Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 19:57, реферат
Платон происходил из очень знатного афинского рода. В молодости (407—399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платон вместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он побывал в Мегарах, а затем много путешествовал, посетив Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие (до 529 г. до н. э.)
В
своем учении о сущности государства
Аристотель порывает с религиозными
представлениями о его
Второй этап образования государства — селение, которое образует несколько семей. Это фактически разросшаяся, большая семья, но ее интересы не ограничиваются кругом повседневных проблем, ибо становятся возможны и другие, более возвышенные потребности.
Объединение
людей в семьи и селения
Аристотель выводил не только из естественной
потребности людей к совместной
жизни и взаимопониманию, но и, как
отмечалось, из того важнейшего в его
учении предположения, согласно которому
человек уже родится
Третий
этап образования государства —
возникновение его из нескольких
селений. Поскольку государство
в представлении Аристотеля есть
развитое общение селений, а селение
— развитая и раздробившаяся семья,
формы организации семьи были
перенесены им и на государство. Старший
в семье оказывался облеченным полномочиями
царя. И так как государства
образовались из элементов, признававших
над собой царскую власть, греческие
государства вначале
Вместе
с тем он подчеркивал, что в
отличие от семьи и селения, основанных
на стремлении к продолжению рода
и на отцовской власти, государство
образуется благодаря нравственному
общению между людьми. Политическое
сообщество опирается на единомыслие
граждан в отношении
Для Аристотеля, как и для Платона,
государство представляло
Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает следующее определение рассматриваемому понятию: государство — это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Само собой разумеется, под людьми подразумевались только свободные граждане независимо от того, бедные они или богатые. Варвары и рабы людьми не считались. Рабство Аристотель полагает необходимым и вполне естественным. Оспаривая утверждения некоторых софистов о естественном равенстве людей, он замечает, что существуют люди, по своей природе предназначенные быть рабами. Таковыми являются, например, варвары. Варвар и раб по своей сути понятия тождественные. Греки нигде не должны быть в положении рабов. Варвары же, напротив, самой природой предназначены быть рабами, которые в такой же степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек — от животного[1,7].
В обоснование рабства
В своей апологии рабства Аристотель доходит до того, что утверждает, будто рабу от природы рабом быть полезно, что люди так устроены, что одному в его же интересах выгодно быть слугой, другому — господином, что институт господской власти одинаково благотворен и для раба, и для его хозяина, что стремление раба к господину и господина к рабу также естественно, как стремление мужчины к женщине и женщины к мужчине. Этот вывод недостоин великого мыслителя, но он подводит его к заключению о том, что рабство — явление, согласное с природой.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Термин "политика" происходит от греческого politike, что означает искусство управлять. Политика как наука у Аристотеля тесно связана с этикой. Научное понимание политики, с его точки зрения, предполагает развитые представления о нравственности, знание этики или нравов. Целью политики является воспитание прекрасных качеств граждан, достижение справедливости и общего блага. Таким образом, под политикой Аристотель понимал управление обществом через государство как особый аппарат, а также управление самим государством.
Несомненно, что политику как науку Аристотель считал наиболее практическим знанием, обеспечивающим достижение "общей пользы". Он называл ее самой могущественной и архитектонической наукой, определяющей всё другие науки, в которых нуждаются государства и которым следует обучать отдельных лиц. В зависимости от нее находятся стратегия, экономика и риторика. Ее цель включает цели всех остальных наук.
А как понимал Аристотель справедливость? Справедливость, по его мнению, — это прежде всего то, что соответствует законам. Такова так называемая политическая справедливость, т.е. справедливость, установленная государством. Несправедлив в этом смысле всякий, кто нарушает закон. Вместе с тем справедливость состоит и в равномерном распределении и уравнивании чего-либо.
Аристотель
различает два вида справедливости:
уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая
справедливость затрагивает преимущественно
сферу частных интересов
Третья
книга "Политики" посвящена в
основном выяснению вопроса о
том, что такое гражданин. По мысли
Аристотеля, это прежде всего тот,
кто может участвовать в
Совпадает ли добродетель гражданина с добродетелью человека? На этот вопрос Аристотель отвечает отрицательно. Дело в том, что добродетель гражданина относится к государству, а последнее бывает разным по устройству и целям. В соответствии с этим оно требует от граждан различной добродетели, тогда как добродетель человека всегда одна и та же. Кроме того, граждане в одном и том же государстве имеют разное назначение, которое опять-таки требует разной добродетели. А нет ли разряда граждан, добродетель которых совпадала бы с добродетелью человека? Оказывается, есть. Ими являются правители, которые должны обладать так называемой высшей способностью. Но так как в совершенном государстве каждый гражданин должен быть способен и подчиняться, и повелевать, то здесь добродетель гражданина совпадает с добродетелью человека.
Много внимания в "Политике" уделяется анализу форм государства. Этой проблеме посвящена часть третьей и в основном четвертая книга. И в этом отношении четвертая книга является как бы центральной в сочинении.
Форма
государства, по Аристотелю, — это
организация государственной
Чем определяется многообразие политического устройства? Прежде всего тем, что государство есть сложное целое, состоящее из многих социальных компонентов. У каждого компонента свои представления о счастье и средствах его достижения. Каждый компонент стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, по мысли Аристотеля, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить при царской власти, а для третьих нужна свободная политическая жизнь. Однако главная причина в том, что во всяком государстве происходит столкновение прав, ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и "достойные", и вообще большинство, которое всегда имеет Преимущество перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства.
Классифицируя формы государства, Аристотель выдвигает одновременно несколько их признаков. Во-первых, он различает формы в зависимости от качества властвующих исходя из того, властвует ли один, многие или большинство; во-вторых, формы правильные (властвующие имеют в виду общее благо) и неправильные, или извращенные (властвующие имеют только личную выгоду). Таким образом, он выделяет три правильные формы государства — монархию, аристократию и политию, и три неправильные — тиранию, олигархию и демократию.
Власть одного, при которой имеется в виду общее благо, именуется монархией. Монархия — это древнейшая форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последняя, по его мнению, допустима в том случае, если в государстве есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такой человек является как бы богом среди людей и поэтому он имеет право на абсолютную власть.
Далее, власть немногих, правящих в интересах общего блага и обладающих личными достоинствами, называется аристократией. Эта форма правления возможна там, где личное достоинство ценится народом. Так как оно присуще обычно благородным, то при аристократической форме власти они и правят.
Власть большинства, правящего в интересах всех, называется политией.
Всем
трем правильным формам соответствуют
три отклонения от них. Отклонение от
монархии — тирания. Аристотель относится
к ней весьма отрицательно. Считает
ее не соответствующей природе
Отклонение от аристократии мыслитель называет олигархией. Олигархия — это тоже власть меньшинства, но только лиц не достойных, а богатых. Главным признаком аристократии в отличие от олигархии он считает не богатство, а достоинство.
И
наконец, отклонение от политии Аристотель
называет демократией. Демократия, по
его мнению, — это власть бедного
большинства. Она бывает двух типов:
демократия, основанная на законе, и
демократия как власть в руках
толпы, точнее, в руках демагогов.
Это охлократия, она уже выходит
за рамки политического
Типология форм государства, разработанная Аристотелем, оказала сильное влияние на последующую политическую мысль как в Средневековье, так и в Новое время.
В
пятой книге работы основное внимание
сосрёдоточено на причинах государственных
переворотов, смены форм правления.
Одной из главных причин государственных
переворотов, по Аристотелю, являются
попытки устранить