Контрольная работа по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:44, контрольная работа

Описание

Вместе с возникновением государства появляется право. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди равны в имущественном и социальном положениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
2. Понятие и содержание права…………………………………………5
60. Международно-правовая ответственность………………………14
Заключение……………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………...20

Работа состоит из  1 файл

право.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П. ОГАРЕВА» 

Юридический факультет 

Кафедра правовых дисциплин 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу

  «Правоведение» 
 

                Выполнил: студентка

                заочного  отделения

                4 курса 401 группы

                экономического  факультета

                специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                Опанасенко  Е.В.

                Проверил: доцент кафедры правовых дисциплин

                Усманова  Е.Ф. 

Саранск 2009г.

 

Содержание 

           Введение…………………………………………………………………3

       2. Понятие и содержание  права…………………………………………5

       60. Международно-правовая ответственность………………………14

           Заключение……………………………………………………………19

           Список использованных  источников……………………………...20 
 

 

Введение 

         Вместе с возникновением государства появляется право. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди равны в имущественном и социальном положениях.

       Взаимосвязь государства и права подчеркивали уже античные ученые. Римский мыслитель  Цицерон (106 – 43 до н.э.) понимал под  государством не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

       Однако  многовековая история существования  права не закрепила за ним однозначного понимания. Происходящие в Российской Федерации реформы практически во всех отраслях жизнедеятельности нуждаются в активной правовой поддержке, причем этот процесс должен пониматься и поддерживаться населением страны.

       Российское  общество сумело в основном избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя и происходит дальнейшее расслоение общества. Все же сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма, федеративных отношений, экономики, земельного, таможенного права и др.

       В условиях правового нигилизма в  России усиление интереса общества к  вопросам права явление знаменательное, так как означает приобщение общества в различных его проявлениях, а общество не может обойтись без правового регулирования. Право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать сферу отношений между людьми, которая вообще выпадала бы из правового поля. Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение нельзя принять без программирования его на предмет соответствия закону. Без трудового права шагу нельзя сделать в трудовых отношениях, без семейного – в семейных и т.д.

       Вообще, трудно представить культурного образованного человека, не владеющего основами права,  не знающего основных законов, по которым живет общество.

       Идущий  в России процесс последовательной демократизации общества, установления правовых основ государственного строительства, укрепления правопорядка и законности, более полного обеспечения прав и свобод человека все ближе подвигает общество к этапу завершения формирования подлинно правого государства.

       Знания  о государстве и праве необходимы для создания основ правового  государства, в котором права и свободы гражданина будут надежно защищены и гарантированы от произвола государства или отдельных лиц. Однако переход современного российского общества от тоталитаризма к демократии сложен и тернист, он связан с радикальной трансформацией правового сознания, в центре которого права и свободы личности,, а не интересы государства. Одна из главных предпосылок создания цивилизованных форм взаимодействия людей в условиях свободы – это их правовая культура, развитое правовое сознание. Известный американский просветитель и политик Т. Джефферсон (1743-1826) как-то справедливо заметил: Если нация предполагает, что на какой-то стадии цивилизации можно быть невежественными и свободными, то она хочет того, чего никогда не было и быть не может. Поэтому одна из главных задач права, наряду с просветительской, - преодоление правового нигилизма, негативного отношения к праву, которое складывалось в течение предшествующего (современного) этапа развития общества.

       2. Понятие и содержание права 

       Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

       Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом  смысле, как юридический инструмент, связанный с государством, связанный  с государством.

       Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

       Признаки  права:

  1. волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);
  2. общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);
  3. нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);
  4. связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);
  5. формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);
  6. системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль). [8, c.63]

       При рассмотрении сущности права важно  учитывать два аспекта:

  1. то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);
  2. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

       Если  при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права – его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

       В этой связи можно выделить следующие  подходы к сущности права:

       - классовый, в рамках которого  право определяется как система  гарантированных государством юридических  норм, выражающих возведенную в  закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

       - общесоциальный, в рамках которого  право рассматривается как выражение  компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

       Наряду  с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и  расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные. Национальные и расовые  интересы будут доминировать в законах  и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

       Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым  и общесоциальным началам. Поэтому  в сущности права в зависимости  от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. [8, c.64]

       В юридической науке и практике традиционно различают право  в объективном и субъективном смысле.

       Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно  в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

       Субъективное  право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

       Если  объективное право – это юридические  нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

       Вместе  с тем следует не забывать, что  не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права. [8, c.65]

       Множественность теорий правопонимания обусловлена  различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими  воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.

       Выделяют  следующие основные теории правопонимания: естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалисти-ческую, психологическую  и социологическую.

       Естественно-правовая теория наиболее логическую завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII – XVIII веков. Представителями данной теории являются: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё и др.  [8, c.66]

       Согласно  данной теории в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением.

       Благоприобретенные  права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат  естественные права человека. Закон  признается правовым постольку, поскольку  он соответствует и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право – таков главный принцип данной теории. [10, c.10]

       Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке. Психологической теорией права также признается два вида права. Основоположником данной теории является российский правовед Л.И.Петражицкий. Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнения определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"