такого переустройства общества, которое обеспечит гармонизацию его отношений с природой.

Следует признать, что подавляющее  большинство эколого-политических концепций пользуются огромной поддержкой общественности. Их подхватывают, развивают и пытаются реализовать партии и движения различных идейно-политических ориентации: неолиберально-неоконсервативной, демократической, социалистической, национальной, религиозной. За последние 20 - 25 лет эколого-политическое направление общественной мысли добилось заметных результатов. Однако многие проблемы еще не решены. Поэтому это идейно-политическое направление имеет огромные перспективы.

Развитие всех современных  идейно-политических направлений осложняется  наличием в обществе весьма активного  экстремизма. Экстремистскими называют разные идейно-политические течения:

неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм.

Экстремистские концепции  апеллируют к не самым лучшим чувствам людей  зависти, злобе, шовинизму и находят своих приверженцев в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма.

Наиболее активными в 80-e 90-е годы оказались троцкистские и неофашистские концепции. Различные троцкистские концепции, получившие распространение во всем мире, сводятся к идее продолжения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудящихся. Есть даже случаи, когда они призывают к вооруженному насилию.

Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Италии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Муссолини. Ноу всех этих концепций и их предшественников есть объединяющий их показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталитаризма, насилия, стремятся опереться на национализм.

В некоторых странах остаются популярными идеи анархизма, проповедующие  индивидуальную свободу в обществе без государства. Известно, что экстремистские идеи способны толкнуть людей на авантюры, на разрушительные и кровавые, но в конечном счете бесплодные действия.

Все направления и течения  общественно-политической мысли в  большей или меньшей мере поворачиваются к проблемам кризиса цивилизации  или сталкиваются с ними. Способность  содействовать преодолению этого  кризиса стала основным критерием  их оценки.

 

 

 

 

 

Заключение

Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических теорий и деятельность научных сообществ. Со второй половины ХХ века начинается новая эпоха развития общества и соответственно наблюдается взлет политической мысли, призванный проанализировать и обобщить глобальные изменения и новые реалии. С 1994 года начинается развитие политической науки в новой России. Активно формируется отечественная политическая школа и новые научные направления, отражающие демократические тенденции развития современного российского общества и государства.

Информация о работе Становление политологии на рубеже ХIХ - ХХвв