Россия в мировом политическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание

Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их особой облик стал складываться по мере возникновения и развития государств, которые не только оформили сложившиеся к тому времени отношения между различными этносами и народностями, но и стали постепенно формировать внешние отношения друг с другом.

Содержание

1. Особенности мирового политического процесса
2. Глобальные проблемы современности
3. Современные геополитические реалии
4. Геополитическое положение современной России
5. Новейшие тенденции развития мировой политики
6. Россия в системе международных отношений
7. Внешняя политика современной России

Работа состоит из  1 файл

контрольная по политпроцессу.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

    —поиск  путей разрешения мирового энергетического, сырьевого и продовольственного

    кризисов;

    —оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах;

    —освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана.

    Группа  проблем преимущественно социально-политического  характера:

    —предотвращение ядерной войны;

    —прекращение  гонки вооружений, разоружение;

    —мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных  конфликтов;

    —строительство  ненасильственного мира на основе утверждения  доверия между народами, упрочение  системы всеобщей безопасности.

    Проблема  Человека, включая человеческое измерение общественного прогресса:

    —соблюдение социальных, экономических, политических, индивидуальных прав и свобод;

    —ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества;

    —духовное развитие личности;

    —преодоление  отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности.

    Группа  социально-экологических проблем:

    —улучшение  состава газовой оболочки атмосферы («озоновые дыры»);

    —гармоничное  развитие живой и неживой природы;

    —рациональное использование естественного потенциала планеты;

    —предотвращение вредного воздействия на природу  военной деятельности.

    Глобальные  проблемы разрешимы лишь благодаря  объединению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов всего человечества, впервые в истории начинающего осознавать свою родовую сущность, приоритетность общечеловеческих интересов и ценностей. Этот процесс оказывает влияние на сферу международных отношений, на разработку и реализацию внешней политики. Он сопровождается переоценкой ценностей, переосмыслением сущности и критериев общественного прогресса. Перспективы человечества будут во многом зависеть от нахождения акторами мировой политики баланса собственных и общепланетарных интересов.

3. Современные геополитические  реалии

    Третья  эпоха в геополитических переменах  XX века берет свое начало в середине восьмидесятых годов, когда в качестве парадигмы международных отношений начало утверждаться новое политическое мышление. Оно открывало возможность для обеих сторон покончить с конфронтацией, сохранив ее лицо.

    Общепризнано, что из всех направлений советской  политики наиболее радикальные перемены произошли в политике внешней. Серьезно изменились и поведение СССР и  его имидж. Жизненные интересы страны требовали извлечения уроков из бесплодного противоборства, угрожавшего самим основам цивилизации.

    Логика  тотального противоборства с наиболее развитой частью мира подводила Советский  Союз к выбору нового критерия оценки реалий XX века. Классовый подход уступил место общечеловеческим ценностям.

    Новое политическое мышление основывалось на признании ключевой роли взаимозависимости  государств в сфере безопасности и неприменимости силы как средства решения международных проблем. Как методология цивилизованной внешней политики оно не имеет  альтернативы и в настоящее время.

    Происшедшее в последнее десятилетие XX века коренное изменение глобальной геополитической ситуации еще не в полной мере осмыслено мировым сообществом. Вместе с тем уже в настоящее время можно констатировать следующие реальности.

    1. Распад СССР и быстрое сокращение  возможностей России привели  к слому биполярного мира в  результате упадка одного из  его полюсов. На смену биполярной  системе международных отношений  приходит многополюсная.

    С прекращением соперничества по линии  Восток—Запад ось геополитики сместилась на линию Север—Юг, по которой противостоят друг другу высокоразвитые государства и отставшие в своем развитии страны «третьего мира».

    «Юг»  в современной политике — это  не синоним «третьего мира», а  некая аморфная группировка государств, объединяемых подчиненным положением в мировой экономике и потому имеющих особые требования к наиболее развитой части мира. Лидирующая группировка развивающихся стран, напротив, стремится найти свое место в глобальном политическом, экономическом и информационном пространстве. Она в основном придерживается или во всяком случае не выступает против правил игры, принятых развитыми государствами.

    Россия  и другие бывшие республики СССР, страны Восточной Европы оказались в  своего рода промежуточной зоне. Для значительной части этих государств более вероятно смещение к Югу, а не к Северу.

    В новых условиях европейская и  международная стабильность может  строиться на основе баланса интересов  в рамках двусторонних, региональных и мировых структур.

    2. На месте бывшего социалистического содружества существует двадцать семь суверенных государств с пониженным уровнем стабильности. Все вместе они составляют обширную зону повышенного риска для мирового сообщества.

