Методы воздействия на вовлечённость молодёжи в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:48, научная работа

Описание

Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное изменение самосознания значительной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на собственные силы. Весомый потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитию в целом. С другой стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения также немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой.

Работа состоит из  1 файл

ИСЭПП.doc

— 44.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственная полярная академия

Кафедра социологии и психологии 
 
 

Исследовательская работа

По дисциплине исследование социально-экономических  и политических процессов

на тему: 

«Методы воздействия на вовлечённость молодёжи в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент  3 курса, 482 группы

                Новиков М.А

                Проверил: Петушков С.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург.

2010 

I этап. Описание проблемной ситуации.

Тема: «Методы воздействия на вовлечённость молодёжи в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу». 

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения  социального положения различных  групп населения, в том числе  и таких которые традиционно  считались носителями передовых  идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

В обществе молодежь является  социальной  категорией, в наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение  и  моделируется собственная  жизнь: определяются  важнейшие  жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их  реализации, устанавливается  отношение  к  себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно  зависит  и то, какой  будет  сегодняшняя  молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто  молод  сегодня. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи вопросом стратегического характера.

Вполне естественно, что  каждый  молодой  человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются  ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации  жизни  молодых, формируется  определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального  менталитета  и происходящих в стране социально-экономических преобразований, далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об  особых  условиях для молодежи является основообразующим для того, какой будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно - ближайшие  поколения граждан и общество в целом.

В этой связи, учитывая исключительную  значимость  вопроса  о молодежи  для судеб народа и страны, необходимо считать постоянный и всесторонний интерес, внимание, заботу и поддержку государства по отношению  к  молодежи  одной из приоритетных задач в сфере государственной социальной политики. Именно и только такой подход  является залогом общественного процветания и прогресса.

Однако реалии  таковы, что  осуществление  этого  подхода  на практике всегда носило проблемный и двойственный характер. С одной стороны государство всегда сознавало его очевидность и  безусловную правильность, так как от этого зависели стабильность, процветание и могущество самого государства. Поэтому в любой  исторический период, когда  само государство было достаточно сильно, оно о молодежи заботилось, обращая особое внимание на ее воспитание и  образование,  или, по крайней мере, эти заботу и внимание декларируя. С другой стороны, в обществе всегда доминировало неприязненно-подозрительное  отношение к молодежи и некоторое раздражение по поводу протекционистской политики государства по отношению к ней, что  не могло не сказываться на реальном отношении государства к молодежным проблемам

Начиная с 1992 года молодежь оказалась в чрезвычайно  сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической  модели  свободного  рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие ранее системы и механизмы защиты и реализации  интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи, разорвались межнациональные и международные связи, перестала действовать в новых суверенных государствах нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам, были катастрофически  ослаблены система молодежного туризма, система воспитания и отдыха  детей, подростков  и  молодежи, система социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи,  прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи.

Таким образом, начавшиеся экономические, политические и  социальные реформы  на значительный период времени практически  полностью  вытеснили  молодежь  и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой  существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом  и  государством, защиты  прав  и  стартовых возможностей. Наиболее остры в этом ряду такие  проблемы, как  образование, занятость, семья, жилье.  Отсутствуют  или неэффективны системы воспитания, социальной помощи, правовой  защиты, информационного  обеспечения. Отсутствуют или слабы  государственные и общественные механизмы контроля ситуации в молодежной среде и решения проблем молодежи ее собственными силами. Наиболее  проблемными  возрастными  сегментами в общей массе молодежи представляются диапазоны в 14-17 лет (старшие  школьники, учащиеся  училищ  и  техникумов, незанятая  молодежь этого возраста) и 22-27 лет (студенты  старших  курсов, аспиранты, молодые специалисты, рабочая  молодежь). Среди  больших социальных слоев - студенчество, старшеклассники, сельская молодежь, военнослужащие, а также  -  такие специфические социальные группы, как несовершеннолетние преступники, беспризорные подростки, выпускники детских  домов, молодые наркоманы, и т.д., особенно - в переходные моменты (выпуск, освобождение, демобилизация, излечение и т.п.).

Сегодняшняя ситуация  в  молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное  изменение  самосознания  значительной  части  молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение  безусловной  обязанностью  государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на  собственные  силы. Весомый потенциал  этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитию в целом. С другой  стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения также немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой. Криминальный  мир и  нелегальный  бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную и преступную деятельность. Кроме того, в молодежной среде уже сформировались  апатичность  и  бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной  самостоятельности, а ее  общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи - слабы, разрозненны, непредставительны, а потому - не являются реальной силой.

При этом, кроме  уже обозначенных существуют и еще  две больших социальных слоя молодежи. Первый из них - это молодежь, обладающая очень высоким коэффициентом инертности в мышлении и поведении, совершенно не готовая и плохо приспособленная к самостоятельному определению собственных жизненных перспектив и направленным  на это практическим действиям. Второй - это та часть молодежи, которая в силу особых условий (состояния здоровья, низкого жизненного старта, неблагополучной семьи, криминального опыта и прочих причин) оказалась в положении, не позволяющем в полной мере задействовать собственные силы и ресурсы для продуктивных действий по устройству собственной жизни.

Актуальность  темы заключается в том, что формирование жизнеспособного подрастающего  молодого поколения становится одной  из главных стратегических задач  развития страны для обеспечения  национально-государственных интересов.

Гипотетически возможно, что молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь  обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями, следовательно, необходима особая государственная политика в отношении молодежи.

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II этап. Определение контуров исследования.

Тема: «Методы  воздействия на вовлечённость молодёжи в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу».

Цель  исследования: исследование значимости молодежной политики для развития государства и в изучении применяемых программ.

Задачи  исследования:

· исследовать  понятие «молодежная политика»;

· рассмотреть  цели, задачи и принципы государственной  молодежной политики;

· проанализировать основные направления и приоритеты государственной молодежной политики;

· изучить механизмы  и технологии реализации государственной  молодежной политики;

· рассмотреть программы, проведенные на практике, в сфере молодежной политики.

Объект  исследования: молодежная политика, проводимая на территории РФ.

Предмет исследования: - процесс реализации программы молодежной политики в Северо-Западном регионе Российской Федерации. 
 
 
 

Информация о работе Методы воздействия на вовлечённость молодёжи в молодёжной политике г. Санкт-Петербургу