Становление политологии как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:25, научная работа

Описание

Политология - это относительно новая дисциплина. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах установился другой термин - "политологическая наука") - это наука о политике. Сам термин образовался из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела)

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 35.34 Кб (Скачать документ)

Становление политологии как науки и учебной дисциплины


Политология - это относительно новая дисциплина. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах установился другой термин - "политологическая наука") - это наука о политике. Сам термин образовался из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Возникновение политологии связывают с рубежом XIX-ХХ века, когда она стала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалось в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии необходимо искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.

В истории развития политического  знания выделяют три крупных этапа:

  • первый этап уходит корнями в историю древнего мира, античности и продолжается до Нового времени: это период господства мифологических, а позже - философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной их замены рациональными трактовками, при этом политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
  • второй этап начинается с Нового времени и продолжается примерно до середины XIX века: политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и самое главное - становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития; центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения власти, правового государства и демократии; в этот период происходит становление первых политических идеологий, политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
  • третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины; процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX века, потом понадобится почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии  формируются принципиально новые  методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки. В первую очередь, политология, нарождающейся ощутила на себе влияние позитивистской методологии , принципы которой были сформулированы О. Контом и Т. Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации (от лат. Verus - искать, facio - делаю), т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (20-40 pp XX века), основанная известным американским политологом Ч. Мерриама.

Второй методологический подход, утвердился, - социологический - толковал политические явления как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм заложил традицию экономического детерминизма - понимания политики через действие объективных экономических законов классового общества.

В целом для европейских политологов  начале XX в. (А они одновременно были и социологами) было характерно исследование политики в широком социальном контексте  с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии. Развитие политологии этого периода связано  с именем Макса Вебера, которого закономерно считают основателем  теории легитимности власти и современной  теории бюрократии. Важную роль в становлении  политической теории сыграли Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, заложившие основу теории элит.

Мощное влияние на становление  методологии и проблематику политологии  оказали идеи основателя психоанализа З. Фрейда. Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в  детерминации политических явлений. Значительной степени под влиянием психоанализа в политологии сформировались направления, исследующие политическое поведение, побудительные причины стремления к власти. Значительный вклад для  утверждения в политологии методов  психоанализа и экспериментальной  психологии внесли Ч. Мерриам и его соратник по Чикагской школе Г. Лассуэлл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву длябихевиоралистского (англ. behaviour-поведение) революции в западной и прежде всего в американской политологии после второй мировой войны. Политическое поведение было признано основой политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации, с помощью, в первую очередь, методов естественных наук. В рамках этого направления были исследованы модели поведения в различных ситуациях, например, на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, побудившая индивида к действиям.

Бихевиоралистского подход был ориентирован на два принципа неопозитивизма:

  • принцип версификации , требующего установления истинности научных утверждений посредством их эмпирической проверки;
  • принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.

БИХЕВИОРАЛИЗМ, с одной стороны, возразил идеологическую тенденциозность  в объяснении политики, а с другой - отказывал политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику  со стороны значительной части известных  политологов. В 70-х pp. XX в. в развитии западной политологии начался новый период, получивший название "постбихевиоральнои революции". Было признано, что главным в политологии является не только описание, но и толкование политических процессов, также ответы на запросы общественного развития и выработки альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к разносторонних исследовательских подходов: историко-познавательного метода, исследовательского подхода, разработанного М. Вебером, марксизма и неомарксизма, в частности к идеям представителей Франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, Э. Фромма. Политология вновь обратилась к нормативно-институциональных методов, объясняющих политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбихевиоральнои революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия наиболее разносторонних подходов в изучении политической сферы: недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления.

В послевоенный период политология  существенно расширила и сферу  своих исследований.

Это прежде всего такие вопросы, как:

  • политические системы (Г. Парсонс, Д. Истон, К. Дойч);
  • политическая культура (Г. Алмонд);
  • политические режимы (Х. Арендт, К. Поппер, К. Фридрих, З. Бжезинский);
  • партии и партийные системы (М. Дюверже, Дж. Сартори);
  • конфликт и консенсус в политике (Р. Дарендорф, С. Липсет).

Политическая наука обогатилась  новыми направлениями в исследовании проблем демократии. Р. Даль, Дж. Сартори, Й. Шумпетер разработали новые теоретические модели демократии. В последние десятилетия возросла интерес к проблемам политической модернизации (С. Хантингтон) и проблем создания условий, определяющих демократические преобразования различных стран.