    Резкому увеличению числа «горячих» точек  на планете способствовало и прекращение конфронтации двух военно-политических лагерей, каждый из которых в рамках биполярности был организован и иерархизирован сверхдержавами. Биполярная система международных отношений была способна не только плодить международные конфликты, но и удерживать их в определенных, достаточно строгих рамках.

    3. Россия, признанная официальной  преемницей СССР, сохранила за  собой место постоянного члена  Совета Безопасности, обладает мощным  ядерным потенциалом. Однако в  геополитическом аспекте она оказалась территориально сжатой до одной седьмой части суши, тогда как СССР занимал одну шестую ее часть, лишилась удобных выходов в Мировой океан и обращена к Тихому океану наименее развитой своей частью.

    В экономическом аспекте Россия, переживающая кризис переходного периода к рынку, располагает примерно половиной советского хозяйственного комплекса и производит 1,7% мирового ВВП, значительно уступая по своим экономическим показателям наиболее развитым государствам. Так, доля США в мировом ВВП составляет около 21%, ЕС - примерно 12%, Японии - 8%, Китая - 7%. По расчетам Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук к 2015 году доля России в мировом ВВП может повыситься до 2% в случае, если в ближайшие годы начнется подъем ее экономики на 5—6% в год

    Поскольку экономические трудности девяностых годов ассоциируются с деятельностью  сторонников западной ориентации, а  ультранационалистические популистские лозунги не находят широкой поддержки  в обществе, во внешней политике России набирает силу евразийское направление. В позиции российского руководства обозначились акценты на интеграции со странами СНГ, придании партнерству с Западом равноправного характера, нахождении баланса между европейским и азиатским направлениями внешней политики.

    В последние годы политика России стала  более прагматичной, гибкой и нюансированной, использующей нынешние скромные активы страны и пассивы оппонентов, сложности  и конфликты в взаимоотношениях между ними.

    4. По совокупности своих возможностей  США являются абсолютным лидером современного мира. В ближайшем будущем маловероятно появление у них серьезного соперника, способного претендовать на мировое лидерство.

    В военной области Соединенные  Штаты обладают наиболее мощным потенциалом, позволяющим оказывать давление на любое государство. На уровне стратегических вооружений с ними в определенной мере сопоставима лишь Россия. Но перед ней Соединенные Штаты имеют преимущество, как минимум, по следующим показателям: эффективность управления военным комплексом, его защищенность, способность к качественному совершенствованию. В области экономики на фоне относительного «упадка» американской мощи сохраняется абсолютное превосходство США над конкурентами.

    Оказавшись  в уникальном положении единственной сверхдержавы, США по-прежнему ориентируются на сохранение, а возможно, и усиление роли военного фактора в качестве инструмента обеспечения своего лидерства. Вместе с тем в дискуссиях по проблемам внешнеполитической стратегии американские ученые — либералы и консерваторы — сходятся во мнении об ограниченности ресурсов страны и необходимости разумного использования ее преимуществ.

    В новых условиях США считают главным  приоритетом для себя концентрацию ресурсов на решении задач социально-экономического характера. Они идут по пути расширения инвестиций в самые передовые наукоемкие отрасли производства, стремятся опередить своих соперников в освоении высших достижений научно-технической революции, усилить конкурентоспособность американских товаров на мировых рынках.

    5. Значительный геополитический выигрыш от исхода «холодной войны» получили Германия и Китай, фактически лишившиеся противовеса своим устремлениям в Евразии после распада СССР. Эти государства расширили свои территории в результате объединения Германии и возвращения Китаю высокоразвитого Гонконга.

    6. Период сокращения роли силы  в международных отношениях, характерного  для последних десяти—пятнадцати  лет биполярности, завершился с  распадом этой системы. С середины  девяностых годов страны Запада  используют силовой фактор для укрепления своих позиций на европейском пространстве и установления контроля над мировыми сырьевыми ресурсами, чтобы обеспечить эффективное функционирование своей гигантской промышленности. Возрастание роли силы в политике Запада проявилось в военных операциях против Ирака и Югославии.

    7. В современных международных  отношениях преобладает модель  доминирования геополитики над  идеологией. Двусторонние межгосударственные  отношения вообще свободны от  влияния идеологий.

4. Геополитическое  положение современной России

    Роль  и место России в современном  мире во многом определяется ее геополитическим  положением, т.е. размещением, мощью  и соотношением сил в мировой  системе государств. Геополитическое  положение России специалисты рассматривают  с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

    Одной из важных составляющих геополитического положения является способность  контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность  является производной от степени  самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

    Со  второй половины 80-х гг. Советский  Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического  лагеря, а затем и союзными республиками.

    После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

    Новые геополитические реалии сложились  на западных, границах. Россия оказалась  отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.

    На  западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает  всего одним — из Калининградской  области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.

Информация о работе Россия в мировом политическом процессе