Социальные основы политики: целостная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание

Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие формы, нормы и способы общежития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ 5
2. ЛИЧНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 7
2.1. Личность как субъект политики 9
2.2. Социальная общность как субъект политики 12
2.3. Государство как субъект политики 14
2.4. Властно значимые интересы – основа деятельности 15
субъектов политики 15
3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 72.49 Кб (Скачать документ)

Политическая социализация является неотъемлемым слагаемым процесса общей социализации личности. При этом происходят два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых членов. Здесь политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность обеспечить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры личности; формируется ее политическое сознание, «моделируется» политическое поведение, происходит становление личности человека–гражданина.

Проблема личности как  «меры всех вещей», в том числе  власти и политики, имеет в политической науке, по меньшей мере, три главных аспекта:

а) Личность как особенности  человека: его специфические привычки, ценностные ориентации, мотивационно-деятельные установки и т.д. Под этим углом  зрения обычно исследуется личность политического лидера (монарха, президента, премьер-министра и т.д.), индивидуальные особенности которого самым непосредственным образом субъективизируют политику, т.е. оказывают довольно существенное влияние на состояние и функционирование этой сферы. Причем это характерно не только для политической культуры Востока с ее традициями сакрализации (обожествления) верховной власти и ее носителей, но и для прагматичной западной демократии.

б) Личность как представитель  вполне определенной человеческой общности или группы (социальной, профессиональной, этнической, элитарной, массовой и т.д.), а также как исполнитель той или иной политической роли (избирателя, члена общественной организации, партийного функционера или активиста, репрезентативный» подход к личности как бы растворяет (деперсонифицирует) ее в более крупных социальных формированиях и группах или же в предписанных ей по статусу ролях и функциях. Он не позволяет отразить автономию и активность индивида (его самость) как специфического актора (субъекта) политики.

в) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом  и свободой выбора, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами. Это индивидуальность, не сводимая к отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.д.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этой ипостаси человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и пользуется определенными политическими правами и свободами, т.е. выступает одновременно в качестве субъекта и объекта политики.5

Одним из важнейших условий  политической субъектности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он пытается влиять на политику в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность и другие насильственные акты. Человек, не обладающий властными функциями и соответствующими правами, сам по себе подлинным субъектом политики быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны и бывают не лишены эффекта. В общем и целом политические действия отдельной личности мало результативны. Поэтому люди объединяются в соответствующие организации — партии, союзы, движения и др.[6]

Таким образом, личность как  субъект политики имеет реальный политический вес лишь в том случае, если она выражает интеграцию интересов людей, объединенных в социальную общность, которая в свою очередь делегирует собственную политическую волю личности, в результате чего личность превращается в политического лидера. Таким образом, политическая судьба личности во многом определяется деятельностью другого субъекта политики – социальной общности.6

 

    1. Социальная общность как субъект политики

 

Социальная общность –  это объединение людей, основанное на определенной социальной связи, отличающееся относительной целостностью и выступающее самостоятельным субъектом исторического и социального действия. В зависимости от рода социальной связи общности отличаются огромным разнообразием – классы, партии, элиты, социальные группы, социальные слои и их различные комбинации, общности этнические, профессиональные, демографические, культурные, территориальные и т.д.

Содержанием социальной политики любой общности является обеспечение наивысшей меры возможности воспроизводить себя и выступать в качестве субъекта исторической деятельности. Социальные возможности той или иной общности во многом зависят от ее места и роли в системе общественного производства. Однако история человечества свидетельствует, что социальные достижения тех или иных общностей являются не только следствием прогрессивной роли, которую они играют в общественном процессе, но и достаточно часто итогом ущемления социальных возможностей других общностей.

В настоящее время во многих развитых странах субъекты политики в лице лидеров, элит и социальных общностей приходят к пониманию  того, что социальное качество жизни  определяется постиндустриальными  и информационными тенденциями, требующими социально-структурных изменений в сторону все большего социально-политического равновесия. Поэтому социально-прогрессивной признается такая политика, которая демонстрирует и реализует высокую степень вовлеченности всех социальных групп в выработку и осуществление политических решений. Этим достигаются гуманизм социальных перемен, «общественность» политики, ее открытость и демократичность. Этот процесс отражается в политике социального партнерства (консенсуса), успешно реализуемая в странах Западной Европы и США.

