Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:52, реферат
Политическая культура — это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная, «опредмеченная» в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Характер власти, ее формы, прерогативы, методы действий и отношения с рядовыми гражданами во многом зависят от общего культурного уровня развития общества, типа утвердившейся в нем политической культуры.
Введение…………………………………………………………………………3
Проблема формирования политической культуры в России………………...6
Заключение……………………………………………………………………..23
Использованная литература…………………………………………………...24
Ценностные характеристики любой цивилизации и политической культуры невозможно понять и проанализировать без учета места и роли в них религии. Конфессиональный фактор, непосредственным образом воздействует на формирование политических представлений, установок, ориентации и тем самым определяет или предопределяет специфику политического поведения людей.
Любое
сообщество характеризуется
Необходимо
учитывать степень влияния
Для анализа политической культуры можно использовать понятие «национальный характер», который можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Одним из первых сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера дал российский философ Н.А. Бердяев. «В каждой народной душе, — писал он, — есть свои сильные и слабые стороны, свои качества и свои недостатки»5
Важную
роль в политической культуре общества
играют традиции. Именно им присуще
уникальное качество, обеспечивающее
сохранение непрерывности исторического
(а значит, политического) процесса.
Существенно и место
Политическая культура как фундаментальное явление может быть осмыслена лишь в связи со всеми сторонами общественной жизни. Она обогащается и обновляется в процессе изменения различных сфер общества. В то же время политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.
Политическая культура оказывает влияние на ход и оценку политических действий. С другой стороны, политические действия также создают и изменяют образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, — это неэффективность политических действия.
Политическая культура свидетельствует о том, что традиции общества, дух его публичных институтов, страсти и коллективный разум его членов, а также стиль и действующие кодексы поведения его лидеров и большинства граждан — не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую паутину взаимоотношений. Политическая культура образует своеобразную матрицу политического развития. Она дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу — увязанную и сопряженную структуру ценностей, обеспечивающих определенную взаимосвязанность функционирования институтов и организаций; представляет политические идеалы, оперативные политические нормы, придает содержание и целостность всей политической сфере, представляет некие рамки, в которых члены общества принимают или отвергают законность существующей политической системы общества. В процессе «накопления» и развития политической культуры складывается определенный политический опыт, формируются стереотипные (традиционные) способы действия и восприятия политических явлений, политические установки.
Показателем политической культуры является материализация в политических институтах, выработанных историческим развитием человечества эффективных принципов их деятельности: эффективного и рационального политического руководства обществом, социальной ориентированности политики, свободы и ответственности всех граждан, демократии, гласности, плюрализма и др. Через конкретно-историческую организацию политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные стандарты и представления о том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические Конфликты, каков реальный механизм подбора и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в политическом процессе.
Уровень
и состояние политической культуры
в значительной мере определяют доминирующие
способы политического
Разновидностью и одновременно показателем политической культуры является политическое искусство. Политика как искусство представляет собой специфический способ политической деятельности, отличающийся творчеством и мастерством, умением и тонким знанием дела, способностью нестандартно применять уже известные методы и приемы, а также вырабатывать политические инновации.
Политическая культура — это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.
Важное значение для развития общества имеет его правовая культура. Под правовой культурой общества понимается его совокупный правовой опыт, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь. «Если иметь в виду правовую культуру в ее официальном качестве, т.е. как явление идеологического порядка, — отмечали российские юристы В.Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, — то она ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности, социальных групп общества в целом новых взглядов, правовых ценностей и т.п.; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей»6.
Правовая культура включает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.)
Правовая фиксация процедур политической деятельности препятствует проявлениям произвола и своевластия в реализации политических решений со стороны политиков и населения.
Политическая культура как составная часть общей культуры выполняет в обществе жизненно-важные функции.
Основные функции политической культуры:
• познавательная — усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;
• коммуникативная — передача политических знаний, ценностей, опыта;
• воспитательная — формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
• интегративная — формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;
• регулятивная — обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;
• нормативно-ценностная — закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.
К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий, Церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций и движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества.
Политическая культура вплетена в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности. Она возникает, эволюционирует и в конечном счете распадается вместе с этим контекстом, уступая место новой политической культуре.
Политическая
культура России имеет свои характерные
черты и особенности. Главное, пожалуй,
состоит в том, что Россия представляет
своеобразную цивилизацию, с присущими
ей политическими ценностями, традициями,
менталитетом людей. Не случайно, еще
Н. Бердяев обращал внимание на то,
что «противоречивость и
Может быть, «евразийцы» и переоценивали особенности России по сравнению с другими странами, но они были, безусловно, правы в том что ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и знать.
Истоки российской политической культуры коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях вернопод-данничества, конформизма и непротивление насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. «Восточный («азиатский») способ производства» (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия — это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь — царь — император — монарх — генеральный секретарь — президент.
Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям помазанника божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.
Информация о работе Проблема формирования политической культуры в России