Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:19, автореферат

Описание

Автор определил своей целью изучение региональной политической власти как института, ее формально-правового и реального политического статуса, особенностей ее устройства и функционирования в современной России.
Задачи исследования:
– изучить региональную политическую власть как самостоятельный политический феномен в системе органов государственной власти Российской Федерации, выявить ее общие признаки, специфику функционирования и статус в государстве;
– определить причины расхождения между формально-правовыми рамками деятельности институтов региональной политической власти и реальной практикой их функционирования в современной России;
– исследовать процесс становления и политико-правовой статус ре-гиональных властных институтов в постсоветской истории России, опре-делить его содержание и результаты;
– осмыслить результаты и последствия регионального политического транзита в 1990-х – первого десятилетия 2000-х годов;
– охарактеризовать основные сложившиеся модели региональной власти на основе клиентарных структур и предложить собственную типологию региональных режимов правления в современной России;
– изучить место и роль институтов региональной политической власти в системе представительства региональных интересов в современной России;
– выявить особенности взаимоотношений институтов региональной политической власти с политическими партиями и региональными профсоюзами в рамках общероссийского и регионального политических процессов;
– исследовать проблему взаимоотношений региональной политической власти и финансово-промышленных групп федерального и регионального уровней, охарактеризовать основные модели их взаимодействия и условия их формирования в современной России.

Работа состоит из  1 файл

BirukovSV.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)


На правах рукописи

 

 

 

БИРЮКОВ Сергей Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ИНСТИТУТЫ, СТРУКТУРЫ, МЕХАНИЗМЫ

 

 

 

 

 

Специальность 23.00.02 – политические институты,

этнополитическая конфликтология,

национальные и политические процессы и технологии

(политические науки)

 

 

 

       Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

   

  Научный консультант:               Желтов Виктор Васильевич

                                                   доктор философских наук, профессор

 

  Официальные оппоненты:        Гаман-Голутвина Оксана Викторовна

                                               доктор   политических   наук,   профессор

 

                                                 Туровский Ростислав Феликсович

                                                  доктор политических наук, профессор

 

                                                  Мошняга Виктор Пантелеевич

                                                  доктор исторических наук, профессор

 

     Ведущая организация:  ФГОУ ВПО  Томский государственный

    университет

 

     Защита состоится   «21» мая   2009 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.14 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84, ауд. 2200       

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

 

Автореферат разослан «    » апреля 2009 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат политических наук, доцент                     Пистрякова С. А.               

     

 

          1. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   РАБОТЫ                                          

      

                                             Введение

 

Актуальность исследования определяется особой ролью регионов и региональной политической власти как субъекта региональной и обще-российской общественно-политической систем в условиях современного российского политического процесса. Становление институтов региональной политической власти в 1990-х – первом десятилетии 2000-х было неразрывно связано с процессами демократизации политической жизни стра-ны и регионов, со становлением и развитием федеративной государственности в России.

С учетом актуальности совершенствования современной модели российского федерализма особенно важным является процесс институционализации власти в регионах, так как региональный уровень политической власти выступает в качестве политического стержня и звена, связывающего государство и общество.

Особое значение в этой связи приобретают неформальные институты в поле региональной политической власти, которые оказывают существенное влияние на характер и направление ее институционализации. От того, как будет протекать процесс становления институтов региональной политической власти, оптимизации их структур и механизмов, зависит возможное направление процесса трансформации российской государственности. Неслучайно, что проблемам организации региональной власти было уделено внимание в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. Проблема совершенствования региональной политической власти, ее структуры, механизмов актуализируется задачами, поставленными Президентом РФ в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

В свою очередь, положение и функционирование институтов регио-нальной политической власти напрямую зависит от направления  эволюции современной модели российского федерализма, который определяет не только конституционно-правовой порядок деятельности региональных властных институтов, но и реальные политические возможности регионов и их руководителей в рамках общероссийского политического процесса. 

        Результатом  институционализации региональной  политической власти является формирование региональных режимов правления, отражающих взаимоотношения региональной власти и регионального сообщества, соотношение формальных и неформальных институтов в поле региональной власти. 

        Большое значение  в свете взаимоотношений региональной  власти и населения регионов  приобретает механизм представительства  региональных интересов на уровне федеральной власти. Последний находит свое воплощение в конкретных моделях представительства собственных интересов, используемых конкретными регионами с учетом общей ситуации во взаимоотношениях регионов и федерального Центра.

