Проект государственного общественного устройства в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:57, реферат

Описание

Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. до н. э.)

Работа состоит из  1 файл

РОДОНАЧАЛЬНИК НАУКИ О ПОЛИТИКЕ.docx

— 42.54 Кб (Скачать документ)

      В своем учении о сущности государства  Аристотель порывает с религиозными представлениями о его происхождении  и ищет естественные основы образования  данного социального феномена. Он заявляет, что человек есть существо политическое и что государство основывается на природном влечении людей к общению и общежитию. Это влечение приводит прежде всего к образованию семьи как первой ступени к возникновению государства. Аристотель знает лишь семью рабовладельческого общества и, разумеется, считает ее первой естественной формой общежития, не изменившейся за всю историю человечества. В его изображении семья имеет три части и соответствующие им три типа отношений. Части семьи — это господин и раб, муж и жена, отец и дети, а отсюда отношения делятся на господские, супружеские и родительские.

      Второй  этап образования государства —  селение, которое образует несколько  семей. Это фактически разросшаяся, большая семья, но ее интересы не ограничиваются кругом повседневных проблем, ибо становятся возможны и другие, более возвышенные  потребности.

      Объединение людей в семьи и селения  Аристотель выводил не только из естественной потребности людей к совместной жизни и взаимопониманию, но и, как  отмечалось, из того важнейшего в его  учении предположения, согласно которому человек уже родится политическим существом и несет в себе инстинктивные  стремления к "совместному сожительству" и политической жизни.

      Третий  этап образования государства —  возникновение его из нескольких селений. Поскольку государство  в представлении Аристотеля есть развитое общение селений, а селение  — развитая и раздробившаяся семья, формы организации семьи были перенесены им и на государство. Старший  в семье оказывался облеченным полномочиями царя. И так как государства  образовались из элементов, признававших над собой царскую власть, греческие  государства вначале управлялись  царями. Аристотель доказывал даже всеобщность этой первой, по его  мнению, государственной формы ссылками на то, что и современные ему  варварские племена управляются  царями.

      Вместе  с тем он подчеркивал, что в  отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство  образуется благодаря нравственному  общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие  граждан в отношении добродетели. Государство создается ради общей  пользы.

        Для Аристотеля, как и для Платона,  государство представляло собой  некое единство составляющих  его частей, но он критиковал  платоновскую попытку "сделать  государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества  элементов и чрезмерное стремление  к их единству, например предлагаемая  Платоном общность имущества,  как и детей, приводит к его  уничтожению. С этих позиций  Аристотель выступает убежденным  защитником прав индивида, частной  собственности и семьи. Частная  собственность, отмечал он, коренится  в природе человека, в его естественной  любви к себе.

      Подытоживая свои рассуждения по поводу различных  видов общежития, Аристотель дает следующее  определение рассматриваемому понятию: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Само собой  разумеется, под людьми подразумевались  только свободные граждане независимо от того, бедные они или богатые. Варвары и рабы людьми не считались. Рабство Аристотель полагает необходимым  и вполне естественным. Оспаривая  утверждения некоторых софистов о естественном равенстве людей, он замечает, что существуют люди, по своей природе предназначенные  быть рабами. Таковыми являются, например, варвары. Варвар и раб по своей  сути понятия тождественные. Греки  нигде не должны быть в положении  рабов. Варвары же, напротив, самой  природой предназначены быть рабами, которые в такой же степени  отличаются от других людей, в какой  душа отличается от тела, а человек  — от животного[1,7].

        В обоснование рабства Аристотель  приводит несколько доводов. Решающий  среди них — естественные, природные  различия между людьми. На страницах  "Политики" неоднократно подчеркивалось, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим  телом и слабым умом, способны  исключительно к физическому  труду. Аристотель призывает порабощать  варваров силой, охотиться на  них, как на диких животных. Рабство — это фундамент, обязательное  условие существования государства,  так как изнурительный труд  по поддержанию жизни лишает  свободного человека возможности  предаваться благам жизни, т.е.  участвовать в делах государства.

      В своей апологии рабства Аристотель доходит до того, что утверждает, будто рабу от природы рабом быть полезно, что люди так устроены, что  одному в его же интересах выгодно  быть слугой, другому — господином, что институт господской власти одинаково  благотворен и для раба, и для  его хозяина, что стремление раба к господину и господина к  рабу также естественно, как стремление мужчины к женщине и женщины  к мужчине. Этот вывод недостоин  великого мыслителя, но он подводит его  к заключению о том, что рабство  — явление, согласное с природой.

      Аристотель  предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Термин "политика" происходит от греческого politike, что  означает искусство управлять. Политика как наука у Аристотеля тесно  связана с этикой. Научное понимание  политики, с его точки зрения, предполагает развитые представления  о нравственности, знание этики или  нравов. Целью политики является воспитание прекрасных качеств граждан, достижение справедливости и общего блага. Таким  образом, под политикой Аристотель понимал управление обществом через  государство как особый аппарат, а также управление самим государством.

      Несомненно, что политику как науку Аристотель считал наиболее практическим знанием, обеспечивающим достижение "общей  пользы". Он называл ее самой могущественной и архитектонической наукой, определяющей всё другие науки, в которых нуждаются государства и которым следует обучать отдельных лиц. В зависимости от нее находятся стратегия, экономика и риторика. Ее цель включает цели всех остальных наук.