Развитие политологии как самостоятельной  науки и учебной дисциплины - это  не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология  становится на путь активного организационного оформления. Существует несколько взглядов относительно начала институционализации  политологии, т.е. ее оформления в самостоятельное  направление в сфере образования  и научных исследований. Некоторые  ученые связывают ее появление с  возникновением в середине XIX в. в  Германии правовой школы, ориентированной  на изучение государства. Позже, в 1871 г. в Париже создается другой политологический центр - Свободная школа политических наук. Другие исследователи символической  датой появления политологии  называют 1857 p., когда в США в  Колумбийском колледже, впоследствии ставший университетом, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь  открывается Школа политической науки. С этого года в США начинает издаваться первый политологический журнал. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических  политических институтов и международных  центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Всемирная ассоциация политических наук. В 70-90 pp. XX в. происходит конечная институционализация политической науки. С вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений


 

Предмет, структура и функции политологии


Как любая наука, политология имеет  свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны  объективной реальности, подлежащих рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться различными науками под особым углом зрения, с позиции своего предмета и методов. Объектом политологииявляется политическая сфера общества и все процессы, которые в ней происходят. Но существует более десяти гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику: например, философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, подлежащего всестороннему исследованию.

В отечественной политологии сложились  две позиции относительно предмета политологии. Согласно первой, политология - это целостная и интегративная  наука о политике, которая включает в себя весь комплекс частичных политических знаний. Сама же политология выступает  как междисциплинарное знание, а  ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической деятельности, исследуются отдельными субдисциплины - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.

Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, не пытается охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет  исследования: закономерности отношений  социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующих и подвластными, управляемыми и управляющими . При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о политологию, можно высказать мнение, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а соотносятся как два "концентрические круги" накопления политического знания.

Большинство исследователей рассматривают  политологию как единую интегрированную  науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.

В зависимости от проблематики, изучаемой она включает в себя следующие направления:

  • политическую философию , которая исследует ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основе которых функционирует политика и власть, кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки, ее методологическую базу;
  • теорию политики ; это более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней, она имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и т.п.;
  • политическую социологию , которая акцентирует внимание на социальном обосновании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;
  • политическую психологию , которая исследует роль установок, убеждений, мотивов и бессознательных факторов на политическое поведение; эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;
  • историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи;
  • политическую антропологию , которая изучает влияние социобиологическую качеств человека на политику, а также связь политики с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;
  • теорию международных отношений , которая рассматривает проблемы мировой политики и взаимоотношений государств; внутри этого направления выделяют геополитику, что рассматривает использование государствами пространственных факторов для достижения политических задач.

Это далеко не полный список суботраслей, входящих в структуру политологии. По разным оценкам, в единую систему политической науки объединяются от двадцати до сорока дисциплин, отражающих процесс углубления специализации политического знания.

Вторая структура политологии  предполагает разграничение фундаментальной  теоретической (часто ее называют общей) и прикладной политологии. Одно направление  отличается от другого задачами, исследовательскими процедурами и связями с практикой.Теоретическая политология ставит своей задачей получение нового знания, объяснения и понимания политической реальности, разработку новых концептуальных моделей реальности. Но ее влияние на практику носит опосредованный характер. Наоборот, прикладная политологиянепосредственно ориентирована на достижение реального политического эффекта. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы политической реальности. Конечной целью исследований в этой сфере есть прогнозы, рекомендации, советы участникам политического процесса. Данное направление политологии непосредственно связана с практикой. Об практическое направление прикладной политологии свидетельствует и сфера ее внимания: технологии избирательных кампаний, изучения общественного мнения, электоральное поведение, технология организации власти, принятие политических решений, политическое прогнозирование, моделирование политических процессов и т.д.

Два направления политологии дополняют  друг друга. Теоретическая политология  дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, но в то же время в своих обобщениях он сам опирается на эмпирический материал, собранный практиками-политологами.

Назначение политологии для  общества раскрывается в ее функциях.

  • Познавательная функция заключается в исследовании многогранности политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития.
  • Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.
  • Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.
  • Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.
  • Политическая социология - формирование гражданской культуры.

Политическое знание помогает понять человеку свою роль в мире политики, вооружает его политическим опытом и осознанием своих прав и возможностей.

Методы политологии


Современная политология использует разносторонние теоретические, философские, загальнологични и эмпирические методы исследования.

1. Среди методов теоретического познания , т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, как правило, выделяют следующие:

  • институциональный метод , который предусматривает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;
  • социологический метод ориентирован на выявление социальной обусловленности политики, влияние на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;
  • исторический метод , рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;
  • системный метод , который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты); объект рассматривается как целостность, которая формируется взаимодействием элементов и находится в многогранных связях с внешней средой;
  • сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных объектов (политических систем или их отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходств и различий;
  • структурно-сравнительный метод , заключающийся в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;
  • антропологический метод , который объясняет политику, исходя из природы и универсальности родовых качеств человека;
  • психологический метод направлен на изучение психологических механизмов политического поведения;
  • бихевиоралистского метод , рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки; как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;
  • нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.

2. Во вторую группу входят философские и обще-логические методы , используемые не только в политологии, но и в других науках:

  • диалектический метод , предусматривающий рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей, компонентов и внутреннего противоречия;
  • метод восхождения от абстрактного к конкретному ;
  • анализ и синтез ;
  • индукция и дедукция ;
  • обобщение .

3. Наряду с теоретическими в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии. К ним относят:

  • опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации, оно может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирование, позволяющее выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;
  • наблюдения , которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты; наблюдение бывает двух типов: включенными и включенным; в первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
  • статистические методы , с помощью которых осуществляется накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, характеризующих различные состояния объекта;
  • математические методы , которые открывают возможность для моделирования политических процессов;
  • метод моделирования : модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.

Функции политики и ее виды. Структура политики


Таким образом, назначение (функции) политики заключается в следующем:

  • политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп;
  • политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
  • политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;
  • политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом  обстоятельств:

  • опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистическими интересами индивидов и, групп, необдуманными решениями политиков;
  • необходимостью более рационального производства и хранения материальных и духовных ценностей;
  • потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения.

Однако рациональную составляющую в политике нельзя абсолютизировать. В политике существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что  проявляется, например, в предубеждениях одних этнических групп по отношению  к другим, в электоральных предпочтениях, когда голосование определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями или антипатиями отношении политика.

Политика имеет сложную, многомерную  структуру. Она может быть рассмотрена  на уровне субъектов . Субъектами политики выступают различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные сообщества и т.д.), государства, партии, международные организации и т.д. Надо определить, что под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее значит, что они осознают свое положение в обществе и непосредственно через власть (в первую очередь, государственную) пытаются реализовать свои интересы и задачи. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятиеактер . Имея оттенок театральности, оно достаточно точно характеризует участника политической жизни как носителя определенной роли (функций). Эти роли в политическом процессе не являются равнозначными, например, роль рядового избирателя и роль представителя правящей элиты . Активность политического актера может быть выражена на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.

Одна из наиболее известных типологий  акцентирует внимание на трех уровнях  субъектов политики:

  • социальный : индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты);
  • институциональный : партии, органы государственной власти, общественные организации и т.п.; политика представлена и такими суперинститутамы, как государство-нация: ООН, НАТО;
  • функциональный : армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления: предоставление ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики за того, что на нее возлагается функция проведения каких государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречит интересам.

Объектами политики выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть. Субъекты, осуществляя политическую деятельность , вступают вполитические отношения , взаимодействуя по поводу использования власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами участников, которые являются непосредственно побудительной причиной политической активности. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических) интересов, осознания своего положения на основе сравнения с положением других групп и предусматривают ориентацию на участие в политически управленческой деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.

Характер политической деятельности и отношений определяется также  ценностными ориентациями, идеалами и очень часто эмоциями, то естьполитическим сознанием . На уровне рационального осознания политическое сознание выступает как идеология, а на уровне эмоций, переживаний и чувств - как политическая психология .

Наконец, с середины 50-х pp. XX в. суспильнознавци стали выделять особый феномен, который хотя и имеет много общего с политическим сознанием, но полностью не дублирует его - политическую культуру .

В структуре политики можно выделить нормативный аспект, выраженный конституциями, законами, программными документами партий и политических движений. Названные элементы политической жизни можно объединить в более общие виды явлений: политическую систему, политические режимы (часть политологов рассматривает политический режим как функциональную подсистему политической системы) и политические процессы.

Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и т.п.) и характеризует устройство политической власти в обществе.

Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.

Политические процессы включают в себя относительно более переменные явления. Политический процесс - это взаимодействие субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества.

Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее разные виды.

1. Так, в зависимости от сферы общества , в которой политика выражена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику.

2. По масштабу она может быть внутренней и внешней. Зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральную, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов.

3. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно обоснованную и волюнтаристскую политику.

4. По субъектами политики , т.е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и т.п.




Информация о работе Становление политологии как науки и учебной дисциплины