Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Описание

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Работа состоит из  1 файл

полонтологич.docx

— 29.67 Кб (Скачать документ)

Происхождение политики.

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил  ее как искусство управления государством , под которой понимался полис . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Вторым распространенным подходом стало антропологическое трактовки , обосновывающая необходимость политики человеческой природой. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и его стремлению к благам. Вне политики он либо животное, или божество, ибо животное и бог не нуждаются законов и прав. Начальными формами политического общения выступали семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мнение в XV в. выскажет английский мыслитель Г. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывает людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря выходу человека из собственного животного состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.

Признание общих  для человеческого и животного  основ (общих инстинктов, моделей  поведения) лежит в основе современныхбиологических трактовок природы и политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога К. Лоренца , человеку, как и любой животному, присутствуют агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений в открытых формах посредством контроля.

Биологические трактовки  происхождения политики очень часто  имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия.

Постепенное выделение  из природы и создание искусственной  среды обитания разрушали естественно-природный  характер взаимосвязей внутри примитивных  обществ. Господство «целого» над отдельным  индивидом ослабевало по мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему  и постепенного разложения родоплеменной  организации. Уже в садоводческих  обществах (4 тыс. до н. э.), по мнению американских социологов Г. Ленски и Дж. Ленски, появляются политические структуры, отражающие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включают от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже начали формироваться политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).

Политика становится самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование  орудий производства (в частности, создание металлического плуга) и использование  животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов  больше, чем было необходимо для  непосредственного потребления. Прибавочный  продукт заметно расширил возможности  человека по развитию экономики. Его  производительное использование способствовало развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Выделение частной собственности  стало принципиально важным моментом в развитии социальной жизни - оно привело к обособлению отдельного человека, который превращался в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу».

Поведение автономной личности уже не определяется жестко родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи  вышли за пределы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление  личности с необходимостью требует  формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение  ее прав, свобод и самостоятельности.

 

 

Сущность  политики.

Хотя сущность политики исследуется в науке более  двух тысяч лет, вопрос о том, что  такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания  политики:

1. Исторически первое  определение политики как управление обществом актуален и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность выступает как решение всех проблем, за исключением моральных (Д. Истон, Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

2. субстанциональное подход , указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властями. Политика - это или управление с использованием власти или борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовка ярко выражены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или содействие влияния на распределение власти или между государством, то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

3. Институциональный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика-это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В. Ленин). Но политика осуществляется не только государством, поэтому другие определения указывают на различные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из различных групп, имеющих собственные интересы и потребности, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть. Именно это определение политики в дальнейшем будет использоваться как рабочее.

5. Теологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с циледосягнення и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, потому что обдумывание цели есть в любой сфере деятельности, и соответственно политику можно найти (что и делают сторонники этого подхода) в самых отношениях, например, между супругами, в отношениях между преподавателем и студентом.

Столь непохожие  определение политики решают вопрос о значении политики в жизни общества.

6. Согласно консенсусным подходом политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными методами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

7. Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

Рассматривая проявления политики, необходимо признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два принципа.

Первая связана с тем, что общество постоянно воспроизводит социальное неравенство, так как большинство общественных благ являются дефицитными. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Широкую известность получило трактовка сущности политики как механизма распределения ценностей в обществе, которое было обосновано Г. Лассуэла. Он определил политику как процесс определения того, "кто, что, когда и как получает". Подобное понимание дает объяснения борьбы индивидов и социальных групп за государственную власть. Именно обладание властью позволяет создать условия (например, принятие законов, установление определенного уровня налогов, социальных программ), обеспечивающие жизнедеятельность и присвоение ценностей определенными социальными группами. Таким образом, политика - это конфликт интересов.

Вторая основа политики видится в поиске интегрирующей доминанты, без чего бы общество распалось. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.

 

 

 

 

 

 

 

Функции политики в обществе

Политика выполняет  в общественной жизни следующие  функции:

1. Выражение общественно  значимых интересов всех групп  и слоев общества. Выражение интересов  включает в себя: а) осознание  интересов; б) их оформление  в идеологии; в) институализацию  интересов посредством создания  политической партии или общественного  движения.

2. Рационализация  возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами  своих интересов неизбежно сопровождается  конфликтами между ними. Политика  призвана перевести разрешение  этих конфликтов в русло цивилизованного  диалога. Другими словами, для  достижения своих интересов можно  выводить людей на улицы, переворачивать  машины, бить витрины; а можно  создать политическую партию, путем  участия в избирательной кампании  провести своих представителей  в парламент и разрешать все  вопросы за столом переговоров  с представителями других партий  в парламенте.

3. Руководство и  управление общественными процессами  в интересах тех или иных  групп или общества в целом.  Руководство заключается в определении  основных целей и приоритетов  развития, а также в выработке  путей и средств их достижения; управление представляет собой  деятельность по реализации выработанных  стратегических решений.

4. Интеграция различных  социальных групп за счет подчинения  их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый  общенародный интерес и определить  место в нем каждой социальной  группы.

5. Обеспечение инновационного  характера общественного развития. Это означает, что политика призвана  обеспечить соответствие политических  форм потребностям экономического  и социального развития общества. Другими словами, политика должна  создавать условия, благоприятные  для экономического и социального  развития.

6. Наконец, политика  выполняет своеобразную человекотворческую  функцию. Она заключается в  том, что политика представляет  собой специфическую сферу самореализации  личности, т.е. позволяет человеку  проявить себя как социально  активное, социально значимое существо.

Политика  и другие сферы общественной жизни


В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими  сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной  власти занимаются политикой (деятельность налоговой и таможенной служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных  отношений, которая является объектом только морального регулирования. Наибольшей степени политический аспект выражен  в деятельности законодательных  органов. Демократический парламент - это сфера представительства  различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их и  сил, что выражается в принятии решений  по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматривается  законодательными органами, разносторонний: от гарантий прав и свобод личности к вопросам о нормах собственности, уровня налогообложения и социальных расходов государства. Для того чтобы  показать пределы распространения  политики, в науке используется понятие  политическая сфера. Политическая сфера - это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения  непосредственных действий политиков  и политических организаций, влияние  политических идей.

 

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в  виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):

 

хозяйственно-экономическая  сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и  распределения материальных благ;

Информация о работе Происхождение политики