Современное состояние политических идеологий: неоконсерватизм, неолиберализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:00, реферат

Описание

Политическая идеология - “система идей”, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.

Содержание

Введение .........................................................................................
3
1.
Политическая идеология ………………………………………...
3
1.1

1.2.
Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, коммунизм…………………………
Современное состояние политических идеологий: неоконсерватизм, неолиберализм. ...............................................

3

7
2.
Заключение .....................................................................................
10
3.
Список использованной литературы ...........................................
10

Работа состоит из  1 файл

срсп 11 политология ответ.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

    

 

Введение .........................................................................................

3

1.

Политическая идеология ………………………………………...

3

     1.1

 

     1.2.

Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, коммунизм…………………………

Современное состояние  политических идеологий: неоконсерватизм, неолиберализм. ...............................................

 

3

 

7

2.

Заключение .....................................................................................

10

3.

Список использованной литературы ...........................................

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая идеология - “система идей”, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного  сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.

Политическая наука, идеология  и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют при этом различную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно  отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят  из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут  поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

 

 

1.1. Основные политические идеологии современности:  либерализм, консерватизм, коммунизм

Либерализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

Центральное место среди  идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право  на самостоятельное преследование  личного интереса. Индивидуализм  в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека.

Либеральная теория "общественного  договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и  формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан.

Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость.

Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и  принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.

Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед  законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в  свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права.

Наиболее последовательную концепцию  либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов  американской буржуазной революции  Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым  злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами.

В духовной сфере либерализм склонялся  к терпимости и компромиссу.

Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

Либерализм сыграл огромную роль в  разрушении страха идеологических ценностей  традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:

- индивидуализм, который видит  основную задачу общества и  государства в обеспечении каждому  индивиду возможностей для развития  его способностей;

- свобода, которая должна обеспечиваться  в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида;

- равенство, как утверждение  того, что все люди равны от  природы и имею равные права  и возможности; - братство, понимаемое  как сотрудничество людей в  создании благополучного общества  и отказ от использования своей свободы во зло другим.

Консерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.) Л. Де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм.

Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии  теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский  подход.

Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства  людей перед богом. Равенство  существует в области морали и  добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных.

Достойное - достойным - таков принцип  консерваторов применительно к  социальному статусу личности.

Коммунизм — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства. После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

В основе социалистического государства (то есть придерживающееся коммунистического строя, дословно - «строящее коммунизм»  находится партия, которая не укладывается в собственно политологическое определение «выразителя интересов отдельного класса». Пространные определения «социализма» и «коммунизма» излишни в данной работе.

Коммунизм не может считаться  исключительно экономическим укладом, как капитализм, а является именно идеологией. Сергий Булгаков в работе «Карл Маркс как религиозный  тип» выдвину мнение, что атеизм, будучи центральным мотивом философии Маркса, лежит в основе его исторических и социальных концепций, прежде всего - «материалистического понимания истории», под чем Булгаков понимает полное отрицание роли индивидуальности в историческом процессе. Социализм для Маркса явился высшей ступенью атеизма. Отказ от частной собственности и религии, наряду с уничтожением семьи (воспитание детей в отрыве от родителей,  провозглашены основами коммунистического мировоззрения.

Принимать марксизм абстрактно (к чему тяготеют в настоящее время американские или европейские «марксисты») или как «руководство к действию» (что, вероятно, уже мало возможно) - от этого идейное содержание учения не меняется, и это, разумеется, надо помнить, и, особенно, говоря о марксизме, перенесенном не русскую почву.

 

 

1.2. Современное состояние политических идеологий: неоконсерватизм,  неолиберализм

Неоконсерватизм — идеология той части консервативных политиков в США, которые выступают за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными США режимами и установление в этих государствах демократии. Это направление появилось в начале 1970-х годов в рамках Демократической партии в связи с тем, что часть демократов была не согласна с недовольством большинства демократов войной во Вьетнаме и выражала скептицизм в отношении социальных программ "Великого общества". Хотя неоконсерваторы в целом являются сторонниками свободного рынка, они менее склонны возражать против вмешательства государства в жизнь общества (в частности, против увеличения налогов), чем традиционные консерваторы - сторонники Республиканской партии. В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неокон».

Информация о работе Современное состояние политических идеологий: неоконсерватизм, неолиберализм