Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:58, контрольная работа

Описание

1. Юридический статус собственности. Организация труда и распределение. Знание и образование.
2. Принципы политической организации общества и общественное устройство.
3. Право и правосудие.
4. Религия и вероисповедание.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ИППУ.docx

— 37.95 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Во  все времена  среди философов и общественных деятелей разных национальностей особенно актуальным является вопрос: каким должно быть «идеальное государство»? Попыткой дать на него ответ явилось произведение Томаса Мора «Утопия», изданное в 1516 году. Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние “Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве.

     Эти идеи получили дальнейшее развитие в  произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).

     Выяснение, в чем именно состоят его взгляды  на идеальное государство и будет целью этой работы. 

План:

1. Юридический  статус собственности. Организация  труда и распределение. Знание  и образование.

2. Принципы  политической организации общества  и общественное устройство.

3. Право  и правосудие.

4. Религия  и вероисповедание. 
 
 
 

1. Юридический статус  собственности. Организация  труда и распределение. Знание и образование. 

      В "Городе Солнца", где нет  частной  собственности, земледелие, ремесла и т. д. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами. Сообща произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем солярии нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует".1

      По  словам самого Кампанеллы: «Народ этот (т.е. живущие в Городе Солнца)  появился из  Индии, бежавши оттуда после поражения Монголами  и  насильниками разорившими их  родную  страну,  и решил вести философский образ жизни общиной. И хотя общность жен и не установлена  среди остального населения, живущего в их области, у них  самих она принята на том основании,  что  у  них  все  общее.  Распределение  всего находится в руках должностных  лиц; но  так  как знания, почести и наслаждения  являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».2

      Что же касается организации труда, то здесь Кампанелла утверждает, что единственной, но чрезвычайно сильной мотивацией к трудовой деятельности соляриев выступает «такая любовь к родине, какую и представить себе трудно». Все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством. Так как труд носит всеобщий    характер, то ежедневное время труда каждого солярия- 4 часа, остальное же время они тратят на отдых и развлечения.

      Некоторые ремесла и профессии соляриев делятся по половому признаку: в Городе четко определены виды труда, которыми занимаются только мужчины («наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами так: пахота,  сев, сбор плодов, молотьба да и сбор винограда»)3 , имеются также ремесла и работы, исполнять которые имеют право (или обязаны) только женщины («А  к женскому труду  относятся те работы, какие исполняются сидя  или  стоя: так,  например, тканье, пряденье, шитье, стрижка волос и  бороды, изготовление лекарств и всякого рода одежды. Однако для  столярных  и кузнечных работ и  изготовления  орудий женщины  не применяются. Но к занятию живописью они допускаются, если обнаруживают к ней способности. Что же касается музыки, то ею занимаются исключительно женщины, потому что она  у  них  получается приятнее…»4)

      Особое  внимание Кампанелла уделяет образованию  и науке. Повествование в «Городе Солнца» начинается с описания стен города (а всего их семь), на которых с обеих сторон изображены объекты изучения различных наук (растения, животные, небесные светила, геометрические фигуры, теоремы, математические понятия и пр.).

      Наука и образование в Городе соляриев находятся в ведении Мудрости. «Ведению  Мудрости  подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки,  а также  соответственные  должностные  лица  и  ученые, равно  как и учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук:  имеется  Астролог, также  и  Космограф,  Геометр,  Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга,  под названием  "Мудрость",  где удивительно  сжато  и  доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев».5

      Следует также упомянуть, что все соправители Солнца обязаны хорошо разбираться в науках и быть особо компетентными в какой-либо области научных знаний. Что же касается самого правителя, то он обязан быть разносторонне образован и может достаточно близко ознакомиться с каким-либо одним ремеслом, но лишь поверхностно. Правитель-Метафизик обязан лучше других знать историю, физику и другие отрасли науки. Свой пост он может занять только по достижении 35-летнего возраста.

      Кампанелла  обращает внимание и на то, что обучение ремеслам и наукам соляриев в Городе Солнца начинается с самого детства. За обучающимися наблюдают их преподаватели и выделяют тех, кто наиболее способен к какой-либо науке или ремеслу. Таким образом, становится заранее известно, кто из соляриев займет руководящие посты и станет, соответственно, Метафизиком, Мудростью, Силой и т.д. «Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где  они преуспели больше всего, -каждый  по  указанию  своего  вождя или руководителя,»- говорит автор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы политической  организации общества 

     Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и "заведующие" каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан.        Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.         Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.6  Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: “Пон” (“Сила” – ведает военным делом), “Син” (“Мудрость” – руководит развитием наук), “Мор” (“Любовь” – управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).             Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Кампанелла сам был священником, поэтому религия в «Городе Солнца» занимает достойное место. Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц.      Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.         В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства. Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).     Большому Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц – здесь ему принадлежит решающее слово. Как видно, Кампанелла, считавший, что для исполнения той или иной должности необходимы специальные познания, четко понимал, что даже и наличие таких познаний не дает права оставаться в должности лицу, не завоевавшему популярности у сограждан.       Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца — учителя и священники — интеллигенция. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто, как не она, могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии.          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Право и правосудие

     В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан  на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. “Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы”. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.  Стоит сказать, что наказания признаются только в форме запрета на определенные действия, например, отстранение от общей трапезы, запрет на общение с женщинами, отлучение от церкви и т.д. Кроме того, возможно и применение смертной казни в том случае, если преступление «совершено сознательно и с заранее  обдуманным намерением».

      Кампанелла  порицал аморализм политиков  и тиранов, придумавших понятие  “государственная необходимость”, которое  сводится к выгодному только им правилу  – “для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон”. Кампанелла с горечью писал: “Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики – макиавеллисты”.7 
 
 
 

     4.Религия  и вероисповедание 

     Что  же касается религии, то Кампанелла прямо не называет ее, но упоминает, что солярии особенно чтят Иисуса и его заветы, Магомета же они считают деспотичным правителем и относятся к нему с меньшим уважением. Тем не менее религия в жизни Города играет достаточно значимую роль. Так, например, именно жрецами рассчитывается время для зачатия детей, время, наиболее пригодное для посева и жатвы, ведется летопись, осуществляются научные изыскания (в том числе в модной тогда астрологии, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

      Как уже говорилось, религия в Городе Солнца занимает достойное и почетное место, ведь даже правитель Метафизик (или Солнце) является первосвященником. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Тем не менее, практически возводится в культ обряд жертвоприношения, однако, не в привычном его понимании, так как человек, решивший принести себя в жертву, остается жив, ибо по мнению соляриев Бог не любит смерть. Кроме того, решивший пожертвовать собой, становится впоследствии уважаемым и почитаемым солярием.

      Правитель-Солнце является посредником между Богом  и народом Города, а потому обладает способностью отпускать грехи. Кроме всего прочего ему докладывают об исповеди каждого из соляриев. Делается это для того, чтобы правитель мог принять меры по недопущению повторного совершения грехов гражданами Города.

      Согласно  религиозным соображениям, женщины  и мужчины носят определенную одежду, празднуют праздники в  установленное жрецами время  и т.д.

      Как говорит Кампанелла, памятники жителям  Города устанавливаются только после их смерти, однако все героические поступки и имена людей, их совершивших, записываются в специальную книгу. После смерти каждого солярия кремируют, что позволяет избежать идолопоклонства.

      Кампанелла  также говорит, что солярии признают только «два физических начала всех земных вещей:  Солнце -- отца и Землю – мать». В наибольшем же почете находится Солнце. Тем не менее, в тексте «Города Солнца» отчетливо звучит, что религия соляриев наиболее приближена к христианской. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

         Изучив произведение Т.Кампанеллы «Город Солнца», можно с твердой уверенностью сказать, что оно является одним из ярчайших представителей утопического социализма. В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития.

   Другая  типичная для политико-юридических  воззрений социалистов-утопистов рассматриваемого периода деталь: справедливо уделяя пристальное нужное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для воззрений последующих поколений социалистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"