Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание

В начале работы указано, какое значение имеет введение того или иного вида избирательной системы для формирования представительного органа. Далее дано определение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. В качестве примеров проанализированы соответствующие нормы французского и итальянского избирательного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная-итог.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)
 

Кафедра конституционного (государственного)

права зарубежных стран 
 

______________

(Ф.И.О.) 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(вариант  2) 
 

Научный руководитель: 
 
 

Дата  сдачи: ___________________

Дата  рецензирования: _________

Дата  защиты: _________________

Оценка: ______________________ 
 
 
 
 

Москва

2011 

      Вариант 2.

      Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. 

      В начале работы следует указать, какое  значение имеет введение того или  иного вида избирательной системы  для формирования представительного органа.

      Далее нужно дать определение мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем, указать их виды, назвать  достоинства и недостатки каждой из систем.

      В качестве примеров надо проанализировать соответствующие нормы французского и итальянского избирательного законодательства, указанные в списке литературы.

      Желательно, чтобы студент указал избирательную  систему, которую он считает наиболее справедливой.

      В заключительной части работы нужно  кратко охарактеризовать избирательную  систему, применяемую для формирования Государственной Думы Федерального Собрания России. 

      Литература:

      Избирательный кодекс Франции (разд. II, гл. 2) // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. М.: Весь мир. 2004.

      Зарубежное  избирательное право. Учебное пособие. М.: Норма, 2003.

      Сравнительное избирательное право. Учебное пособие. М.: Норма, 2003. 
 
 

 

      Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. 
 

     В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в  двух значениях - широком и узком.

     Избирательная система в широком смысле - весь спектр общественных отношений, связанный с организацией и проведением выборов. Это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов, порядок формирования представительных органов государственных власти и органов местного самоуправления, порядок организации и проведения выборов.

     Избирательная система в узком смысле - это совокупность способов и методов подсчета голосов избирателей, определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов между кандидатами.

     Типы  избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Попытаемся сравнить их. 

Мажоритарная 

избирательная система

Пропорциональная 

избирательная система

Определение
  Мажоритарная система (от франц. majorité - большинство) - система определения результатов голосования при выборах в представительные органы, в которой избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов избирателей.1

  Механизм  выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается  самовыдвижение наряду с выдвижением  кандидатов от политических партий или  общественных объединений; в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями.

  Но  в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в  данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а сам по себе.

  Различают мажоритарную избирательную систему  относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.2

  
  Пропорциональная  избирательная система основана на партийном представительстве. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест (мандатов), пропорционально числу полученных ею голосов избирателей.

  При использовании данной системы происходит выдвижение не отдельных кандидатов, а целых списков кандидатов, составляемых и выдвигаемых политическими партиями, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

  Избиратель  фактически голосует за политическую партию, которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы. Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия, занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом.

  Пропорциональная  система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств.

  Хотя  все пропорциональные системы имеют  своей целью достижение пропорционального  представительства, реализуется эта  цель в разной мере. Выделяется три  типа:

  - системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;

  - системы с недостаточной пропорциональностью;

  - системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры для проникновения некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают.

  Как и мажоритарная избирательная система в пропорциональный системе тоже выделяют виды:

  • пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным  округом, число мандатов в котором  соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

  • пропорциональная избирательная система  с многомандатными округами. Политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам.

  
Значение введения того или иного вида избирательной системы

для формирования представительного органа

  При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи  между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители  более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.   Пропорциональное представительство, как считал французский политолог М.Дюверже, благоприятствует многопартийности и не создает стимулов к формированию предвыборных коалиций, в результате формируется партийная система, включающая множество негибких, независимых и относительно стабильных партий. В свою очередь, сложившиеся партийные системы влияют на выбор и закрепление избирательного режима. Существование множества партий не склонных к союзам предполагает борьбу за пропорциональную систему, обеспечивающую им представительство в парламенте.

  Считается, что пропорциональная система обеспечивает систему обратной связи между  государством и структурами гражданского общества, что способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

В каких округах применяется
  В основном, мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным (в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно) административно-территориальным округам. Избирательные округа формируются по одному-единственному, причем чисто формальному признаку - в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии - тип поселения, этнический состав населения и т.п. не учитываются. Административно-территориальные округа - это не географическая или административная данность, они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

  Многомандатные  встречаются редко.

  Пропорциональная  избирательная система применяется  в больших многомандатных округах (могут иметь региональный характер) или когда единым избирательным округом становится вся страна. 
  
Порядок проведения выборов
  При мажоритарной системе выборы могут проводиться в один тур, а при недостижении результата в первом - в два тура.