Социальные общности как  элементы социальной структуры общества выполняют важную социальную функцию  – обеспечивают деятельность системы социального представительства, которая является механизмом групповой консолидации, структуры, предназначенной для выражения и защиты социально и властно значимых интересов в политически неоднородной среде.

К субъектам политики, как  мы выяснили, могут быть отнесены различные общности и объединения, имеющие политические интересы, но по своей политической субъектности они отличаются от таких политических субъектов, как государство и его органы. Основная функция последних - организация и поддержание политической власти. В отличие от государства не все общности и даже не все объединения активно участвуют в политике и политической жизни, если политику понимать в указанном выше смысле.

Социальные общности, обеспечивая  деятельность системы социального представительства, выступают важнейшим посредником между населением и государством.

 

    1. Государство как субъект политики

 

Государство — центральный  и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства  являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними — защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами.

Таким образом, государство, являясь основным субъектом политики, нормирует жизнь всего общества, создает режим и политическую среду деятельности индивидов и социальных общностей. Государство – это та политическая сила, которая обеспечивает организованность, системную (экономическую, социальную, политическую) целостность общества.

Социальная сущность государства  представляет собой определенную форму  человеческого общежития и в  этом выступает как целостность  взаимосвязей и отношений властно-правовых структур и общества, как система взаимоотношений между индивидами и их ассоциациями. Основной социальной функцией демократического государства является обеспечение учета, представительства и реализации интересов всех социальных групп общества.7

 

    1. Властно значимые интересы – основа деятельности

субъектов политики

 

В политической сфере доминирующим мотивом, основой социальной активности и деятельности субъектов политики становится удовлетворение политически  осознанного интереса.

Интерес (от лат. – иметь значение) – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных общностей. Политический интерес – это избирательное отношение человека к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических  действий по их достижению.

Содержанием политических интересов  является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, классов, партий и иных политических сил). Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные, государственные); б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые); д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Политический, властно значимый интерес личности и социальной группы оформляется через систему социального  представительства. Субъекты политики, реализуя свои интересы через систему социального представительства, вызывают изменения в социальных возможностях и затрагивают интересы других общностей. Государство согласовывает эти интересы и выражает общий интерес всех граждан – сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политического курса, отражающего коллективную волю большинства граждан.

При переходе на капиталистический  путь развития создавались новые  сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической  свободе индивидов, которые в  процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы. Общество, имеющее  такие механизмы, называется гражданским. Возникающее на основе гражданского общества государство является его  официальным выражением. Гражданское  общество имеет потребность в  государстве как официальном  выразителе общих интересов. Поскольку государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является демократическим. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

 

Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума  и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложно организованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки.

Политика выполняет в  обществе ряд социально значимых функций. Под функцией понимается любое  действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

Основная функция политической науки - формирование демократических отношений в социуме, формирование гражданского общества и обеспечение стабильности демократических политических процессов.

Помимо этого, политическая наука имеет нижеследующие непосредственные функции: гносеологическая (познавательная) функция - научить гражданина адекватно воспринимать политическую реальность; аксеологическая (оценочная) функция - научить объективно оценивать мотивы и действия политических лидеров, раскрывать их истинные намерения, вырабатывать собственное мнение по поводу происходящей политической борьбы; политическая социализация - цивилизованное и полноценное включение индивида в политические процессы, в управление государством; формирование более эффективной и рациональной государственной системы и общественных отношений.8

В настоящее время политика выполняет в общественной жизни  следующие функции:

1. Выражение общественно  значимых интересов всех групп  и слоев общества. Выражение интересов  включает в себя: а) осознание  интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.

2. Рационализация возникающих  в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.

3. Руководство и управление  общественными процессами в интересах  тех или иных групп или общества  в целом. Руководство заключается  в определении основных целей и приоритетов развития, а также в выработке путей и средств их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.

Информация о работе Социальные основы политики: целостная характеристика