Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание

Политико-территориальное устройство: понятие и виды
Федеративное государство: понятие и виды
Особенности федеративного устройства современного российского государства
Политический режим: понятие и классификация

Работа состоит из  1 файл

Политико.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

       Теократия в определенных государственно-правовых ситуациях выступают противовесом технократии, когда интересам научно-технического прогресса приносят в жертву многие духовные ценности.

 

        

       
  1. Правовое  государство: возникновение идей и  формирование концепций

       Целый ряд политико-правовых идей, значимых для последующих представлений  о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе политико-правовые положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике) (Платон), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон ); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

       В эпоху перехода от феодализма к капитализму  -Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей политико-правовой теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

       В период ранних буржуазных революций  в разработку концепции правового  государства значительный вклад  внесли политико-правовые идеи таких  философов-мыслителей, ка Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Среди первых, кто дал теоретическое обоснование правового государства, был Спиноза . Будучи связано законами государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

       Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных политико-правовых идей о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом , и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

       В политико-правовой трактовке Д. Локка , который, по словам К. Маркса, был "классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. Политико-правовые идеи о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству. Политико-правовые идеи Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

       С политико-правовым обоснованием теории правового государства выступил И. Кант . Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам".

       Согласно  политико-правовым взглядам Гегеля , государство - это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни."

Маркс и Энгельс  развили дальше политико-правовые идеи Гегеля о разграничении гражданского общества и государства ( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".  

 

        

       
  1. Современная концепция правового государства

       Правовое гос-во - тип государства последоваетльно воплощающего принципы контитуционализма, ограниченного в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем Правовое государство строится на основе следующих принципов: 1) реальное народовластие, т.е. народные массы имеют возможность реально контролировать и регулировать впасть; 2) верховенство права, т.е. государственная власть осуществляется правовыми методами с помощью нормативно-правовых актов; 3) Верховенство закона предполагает: а) закон обладает высшей юридической силой, т.е. все другие нормативно-правовые ты должны ему соответствовать и не противоречить; б) сам закон должен приниматься в том порядке, который определяется действующим законодательством; в) не должно быть деятелей, которые бы ставили себя перед законом. Закон обязателен для всех; г) сам закон должен быть гуманным, справедливым и правовым; 4) реальное разделение властей, взаимодействие между ветвями власти на принципе взаимных сдержек и противовесов, Приемы сдержек: вето президента на законопроект, право парламента преодолеть вето большинством, процедура отречения от власти: право президента распустить парламент; 5) Защита прав и свобод человека - это важнейшая задача государства; 6) Эффективные формы контроля за законностью деятельности органов государственной власти и управления; 7) наличие эффективной независимой системы. Предпосылки построения правового государства I. Наличие конституционного режима в стране; 2. Наличие всех форм собственности и здание для их функционирования одинаковых условий; 3. Высокий уровень общей и правовой культуры населения; 4. Наличие эффективных форм борьбы с преступностью; 5. Наличие высокого уровня экономического благосостояния. Социальная основа и необходимая предпосылка построения правового государства - гражданское общество - многообразие взаимоотношения юридически свободных и равноправных в своем социально-0полиьтическом выборе граждан непосредственно неконтролируемая гос-вом сфера жизни и деятельности индивидов.  Становление правового государства и гражданского общества предполагает радикальные перемены в условиях и касетве жизни каждого человека, повышении его материального благосостояния и культурного уровня.

 

        

       
  1. Гражданское общество и правовое государство

       Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

       Идея  гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально  как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

       Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.

       Особой  проблемой является взаимоотношение  гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества.

       Одной из самых важных проблем, стоящих  перед современным российским обществом, является построение правового государства.

       Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

       Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже на ранних этапах развития человеческой организации.

       Признаки правового государства

       1.  Господство (верховенство) права.

       2.  Реальность прав и свобод личности.

       3. Организация и функционирование  суверенной государственной власти  на основе принципа разделения властей.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"