Разделение властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществлялось в ходе решения следующих задач:
рассмотреть возникновение концепции разделения властей;
раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Возникновение и сущность развитие концепции
Разделения властей…………………………………………………………….5
2 Разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную власти………………………………………………………………..9
3 Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года……………13
4 Проблемы реализации конституционного принципа
разделения властей в современной России………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….21
Список нормативных источников и использованной литературы……23

Работа состоит из  1 файл

готовая конституционная.docx

— 73.81 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1 Возникновение и сущность  развитие концепции 

Разделения властей…………………………………………………………….5

2 Разделение властей  на законодательную, исполнительную  и 

судебную власти………………………………………………………………..9

3 Принцип разделения  властей в Конституции РФ 1993 года……………13

4 Проблемы реализации  конституционного принципа 

разделения властей в  современной России………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….21

Список нормативных источников и использованной литературы……23

 

Введение

 

Актуальность данной темы определяется тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Таким образом, базовым принципом государственного строительства является принцип  разделения властей. На этом фундаменте возводится каркас государства в  большинстве стран, одновременно, он служит той функциональной основой, которая обеспечивает не просто нормальную, а эффективную деятельность государственного механизма, способствует оптимальному развитию отношений в обществе.

Разделение  государственной власти на ветви, самостоятельные  по отношению друг к другу, призвано обеспечивать, в конечном итоге, необходимое  соотношение интересов, который  и делает власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством  реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться  конституционным путем и через  правовую процедуру (Конституционный  Суд).

Целью контрольной работы является раскрытие особенности разделения властей в Российской Федерации.

Достижение  поставленной цели осуществлялось в  ходе решения следующих задач:

  1. рассмотреть возникновение концепции разделения властей;
  2. раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации;
  3. исследовать принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года;
  4. проанализировать проблему реализации конституционного принципа разделения властей в современной России.

Объект исследования - проблемы организации государственной власти в правовом государстве.

Предмет исследования - организационные и правовые формы реализации принципа разделения государственной власти.

Несмотря на наличие обширной научной  литературы - в большей степени  исторической, нежели правовой, окончательного осмысления проблемы разделения властей, пока нет. Различные аспекты рассматриваемой  проблемы нашли отражение в работах  С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, А.М. Барнашова, Г.В. Барабашева, Р.Ф. Васильева, Б.Н.Габричидзе, С.Э.Жилинского, Д.Л. Златопольского, Н.Г. Кобеца, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, С.В. Соловьевой, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Н.В. Черноголовкина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы, Б.С. Эбзеева, Л.М. Энтина и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

 

 

1 Возникновение и сущность развитие концепции разделения властей

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие"1.

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан..."2. "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью3."Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц"4. Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий"5.

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание..."6.

В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента".

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа"7. После этого "тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали"8.

Также теория разделения властей иногда применяется относительно разделения власти между субъектом федерации и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории разделения властей - наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такой подход позволяет избежать национальных конфликтов. Все эти "новшества" - это, скорее, попытка приспособить классическую теорию к реальным особенностям конкретных государств. Суть же теории при этом не меняется, так как не меняется главное - система сдержек и противовесов.

В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти - "четвертую власть" - средства массовой информации. Дело в том, что телевидение, радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. В демократических государствах четвертая власть - это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован, то есть "четвертая власть" является необходимой частью функционирования системы государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе сдержек и противовесов, сдерживая действия органов государства. В результате столь широкого влияния на жизнедеятельность государства и общества можно с уверенностью назвать средства массовой информации четвертой властью.

Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Разделение властей  на законодательную, исполнительную  и судебную власти

 

Законодательная власть - представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве9. Однако, первичность не должен восприниматься как полновластие, Дж. Локк утверждает, что законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга10.

Законодательная власть - это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов.

В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент).

Таким образом, законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (фр. parler -«говорить») - высшим представительным органом государства.  Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию.

Информация о работе Разделение властей в РФ