Средневековая политическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:45, доклад

Описание

В политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только ее "возрастом", но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется. Это объясняется тем, что постоянно изменяется как материя, так и дух , политических институтов. В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей. Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

средневековаяполитмысль.docx

— 19.21 Кб (Скачать документ)

Введение

      В политической науке глубина и  совершенство анализа определяются не только ее "возрастом", но и  тем, насколько систематически и  успешно она обновляется. Это  объясняется тем, что постоянно  изменяется как материя, так и  дух  , политических институтов. В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей. Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

      В средневековье политическая мысль  была представлена прежде всего именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее именно период средневековья отличается обилием религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти, власти церковной. “Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены” - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.

      Христианство  внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом  важнее долга человека перед государством. В средние века конфликт между  долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность  прошлого и все цивилизованное в  настоящем. В конечном счете все  соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога. 

Идея  теократического  господства в учении Августина Аврелия

      Августин  Аврелий – философ, влиятельный проповедник и политик католической церкви, родился на севере Африки. Его отец был римским патрицием, язычником, мать – христианкой. Учился в Карфагене в школе красноречия. Совершив восход к высотам римской языческой культуры (входил в круг лиц приближенных к императорскому двору), к тридцати годам резко изменил образ жизни, стал христианином. Был рукоположен в священники, а затем посвящен в сан епископа в Гиппоне – городе, расположенном недалеко от Карфагена. Под впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт «О граде Божьем» (413-426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви (духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской.

      Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением  и представляет собой борьбу светлых  и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной  воли стремящейся к самостоятельности  и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых  и темных сил и всемирная история  распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны  строят град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе. 

Политическое  учение Фомы Аквинского

      XIII в. – век наивысшего могущества  Римской церкви. В это время  происходит окончательное становление  средневековой религиозной догматики.  Этим церковь обязана Фоме  Аквинскому, который помимо богословия  и философии трактовал проблемы  права, морали, государства, экономики.  Фома Аквинский родился под  Неаполем, принадлежал к аристократическому  роду. Фома – первый схоластический  учитель церкви («князь философии»). Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. С 1279 г. признан официальным  католическим философом, который  связал христианское вероучение  с философией Аристотеля. Его  политические взгляды изложены  в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике»  и «Этике» Аристотеля. Одна из  частей главного произведения  «Сумма теологий» специально  посвящена законам. В 1323 г. причислен  к лику святых.

Он полагал, что  государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена  духовной. Это положение было связано  со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы  ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха  признавалось смертным грехом, поскольку  было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям  и не угнетать свой народ. В противном  случае Фома Аквинский признавал  правомерным свержение тирана.

В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все  виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу – государству  Бога. Таким образом, государство  подчиняется церкви как средство цели». При этом следует различать  сущность, форму и использование  власти. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной  власти – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в  какой светская власть нарушает законы Бога, Подданные вправе оказывать  ей сопротивление.

В учении Фомы Аквинского признавался суверенитет власти народа: «Король, изменивший своему не может требовать повиновения. Это  не восстание, направленное на свержение  короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы  не допускать злоупотреблений. С  этой целью весь народ должен участвовать  в управлении. Государственный строй  должен соединять ограниченную и  выборную монархию с аристократией  по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к  власти для всех классов посредством  народных выборов. Ни одно правительство  не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься  народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека».

Заслугой Фомы Аквинского является разработка теории закона. Человек как гражданин  христианского государства имеет  дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному. Естественный закон есть отражение Божественного закона в человеческом разуме. В силу причастности ума человека к Божественному разуму, ум человека управляет всеми его нравственными силами и является источником закона естественного (он повелевает делать добро и избегать зла). По закону естественного права протекала блаженная жизнь людей до грехопадения. Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: Оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Что касается Божественного закона – то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума.  


Информация о работе Средневековая политическая мысль