  В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования нелегитимного органа власти).

  Если  первый тур не определил победителя, то на второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Во втором туре голосование проводится всегда по мажоритарной системе относительного большинства.

  Аналогично  определяются победившие кандидаты  и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается  лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов приходится на округ. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов. 

  
При пропорциональной системе результат достигается  за один тур.
Способ  подсчета голосов и распределения депутатских мандатов
  Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное  законом большинство голосов  избирателей округа.

    Большинство в различных странах бывает разным. Различают мажоритарную избирательную систему относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.3

  Мажоритарная  избирательная система абсолютного большинства:

  1) устанавливает обязательный порог  участия избирателей и, как  следствие, в случае его недостижения, признание выборов несостоявшимися;

  2) избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей (больше 50%), принявших участие в выборах;

  3) голоса, поданные за проигравших  кандидатов, пропадают;

  4) предполагает систему повторных  туров голосования;

  5) во втором туре допускается определение результатов голосования по правилам относительного большинства - для избрания кандидату достаточно получить число голосов избирателей, превышающее число голосов избирателей, полученных другими претендентами.  

  При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если за него проголосовало менее половины избирателей.

  1) избирательные округа, как правило,  одномандатные;

  2) не устанавливается порог обязательного участия избирателей, выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей (даже одного избирателя);

  3) кандидат избирается наименьшим  количеством голосов, т.к. избранным  считается кандидат, получивший  просто больше голосов избирателей, чем другие кандидаты. Получается, что чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов избирателей требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше4. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

  4) голоса, поданные за проигравших  кандидатов, пропадают (не учитываются);

  5) сильно искажается реальная картина  голосования.

  Мажоритарная  избирательная система относительного большинства всегда результативна, но крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию.

  Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, наиболее ярко проявляется в совокупности с  особыми способами нарезки избирательных  округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

  Суть  «избирательной геометрии» состоит  в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при  сохранении их формального равенства  заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1-2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов.

  Законодательство  ряда зарубежных стран, как и российское, исходит из того, что практически  невозможно образовывать абсолютно  равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», цель которой состоит в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2-3 раза больше округов.

  Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование  проводится в один тур, т.к. победитель определяется сразу же. Это значительно  удешевляет выборы. Эта система имеет своих сторонников еще и потому, что обычно обеспечивает партии-победителю абсолютное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. 

  При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается тот кандидат, который получил квалифицированное, т.е. установленное законом, большинство голосов, превышающее абсолютное, т. е. 2/3, 3/4 голосов избирателей и т.п.

  Эта система высокопредставительна, но малорезультативна.

  Применяется редко, обычно при решении конституционных  вопросов.

  Если  в первом туре выборов победитель не определен, то проводится второй тур, в котором на новое голосование  избирателей обычно выносятся две  кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими5.  

  Подсчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших.

  
  При этой системе используются различные  способы распределения мандатов:
  • метод избирательной квоты означает определение минимального числа голосов, необходимого для избрания одного кандидата (т.е. определяется сколько голосов избирателей приходится на 1 депутатский мандат); Для подсчета избирательной квоты число проголосовавших избирателей в округе делится на число депутатских мандатов, подлежащих распределению.

  Затем, смотрят, сколько раз избирательная квота укладывается в количестве поданных за партию голосов. Такое количество депутатских мандатов и получает партия.

  Сразу распределить все мандаты не всегда удается, т.к. число избирательных  голосов, как правило, при делении  на квоту не получается без остатка. Как быть с остатками? Распределение оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей средней.

  По  методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим  набольшие остатки голосов избирателей  после первоначального распределения  мандатов.

  Несколько сложнее идет распределение оставшихся мандатов по методу наибольшей средней. Чтобы ее вычислить, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число уже полученных ею мандатов плюс 1. В итоге, оставшиеся (после первого распределения) мандаты получат партии, у которых число, получившееся в результате деления, больше. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка.  

  
  • метод делителей, при котором последовательно  делятся голоса, полученные каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей (к примеру метод д’Онта);

  Суть  его заключается в том, что  число голосов, полученных каждой партией, делится последовательно на ряд  натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные  от деления располагаются в убывающем  порядке. Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов, распределяемых в округе. Разделив голоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим распределение мандатов.  

  
  • заградительный  барьер означает установление минимального процента голосов, которые должен набрать список, чтобы участвовать в распределении мандатов. Обычно это от 3 до 7 процентов голосов;

  В странах, где действует «заградительный  барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем предусмотрено законом. Требование минимального числа голосов может быть выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться ограничение может как на первой стадии, так и на стадии вторичного распределения мандатов.

  Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в  Италии к распределению остаточных мандатов не допускаются партии, набравшие  менее 300.000 голосов по стране.  

  
  • блокирование (соединение) списков применяется при блоке разных партий, от которых составляется общий список кандидатов.

  На  любом этапе выборов партии могут  объединить свои списки, тогда голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются  и считаются поданными за один список. Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней. Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в 50-е годы.  

  Поскольку пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки (как правило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ), то немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.

  Здесь возможны различные варианты: 

  
  • «жесткие» списки, в которые избиратель не может вносить изменения. Кандидаты в списке располагаются не в алфавитном порядке, а в зависимости от положения кандидата в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдельным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
  • «гибкие» списки, в которые могут вноситься изменения. Голосуя за список в целом, избиратель указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
  • преференцированное (предпочтительное) голосование, когда избиратель не только голосует за партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений изменять приоритетность, т.е. переставлять кандидатов в рамках списка. Если избиратель не воспользовался правом на преференции, считается, что он поддержал установленную заранее очередность кандидатов в списке. Преференция учитывается в том случае, если ее указал установленный процент избирателей.

  Такая система применяется в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может выразить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуальная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуальными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке. По каждому списку, получившему мандат, избранным считается кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.

  • панаширование, которое дает право избирателю голосовать за кандидатов из разных списков или вписывать в списки новых кандидатов. Этот способ применяется как при мажоритарной, так и при пропорциональной избирательной системе.
  • Существуют также системы единственного непередаваемого голоса, единственного передаваемого голоса и кумулятивного вотума (совокупного), которые применяются редко.

  Система передаваемых голосов - учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от различных партий. Таким образом, избирателю предоставляется возможность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.

Недостатки избирательной системы
  При такой системе значительное число голосов избирателей не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными».

  Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных  органах власти. Это несправедливо, тем более что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство.

  Например, при наличии в одномандатном избирательном округе пяти кандидатов, голоса распределились так: четыре кандидата получили голосов приблизительно поровну (каждый из них набрал по 19% голосов - в сумме 76%), пятый кандидат набрал 20%, против всех проголосовало 4% избирателей. Пятый кандидат получит мандат и реально будет представлять всего 20% избирателей. 80% избирателей голосовали не за данного кандидата (или против), а он будет считаться демократически избранным.

  Таким образом, искажается картина реального  соотношения политических сил в  стране и значительно искажаются предпочтения избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората.

  Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования  превращается в выбор «наименьшего из двух зол», а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции. 

  Если  партийные списки «жесткие» и  избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями, избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. Эта проблема не возникает в случае «гибких» партийных списков.

  Возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.

  Пропорциональная  система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

  Т.к. голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

  Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной  независимостью партийных депутатов  от регионов и невозможностью, в этой связи, выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть.

  При «жестких» списках возможно использование хитрости, когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка.

  Жесткие партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии.

  Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным  избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

  Установление  большой избирательной квоты  в округе может заранее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая  небольшие партии шансов на получение  мандатов. Против небольших партий может быть направлена и практика образования небольших многомандатных округов, от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, реально ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном положении оказываются крупные партии. Поэтому максимальное использование демократического потенциала пропорциональной системы возможно лишь при максимальном укрупнении избирательных округов и выборе оптимальной системы определения пропорциональности при распределении мандатов.

Достоинства избирательной системы
  Простая и, главное, понятная избирательная  система. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

  Наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.

  Мажоритарная  избирательная система является единственно возможной при выборах  глав государств или государственных  образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах  в коллегиальные органы власти (законодательные собрания), но эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства в нем сомнительно.

  По  мнению некоторых исследователей «целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами». Этот промежуток действительно используется партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.  

  В условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных и потерянных голосов избирателей, поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.

  Пропорциональная  система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей,

  «Гибкие»  списки позволяют избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

  Пропорциональная  система с низким избирательным барьером (минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов) позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелким, невлиятельным партиям. Голоса, не принесшие таким партиям мандатов, распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами.

 

 

     Избирательная система Итальянской Республики 

     Голосование всеобщее и прямое, без каких-либо цензов, как при выборах в Сенат, так и в Палату депутатов. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности и лишения избирательных прав в судебном порядке, а также после вынесения окончательного уголовного приговора.

     Голосование осуществляется лично без передачи права голоса другому лицу. Закон запрещает голосовать заочно, равно как и не предусмотрена возможность голосования по доверенности или по почте. Итальянские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в тех коммунах, где они проживали ранее.

