Разделение властей по российской Конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:00, реферат

Описание

Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства России. Распад единого государства - Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России 4
2. Сущность принципа разделения властей 5
3. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституцией
РФ 1993 года 6
4. Исполнительная власть в Российской Федерации 7
5. Законодательная власть 9
6. Осуществление судебной власти в Российской Федерации 11
6.1 Верховный Суд Российской Федерации 12
6.2 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 13
6.3 Конституционный Суд Российской Федерации 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат по политологии.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Реферат

по курсу: Политологии

на тему: Разделение властей по российской Конституции

Содержание:

Введение                                                                                                                                   3

1. Историческое  развитие принципа разделения властей и его особенности в России   4

2. Сущность принципа  разделения властей                                                                          5

3. Общие положения  принципа разделения властей в соответствии с Конституцией

РФ 1993  года                                                                                                                           6

4. Исполнительная  власть в Российской Федерации                                                           7

5. Законодательная власть                                                                                                      9

6. Осуществление  судебной власти в Российской  Федерации                                         11

6.1 Верховный  Суд Российской Федерации                                                                       12

6.2 Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации                                                   13

6.3 Конституционный  Суд Российской Федерации                                                           13

Заключение                                                                                                                            15

Список использованной литературы                                                                                   17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

    Политические  процессы конца 80-х - начала 90-х годов  привели к коренным изменениям государственного устройства России. Распад единого  государства - Советского Союза - определил  изменения в конституционном  строе Российской Федерации. Если ранее она входила в состав единого государства на основе подчинения централизованной власти Советов, то после названных преобразований Россия провозгласила свою самостоятельность и суверенитет. Россия, отказавшись от тоталитарного государственного строя, встала не путь демократического развития, провозгласив новые принципы и новые приоритеты государственной общественной жизни.

    Среди новых принципов демократического развития Российской Федерации одно из наиболее важных мест занял принцип прав и свобод человека и гражданина личности. Россия сделала важный шаг к построению нового общества - 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.

    Конституция Российской Федерации 1993 года формально закрепила все эти принципы, создав предпосылки для построения в России правового государства. Но реально правовое государство сможет осуществиться только тогда, когда все эти принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни. И, прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти. К сожалению, сегодня, на этапе становления российской конституционной демократии, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативные последствия на пути построения правового российского государства.

    Разрешить большинство этих противоречий путем контроля над осуществлением государственной власти в Российской Федерации призвана система разделения властей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Историческое развитие  принципа разделения  властей и его особенности  в России

    Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.

    Наиболее  важными принципами Конституции  РФ  являются следующие: права и  свободы человека и гражданина;  федеративное устройство России, взаимоотношения  Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации, и некоторые другие.

    Последний принцип получил широкое развитие в положениях Конституции. Среди  ее норм есть, например, такие, как запрет присвоения власти в РФ; осуществление власти народом непосредственно путем выборов или референдума и в органах государственной власти и местного самоуправления;  установление системы органов государственной власти и обеспечение осуществления их полномочий и т.д.

    Ключом  к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя - служит принцип разделения властей. Принцип этот не нов, он был выдвинут еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии. Впервые принцип разделения властей был разработан англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно связывают с выдвижением исходных идей.

    Идеи  Локка и Монтескье неразрывны со временем, когда они жили и  творили. Но и сегодня принцип  разделения властей следует изначальным положениям: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

    Не  будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной.

    За  прошедшие столетия принцип разделения властей - разумеется, в развитии и  постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных стран - выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Он современен и актуален и накануне третьего  тысячелетия нашей эры. Этот принцип, прежде всего, демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы, как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных.

    В условиях разделения властей население  может непосредственно и через  своих представителей активнее участвовать  в процессе принятия государственных  решений, чем при доминировании  одной из властей или устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.

    Обращает  на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти. Разделение властей, далее, тесно связано с формированием правовой системы, в которой, с одной стороны, выделяются определенные группы юридических норм, а с другой стороны, устанавливается иерархия их отношений. Это вносит упорядоченность, согласованность и стабильность в развитие права, повышает его эффективность.

    Как известно, принцип разделения властей  в своей основе не был принят марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение  и укрепление диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические интересы предопределяли формирование институтов осуществления власти, распределение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения.

    Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило. Формально-конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления страной.

    С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности  России разделение властей стало  конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года  оставались нормы, противоречившие этому принципу. Съезд народных депутатов сохранял полномочия, позволявшие ему принимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации. Это давало основания для его вторжения в сферу исполнительной власти, что с введением в Российской Федерации института Президента стало одной из причин частых осложнений отношений между ветвями власти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде всего политические причины, но рассогласованность норм, касавшихся разделения властей, отсутствие правил разрешения конфликтов также сыграли свою негативную роль в развитии событий.

    Лишь  с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в качестве принципа конституционного строя России. 

2. Сущность принципа  разделения властей

    Россия  восприняла принцип разделения властей  как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.

    Прежде  всего, разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма  и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

    У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления  власти, прежде всего на общегосударственном  уровне. Он, может быть, применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их институционализация может идти разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.

    Разделение  властей - не некий шаблон, одинаково  применяемый во всех странах. Его  конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени  и места. Изначальная трактовка  принципа сегодня более характерна для США, где очень высока степень организационного обособления властей, а институт президента - один из самых сильных в мире институтов исполнительной власти.

    Современная трактовка разделения властей в  Великобритании строится на иных началах: здесь, прежде всего, отмечаются более тесные связи законодательной и исполнительных властей, чем во многих других странах, и явно усиливающаяся роль правительства, возглавляемого премьер-министром, представляющим собой доминантную политическую фигуру.

Информация о работе Разделение властей по российской Конституции