      А как понимал Аристотель справедливость? Справедливость, по его мнению, —  это прежде всего то, что соответствует  законам. Такова так называемая политическая справедливость, т.е. справедливость, установленная  государством. Несправедлив в этом смысле всякий, кто нарушает закон. Вместе с тем справедливость состоит  и в равномерном распределении  и уравнивании чего-либо.

      Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость затрагивает преимущественно  сферу частных интересов индивидов, область различных сделок. Руководствуется  она принципом эквивалентности. Распределяющая же справедливость предполагает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу или взносу в общее дело того или иного  члена общения. Здесь возможно как  равное, так и неравное наделение  соответствующими благами, такими как  власть, почести, деньги и т.д.

      Третья  книга "Политики" посвящена в  основном выяснению вопроса о  том, что такое гражданин. По мысли  Аристотеля, это прежде всего тот, кто может участвовать в законодательной  и судебной власти, в суде и управлении. Гражданин живет для государства, поэтому его отличительным свойством  является добродетель, под которой  Аристотель понимает качества, ведущие  к достижению цели, в данном случае те, которые делают человека способным  участвовать в общих делах.

      Совпадает ли добродетель гражданина с добродетелью человека? На этот вопрос Аристотель отвечает отрицательно. Дело в том, что добродетель  гражданина относится к государству, а последнее бывает разным по устройству и целям. В соответствии с этим оно требует от граждан различной  добродетели, тогда как добродетель  человека всегда одна и та же. Кроме  того, граждане в одном и том  же государстве имеют разное назначение, которое опять-таки требует разной добродетели. А нет ли разряда  граждан, добродетель которых совпадала  бы с добродетелью человека? Оказывается, есть. Ими являются правители, которые  должны обладать так называемой высшей способностью. Но так как в совершенном  государстве каждый гражданин должен быть способен и подчиняться, и повелевать, то здесь добродетель гражданина совпадает с добродетелью человека.

      Много внимания в "Политике" уделяется  анализу форм государства. Этой проблеме посвящена часть третьей и  в основном четвертая книга. И  в этом отношении четвертая книга  является как бы центральной в  сочинении.

      Форма государства, по Аристотелю, — это  организация государственной власти, в первую очередь высшей. Вместе с тем это и его важнейший жизненный принцип: он один — у аристократии, другой — у олигархии и третий — у демократии. Принципом аристократии является добродетель, олигархии — богатство и демократии —свобода.

      Чем определяется многообразие политического устройства? Прежде всего тем, что государство есть сложное целое, состоящее из многих социальных компонентов. У каждого компонента свои представления о счастье и средствах его достижения. Каждый компонент стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, по мысли Аристотеля, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить при царской власти, а для третьих нужна свободная политическая жизнь. Однако главная причина в том, что во всяком государстве происходит столкновение прав, ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и "достойные", и вообще большинство, которое всегда имеет Преимущество перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства.

      Классифицируя формы государства, Аристотель выдвигает  одновременно несколько их признаков. Во-первых, он различает формы в  зависимости от качества властвующих  исходя из того, властвует ли один, многие или большинство; во-вторых, формы  правильные (властвующие имеют в  виду общее благо) и неправильные, или извращенные (властвующие имеют  только личную выгоду). Таким образом, он выделяет три правильные формы  государства — монархию, аристократию и политию, и три неправильные — тиранию, олигархию и демократию.

      Власть  одного, при которой имеется в  виду общее благо, именуется монархией. Монархия — это древнейшая форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последняя, по его мнению, допустима в том случае, если в государстве есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такой человек является как бы богом среди людей и поэтому он имеет право на абсолютную власть.

      Далее, власть немногих, правящих в интересах  общего блага и обладающих личными  достоинствами, называется аристократией. Эта форма правления возможна там, где личное достоинство ценится  народом. Так как оно присуще  обычно благородным, то при аристократической  форме власти они и правят.

      Власть  большинства, правящего в интересах  всех, называется политией.

      Всем  трем правильным формам соответствуют  три отклонения от них. Отклонение от монархии — тирания. Аристотель относится  к ней весьма отрицательно. Считает  ее не соответствующей природе человека и восхваляет больше не того, кто  убьет вора, а того, кто уничтожит  тирана.

      Отклонение  от аристократии мыслитель называет олигархией. Олигархия — это тоже власть меньшинства, но только лиц не достойных, а богатых. Главным признаком аристократии в отличие от олигархии он считает не богатство, а достоинство.

      И наконец, отклонение от политии Аристотель называет демократией. Демократия, по его мнению, — это власть бедного  большинства. Она бывает двух типов: демократия, основанная на законе, и  демократия как власть в руках  толпы, точнее, в руках демагогов. Это охлократия, она уже выходит  за рамки политического устройства. Демократию же, основанную на законе, он считает самой "сносной" из всех худших форм политического устройства.

      Типология форм государства, разработанная Аристотелем, оказала сильное влияние на последующую  политическую мысль как в Средневековье, так и в Новое время.

      В пятой книге работы основное внимание сосрёдоточено на причинах государственных  переворотов, смены форм правления. Одной из главных причин государственных  переворотов, по Аристотелю, являются попытки устранить соответствующее  неравенство, другой не менее важной причиной выступает стремление имущих усугубить неравенство и создать  для себя новые преимущества. Аристотель называет и иные, менее существенные причины переворотов, явления психологического порядка: наглость корыстолюбие, страх  и т.д.

Информация о работе Проект государственного общественного устройства в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и различия