     Голосование является равным в том смысле, что каждый избиратель обладает только одним голосом. При осуществлении избирательного права каждому гражданину должны быть гарантированы свобода и тайна голосования.

     Участие в голосовании рассматривается  как гражданский долг, своего рода общественная обязанность гражданина, имеющая своей целью правильное функционирование демократического государства.

     Депутатом может быть избран избиратель, достигший  на день выборов 25 лет. Для избрания в Сенат необходимо быть не моложе 40 лет.

     Согласно ст. 65 Конституции нельзя одновременно состоять членом Палаты депутатов и Сената. Законом устанавливаются случаи неизбираемости, а также несовместимости с обладанием мандата члена Парламента. К категории таких лиц относятся, в частности, члены Конституционного суда, Национального совета труда и обороны, члены областных советов, префекты, вице-префекты, представители правительства в областях, полицейские чины, дипломаты, консулы, а также высшие офицеры вооруженных сил и магистраты. Все эти лица в случае своего намерения претендовать на избрание в Парламент должны отказаться от соответствующей должности за 180 дней до окончания легислатуры Парламента или в течение семи дней после издания декрета о роспуске Парламента.

     В настоящее время система выборов  обеих палат Парламента регулируется Законами № 276 и 277 от 4 августа 1993 г., а также принятым 1 декабря 1993 г. Законом о новом порядке проведения избирательных кампаний. Эти законы корректируют прежнюю пропорциональную избирательную систему и вводят принципы одномандатности и мажоритарности. Новая избирательная система была уже дважды апробирована на всеобщих парламентских выборах в марте 1994 г., и на досрочных выборах в апреле 1996 г.

     Палата  депутатов насчитывает 630 мест, которые  распределяются между областями в зависимости от численности населения по данным последней всеобщей переписи. На парламентских выборах 1996 г. 475 депутатов были избраны по одномандатной мажоритарной системе, а 155 депутатов — по пропорциональной.

     Сенат избирается на областной основе. Число мест выборных сенаторов — 315. 18 областей имеют не менее семи мест, а области с многочисленным населением направляют в Сенат: Ломбардия — 47; Кампания — 30; Лацио — 27; Сицилия — 26; Пьемонт и Венето — по 23; Эмилия-Романья и Апулия — по 21 сенатору. Малонаселенная Валле д'Аоста обладает одним сенаторским местом, а Молизе — двумя. Три четверти сенаторов избираются по мажоритарной системе и одна четверть — по пропорциональной. 

 

     Избирательная система Французской  Республики 

     Парламент состоит из Национального собрания и Сената. ( Гл. IV. Ст. 24 Конституции от 4 окт. 1958 г.).

     Национальное  собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе. Это означает, что в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов. (От округа избирается один депутат. Всего таких округов 577, из них 555 округов относится к метрополии, а 22 – к заморским территориям).

     Если  никто не получил большинства, то через неделю проводится второй тур. Для участия в нем допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

     Сенат (не может превышать 348 членов) формируется, в основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не позволяет ему резко менять политический курс. Избирательная коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. региональных и генеральных советников и около 104 тыс. представителей муниципалитетов. Последние фактически и избирают Сенат Франции.

     Выборы  сенаторов проходят в главном  городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная система применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от них - 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

     Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от численности  населения коммуны. Обжалование  результатов выборов подводится в отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении других членов представительных учреждений - в органы административной юстиции. 
 
 
 

 

     

     Избирательная система Российской Федерации 

     Пропорциональная  система, которая теперь будет применяться  на выборах в Государственную Думу, предусматривает уменьшение общефедеральной части партийного списка до 3 человек (раньше - в пределах 18 человек). Вся остальная федеральная часть списка должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп кандидатов. Это требование будет стимулировать партии на поиск соответствующих кандидатов практически во всех регионах Российской Федерации. Предусмотрена возможность включать в партийные списки не только членов партии, но и беспартийных, а также членов других партий.

     С целью структурирования и дальнейшего поступательного развития российского политического пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей, преодолев который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. При этом в любом случае в парламенте должны быть представлены партии, которые в сумме получили не менее 60% голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Такое требование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7% барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7% барьер преодолели 3 партии, набравшие в сумме лишь 58%, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и четвертая партия, у которой меньше 7%.

     В целях поддержки деятельности политических партий и обеспечения их большей  независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка  политических партий увеличена в  десять раз - до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей.

     Согласно  новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов - с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более  чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.  

Информация о работе Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем