Контрольная работа по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание

Современная наука предлагает различные определения политической жизни общества.
Политическая жизнь общества - это отношения между государствами, классами, социальными группа
ми, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

Работа состоит из  1 файл

Политология..docx

— 39.55 Кб (Скачать документ)

Большую опасность политический экстремизм таит в сфере межнациональных  и религиозных отношений. Вооруженные  конфликты, военные действия, возникающие  на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма  дают мощный импульс развитию политического  экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.

В философской и политической литературе отсутствует общепринятое строгое определение политического  экстремизма. Сегодня в политическом словаре можно найти не так  много понятий, которыми бы обозначали столь разнообразные явления  и процессы. Под вывеской политического  экстремизма, - отмечается в научных  исследованиях, - зачастую смешиваются  разнородные явления: от разнообразных  форм классовой и освободительной  борьбы, сопровождающейся применением  политического насилия, до преступлений, совершаемых безответственными  полу уголовными элементами, политическими проходимцами или наемными агентами и провокаторами. Отмечается, что политический экстремизм часто понимается и как специфическая линия в политике (или позиция), отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающий согласование и сотрудничество с политическими оппонентами или противником и как негативный социальный протест, развивающийся на уровнях - общество. классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы - в различных территориальных пределах и на различной идейно-психологической и политической основах.

В связи с многообразием  толкования, некоторые исследователи  предлагают рассматривать понятие "политический, экстремизм" в узком и в широком смыслах слова.

Для решения практических задач, касающихся текущего момента, часто  оказывается достаточной узкая  трактовка политического экстремизма, под которым обычно понимают незаконную деятельность политических движений и  партий, а также должностных лиц  и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего  государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. Для  политического экстремизма в  таком понимании характерны следующие  черты: нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное насилие; крайние  формы национализма, расизма или  социально-классового антагонизма; простота и общедоступность идеологии, умение предложить простые способы и  пути решения сложнейших проблем  общественной жизни и убедить  массы в возможности их успешного  осуществления на практике.

Широкий смысл понятия  политический экстремизм выводится  из его этимологии. Слово "экстремизм" образовано от латинского extremus - крайний. В общем и довольно абстрактном смысле экстремизм - это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Расширительная трактовка политического экстремизма означает его характеристику как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего собой систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти и управления, противостоящим политическим образованиям, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Вкладывая в этот термин предельно широкий смысл, следует  понимать под политическим экстремизмом такую активность политических субъектов, которая выражается в стремлении определенных политически активных индивидов, общественных групп, властвующих  элит и контр элит воплотить в  жизнь свои политические идеалы и  реализовать поставленные задачи всеми  доступными средствами, включая различные  формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы, международные организации, а также обосновывающие и оправдывающие  это насилие идеологии.

Различают следующие типы политического экстремизма:

- международный экстремизм, осуществляемый на территории нескольких государств;

- государственный экстремизм - проводимый с участием государственных  органов на международном и  внутригосударственном уровнях;

- внутренний экстремизм - совершаемый государственными  органами и оппозиционными политическими  структурами внутри страны.

Использование критерия субъекта обуславливает деление проявлений политического экстремизма на три  вида: государственный, организационно-групповой и индивидуальный.

Политический экстремизм на государственном уровне, как правило, характерен для стран с авторитарным, недемократическим режимом правления. Этот вид является более развитым и организованным, так как строится на четко отлаженной системе организации  во главе с государственными органами и соответствующей иерархической  структурой. Данный вид политического  экстремизма имеет развитую идеологическую основу и хорошо налаженное пропагандистское обеспечение. В сравнении с другими  видами он представляет более высокую  степень общественной опасности, затрагивает  жизненно важные интересы абсолютного  большинства граждан своей страны, угрожает безопасности международного сообщества.

В зависимости от объектов воздействия политический экстремизм имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя направленность представляет собой проведение экстремистских акций  за пределами страны. Она включает осуществление государством насилия  или угрозы его применения в отношении  международных органов, иностранных  граждан, правительств или государств с целью изменения внешней  или внутренней политики. Из данной формулировки следует, что объектами  государственного экстремизма являются физические лица, государства и иные субъекты международных отношений. Это обстоятельство обуславливает  международно-правовой характер совершаемых  на рассматриваемом направлении  акций. В данном случае экстремизм можно  рассматривать как своеобразный способ разрешения международных противоречий.

Внутренняя направленность государственного экстремизма заключается  в осуществлении государством насилия  по отношению к своим политическим оппонентам, к населению страны в  целом для поддержания или  укрепления своей власти. Исторический опыт показал, что в условиях политического  режима, утверждающего диктатуру  власти, происходит абсолютизация государства. Из органа, призванного выражать и  защищать интересы общества, социальных слоев, граждан, оно трансформируется в силу, возвышающуюся, господствующую над ними. В этих условиях все  формы общественных отношений не только находятся под контролем  государства, но и подчинены его  интересам. В рамках административно-бюрократического режима, принимающего абсолютные черты, происходит подавление гражданских  институтов. Вместо того чтобы регулировать гармоничное сочетание интересов  общества, социальных групп и отдельных  граждан, государство искусственно создает и обостряет противоречия между ними. Более того, оно становится источником угрозы безопасности личности и общества. Эта угроза возникает  в результате преследований за инакомыслие, критические высказывания в адрес  внутренней и внешней политики руководства  страны, местной администрации, за участие  в деятельности оппозиционных политических партий и движений. Политика государственного экстремизма была решительно осуждена на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН в 1989 году. На ней, в частности  было заявлено, что ее участники  безоговорочно осуждают всех тех, кто  под предлогом борьбы с терроризмом  прибегает к насильственным и  незаконным средствам достижения политических целей.

Второй вид политического  экстремизма - организационно-групповой - связан с деятельностью политических образований, использующих насилие  в борьбе за власть. Острота и  масштаб действий данных образований  находятся в зависимости от степени  развития этих структур. Особенностью указанного вида политического экстремизма  является отсутствие связи между  субъектами этой деятельности и государством, т.е. она осуществляется без участия  государственных структур, без выполнения ими организаторской и пособнической  роли. Повышенная степень общественной опасности насильственных действий, осуществляемых экстремистскими группами или сообществами, обусловлена организованностью, массовостью, целенаправленностью  акций участников данных структур, распределением между ними функциональных обязанностей, связью с другими такими же образованиями, единством их действий и современной технической оснащенностью. Взятые в комплексе, эти признаки организационной экстремистской деятельности придают их субъекту большую социально-политическую значимость. Благодаря им он трансформируется в политическую силу, представляющую угрозу не только конституционно-правовым интересам личности, общества и государства, но и в целом, безопасности страны. В этой ситуации политический экстремизм оказывает свое деформирующее влияние  на государственность, состояние общественных отношений, политическая обстановка характеризуется  усилением криминогенности, нестабильности в обществе, хаосом, повышенной социальной возбудимостью масс.

Третий вид политического  экстремизма составляют действия экстремистов-одиночек. Став на путь осуществления насильственных действий по причине обострения своего материального положения, несправедливого  отношения со стороны администрации  предприятия, несогласия с политикой  руководства страны или в силу своей фанатической приверженности какой-либо вере, они способны нанести  ущерб не только отдельным лицам, но и обществу (например, путем диверсии, распространения анонимных материалов или открытых выступлений с призывами  к насильственному изменению  конституционного строя или совершения преступлений против государства, организации  массовых беспорядков или других действий).

С учетом состояния политической ситуации в России в современных  условиях выделяют следующие основные формы политического экстремизма: осуществление террористических актов; "чеченский" экстремизм, расширяющий  свое влияние на Северном Кавказе; совершение угроз расправы над государственными и политическими деятелями, представителями власти и их родственниками; захваты заложников, захваты и угоны транспортных средств вместе с пассажирами; массовые беспорядки; совершение взрывов в общественных местах; несанкционированные митинги, уличные шествия и демонстрации, способные перерасти в массовые беспорядки; нападение и избиение участников митингов, уличных шествий и демонстраций членами оппозиционных им политических организаций и движений; насильственные захваты административных зданий с находящимися в них людьми; блокирование транспортных магистралей, объектов народного хозяйства, учреждений органов власти и управления; демонстративное уничтожение в общественных местах портретов руководителей государства, государственной символики и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опишите основные  черты парламентской формы организации  политической власти.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

При такой форме правления  правительство формируется из депутатов  партий, обладающих большинством голосов  в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства  роспуска парламента и назначения новых  выборов. Такая форма правления  существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Глава государства в таких  республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом  контроля парламента за исполнительной властью.

Парламентская форма характеризуется следующими чертами:

1. Единственным демократически  легитимным институтом является  парламент: если же предусматривается  прямое избрание Президента народом,  то Президент не может конкурировать  с главой правительства в сфере  власти.

2. Правительство зависит  от доверия со стороны парламента  или, по крайней мере, от его  лояльности.

Главная особенность парламентской  республики — образование правительства  победившими на выборах в парламент  партиями. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально  является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

5. Какими признаками  характеризуется правовое государство?  Составьте таблицу наличия или  отсутствия этих признаков в  политической системе современной  России.

Правовое государство  – это такая политическая организации  власти, при которой реально осуществляется приоритет права и верховенство закона, разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, незыблемость прав и  свобод человека и гражданина и их судебная защищенность; все противоречия и конфликты решаются исключительно  политическими и юридическими средствами на основе общественного согласия.

Законодательную власть представляет парламент. Парламенты бывают одно и двухпалатными (верхняя и нижняя). Верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, срок ее полномочий более длительный, депутаты имеют более высокий возрастной ценз.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии (предварительное рассмотрение законопроектов).

Депутаты  одной партии объединяются в парламенте во фракции (для координации совместных действий).

Парламент:

- законодательное право

- устанавливать налоги и сборы

- принимать бюджет

- участие в формировании  высших органов

Свои полномочия парламент  осуществляет на сессиях.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Политология"