        Важной составной  частью механизма представительства интересов является взаимодействие региональной политической власти с политическими партиями и профсоюзами как значимыми акторами региональной политической системы.

        Политико-экономический  механизм региональной политической  власти обеспечивает ее взаимодействие с бизнес-акторами, от которого напрямую зависит способность региональной власти расширять свою ресур-сную базу, осуществлять социальную политику и обеспечивать социально-экономическое развитие региона.

       В свою очередь,  конкретные модели взаимодействия  региональной власти и бизнеса и специфическое содержание политико-экономического механизма в целом отражают не только характер и содержание экономических процессов в общенациональном масштабе, но и особенности социально-экономического положения конкретных регионов, взятые их властями на вооружение конкретные стратегии экономического развития.

       На взгляд автора, рассмотрение региональной политической  власти через призму трансформаций  ее институтов, структур и механизмов  позволяет адекватно отразить не только ее устройство и функционирование, но также ее взаимодействие с акторами региональной политической системы и региональным сообществом в целом, заложить теоретический фундамент для создания качественно новой модели федеративных отношений.

          Попытка заявить контуры подобной стратегии, на наш взгляд, была предпринята в первом ежегодном Послании Президента Российской Феде-рации Д. А. Медведева Федеральному собранию. Президент выдвинул ряд стратегических инициатив, существенно изменяющих политико-правовой контекст функционирования институтов региональной политической вла-сти, которые связаны с новым порядком утверждения в должности глав субъектов Федерации и новыми принципами формирования и деятель-ности муниципалитетов. Инициативы Президента России призваны спо-собствовать повышению эффективности институтов региональной власти, и, в конечном итоге – всей системы государственного и муниципального управления. Данное обстоятельство, на взгляд автора, придает его ис-следованию дополнительную актуальность.

Разработанность темы в научной литературе. Власть как явление и фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук всегда привлекала внимание исследователей самой разнообразной научной специализации.

Вместе с тем, в политической науке проблематика институтов, структур и механизмов региональной политической власти еще только начинает изучаться. Однако отдельные аспекты избранной темы разрабатывались исследователями в рамках политических и юридических наук, политической философии и социологии. Выделяются несколько основных направлений научных разработок в русле заявленной темы.

       Заслуживают внимания концепции природы политической власти, содержащиеся  в трудах Б. Бади,   Б. Барнса, П. Бахраха, Ф. Бро, М. Бэрэтца, Т. Дайберга, Р. Даля, Р. Дэбина, В. И. Ефимова, В. В. Желтова, В. В. Иль-ина,   Д.  Истона, Р.  Коллинза,  В. Г. Ледяева,   Н.  Лумана, Т. Вартенберга, М. Фуко, В. Ф. Халипова и др. Концепции этих авторов характеризуются высоким уровнем теоретического осмысления власти как комплексного феномена, отражают ее фундаментальные характеристики, закладывают теоретический фундамент для прикладного исследования различных форм власти.

Для междисциплинарного исследования процессов трансформации регионального социально-политического пространства как среды формирования институтов и механизмов региональной политической власти большое значение имеют работы С. И. Барзилова, И. Н. Барцица, В. Г. Виноградского, А. В. Дахина, Г. Е. Зборовского, В. Л. Каганского, В. А. Колосова, А. С. Макарычева,   В.   П. Мохова,   Б. Э. Поликарпова и др., охватывающие различные аспекты и особенности социально-политических преобразований в российских регионах. Перспективная научно-теорети-ческая задача, существующая в рамках данного направления – обобщение существующих подходов в единую концепцию, характеризующую современный контекст формирования региональных властных институтов.

       Понятие  «регион» рассмотрено в трудах Э. Б. Алаева, Ю. Н. Гладкого, А. Г. Гранберга,   В.   А.   Колосова,   К. В. Калининой,   Л. Е. Лаптевой,

А. А. Мацнева, Н. П. Медведева, Л.  Г. Олеха, С. Петчена, Дж. Розенау,

Д. де Ружмона, Л. Рэмхельда, Р. Ф. Туровского и др.  При всей глубине и оригинальности существующих подходов, следует признать, что обобщенная концепция региона как социально-политического феномена сегодня только формируется и требует своего развития с учетом протекающих сегодня процессов глобализации, локализации и фрагментации власти. Изучение этих процессов в политической регионалистике только начинается.

       Изучению региональной политической власти как ключевого субъекта политических отношений в регионе посвящены работы таких исследователей, как В. С. Авдонин, М. Н. Афанасьев, Д. В. Бадовский, С. И. Барзилов, И. С. Вагин, В. Я. Гельман, Г. В. Голосов,. А. В. Дахин, О. В. Крыштановская, Н. Ю. Лапина, О. В. Лобза, А. К. Магомедов, В. П. Мохов, А. В. По-неделков, С. А. Пистрякова, А. Е. Чирикова и др. Несмотря на то, что данные работы характеризуют многие ключевые аспекты региональной политической власти, целостная концепция последней в них все же не представлена. Не освящены, в частности, ее базовые механизмы, соотношение формальных и неформальных структур в системе региональной власти, особенности ее положения в рамках региональной политической системы. Все эти аспекты исследуемой темы требуют дополнительного внимания ученых-политологов.

Интерес у зарубежных и российских политологов вызывают вопросы   федеративного устройства государств, различных характеристик государственности федеративного типа. Субъекты федерации, региональные политические процессы, региональные элиты, региональные интересы и другие, специфические для отдельных регионов характеристики – получают все более глубокое осмысление в зарубежной и отечественной политической    науке.  Они    изучаются   у   Р.  Г.  Абдулатипова,    А.  И. Аринина,

Л.   Н.   Батьяновой,   Л.   Ф.   Болтенковой, А. Бланкенагеля, Д. Бурстина,  

И. М. Бусыгиной, Е. Бухвальда, С. Д. Валентея, А. А. Галкина, И. В. Данилевич, Д. Джиордано, Э. В. Доржиевой, Л. М. Дробижевой, А. А. Захарова, К. Зонтхаймера,   К.   В. Калининой, И. А. Конюховой, Г. Лауфера,

Н.   П.   Медведева,   В.  А.  Михайлова,   Э. А.  Паина, М. В. Столярова,

В. А. Черепанова и др. Несмотря на широкий круг  аспектов феномена региональной политической власти,   рассматриваемых   в   работах  этих исследователей, анализ особенностей ее положения в рамках различных типов государственно-территориального устройства ими не завершен.

Исследованию политических проблем региона посвящены работы таких  исследователей, как С. И. Барзилов,   В. Я. Гельман, Г.  В. Голосов, В. В. Желтов, Б. Э. Поликарпов, А. В. Дахин, В. Д. Полищук, К. В. Калинина, В. А. Колосов, А. В. Кынев, А. А. Мацнев,  А. Г. Тулеев, Р. Ф. Туровский, М. Х. Фарукшин, А. Г. Чернышов, В. В. Храмушин и др.

Политическая роль, проблемы устройства и функционирования региональной политической власти как субъекта политической системы региона отражена перечисленными исследователями, но требует своего логического дополнения.

Так, в зарубежной и отечественной политологии выделяется ряд работ, посвященных специфике региональной (местной) власти, деятельности ее институтов, а также функционированию региональных политических режимов. Этой проблеме посвящены исследования М. Н. Афанасьева, Ж. Веделя, С. О. Гаврилова, Д. Гарнера, В. Я. Гельмана, Г. В. Голосова, П. Дюбрюля, В. А. Ковалева, А. Б. Коновалова, А. С. Кузьмина, А. В. Кынева, А. К. Магомедова, Р. Патнэма, К. Стоунер-Вейс, Р. Ф. Туровского и др. При этом общая концепция региональной власти как политического института, представленная в этих работах, требует уточнений и корректив.

Также имеется значительное количество работ, посвященных станов-лению отдельных институтов региональной политической власти и политической власти в регионе (Советов, администраций, Законодательных собраний, полномочных представителей президента) в период  1990-2008 годов. Среди них следует назвать работы В. С. Авдонина, А. С. Автономова, Е.   Н. Акатьева, М. Бри, В. Я. Гельмана, П. И. Гаркуши, А. В. Гусева,

Н. Ю. Лапиной, В.Д. Нечаева и др. При этом целостная картина процесса институционализации региональной политической власти в новейший период в этих работах не представлена.

Проблемам функционирования исполнительной власти посвящены исследования Д. Н. Бахраха, С. В. Белкина, А. Ф. Ноздрачева, Н. В. Петрова, В. К. Самигуллина, Б. Н. Топорнина, В. Е. Чиркина и др. При этом вопросы устройства и функционирования региональных институтов исполнительной власти в современной России требуют дополнительного исследования.

Информация о работе Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы