Конституция Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:40, реферат

Описание

Конституция 1978 года была положительно принята большинством населения Испании и во многом аналогична конституциям других западных стран. Она провозглашает основные права человека, общественные свободы, принцип разделения властей, народного суверенитета и объявляет Испанию социальным, демократическим, правовым государством, с политическим строем в форме парламентской монархии.

Работа состоит из  1 файл

Конституция Испании.docx

— 24.49 Кб (Скачать документ)

 

Реферат на тему: Конституция Испании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск, 2012

Ныне действующая Конституция  Испании (исп. Constitución española) была принята на референдуме, состоявшемся 6 декабря 1978 года.

15 декабря 1976 года по  инициативе вступившего на престол  после кончины Франсиско Франко  короля Хуана Карлоса I был  принят Закон о политической  реформе в Испании, положивший  конец политической системе франкизма  и давший начало деятельности  Учредительных Кортесов, которая  завершилась принятием новой  Конституции.

Учредительные Кортесы были избраны 15 июня 1977 года и состояли из двух палат: Конгресса Депутатов  и Сената. Кортесы избрали многопартийную Конституционную комиссию. На основе принятия 3100 поправок к первоначальному  тексту, был составлен второй вариант  проекта, принятый затем обеими палатами и утверждённый на референдуме.

Конституция 1978 года была положительно принята большинством населения  Испании и во многом аналогична конституциям других западных стран. Она провозглашает  основные права человека, общественные свободы, принцип разделения властей, народного суверенитета и объявляет  Испанию социальным, демократическим, правовым государством, с политическим строем в форме парламентской  монархии. Конституция 1978 предоставила широкие права автономным областям. Предусмотрена процедура конституционного контроля, учреждён Конституционный  суд Испании, решающий в том числе, и проблемы разграничения полномочий между центром и регионами.

 

По форме правления  Испания является конституционной  парламентской монархией. Политический режим — демократический.

В административном отношении  Испания разделена на 52 провинции, объединенных в 17 автономных областей, которые в значительной степени  самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент  и правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде (Кортесы; Cortes Generales}. Вторая же палата Кортесов состоит из депутатов, избираемых прямым общенародным голосованием. С 1982 по 1996 гг. правящей политической партией Испании оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом. После различных неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, на выборах в 1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (Partido Popular) во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанской политике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).

Глава государства — Король ( представитель династии Бурбонов Хуан Карлос 1 - с 20.XI 1975 г.). Он является, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Достаточно обширные полномочия Короля могут быть осуществлены им только с контрасигнации Председателя Правительства или соответствующего министра. К их числу относятся: санкционирование и промульгация законов, созыв и роспуск Генеральных кортесов, объявление всеобщих выборов, назначение и увольнение членов Правительства.

Король является верховным  главнокомандующим, осуществляет право  помилования, представляет страну в  международных отношениях. Что касается его отношений с парламентом, то здесь нужно отметить следующее. Король не обладает даже таким традиционным для главы государства правом, как право вето. Статья 91 Конституции  закрепляет, что «в течение 15 дней после  одобрения Генеральными кортесами  законопроекты утверждаются Королем». Король может назначить референдум, но только по предложению Председателя Правительства, одобренному Конгрессом депутатов. После предварительного совещания с представителями  политических партий в парламенте Король предлагает Конгрессу депутатов  кандидатуру главы Правительства. Эта кандидатура должна быть одобрена председателем Конгресса. Члены  Правительства назначаются и  увольняются Королем по предложению  главы Правительства.

Конституция наделяет законодательной  властью двухпалатный парламент, Генеральные  кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу  депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты  должны представляться на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может  преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе. Избирательным  правом обладают все граждане страны, достигшие 18 лет.

Сессии парламента созываются 2 раза в год и длятся по 4—5 месяцев. По требованию Правительства, постоянной комиссии парламента или абсолютного  большинства членов палат могут  проводиться чрезвычайные сессии, которые  созываются по определенной повестке дня. Депутаты работают на пленарных  заседаниях и в комиссиях. Пленарные  заседания палат являются открытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов обеих  палат. К компетенции парламента Испании относится выработка  законов, принятие бюджета, контроль за деятельностью Правительства, установление регентства, опекунства. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу, Сенату. Председатель сената - Ф. X. Рохо Гарсия, председатель конгресса депутатов -М. Марин Гоаеадес.

Правительство — Совет  министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из председателя, его заместителей, министров и  других членов. Кандидатуру председателя предлагает Король и одобряют Кортесы. Председатель правительства - Хосе Луис Родрнгес Сапатеро, приведен к присяге 17.IV 2004 г.

Остальные члены Правительства  назначаются и увольняются Королем  по предложению Председателя Правительства. Председатель руководит деятельностью  Правительства и несет за нее  ответственность. Согласно Конституции  Правительство осуществляет руководство  «внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны». Правительство  ответственно перед Кортесами за свою деятельность.

Премьер-министр выдвигается  главой государства – королем  и утверждается большинством депутатов  парламента. Обычно премьер-министр  является лидером партии, располагающей  большинством мест в Конгрессе депутатов. Чтобы сформировать правительство, эта партия может вступать в коалицию с другими партиями.

Конгресс депутатов может  выразить недоверие правительству  и заставить его уйти в отставку, однако депутаты должны заранее наметить кандидатуру следующего премьер-министра. Такая процедура исключает частую смену правительства.

Высшим консультативным  органом Правительства, согласно ст. 107 Конституции, является Государственный  совет, статус которого регулируется Органическим законом о Государственном совете 1980 г.

Автономные сообщества имеют  свои парламенты и правительства, пользуются широкими полномочиями в области  культуры, здравоохранения, образования, экономики. Каждое автономное сообщество имеет свой устав (статут), принимаемый  в качестве органического закона государства (ст. 81 Конституции). Деятельность органов автономных областей контролируется Правительством, Конституционным судом, Счетным судом.

Задолго до установления режима Франко Испания уже имела опыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права были ликвидированы, и центральное правительство  осуществляло власть на всех уровнях. После восстановления демократии органам  власти на местах были предоставлены  значительные полномочия.

Исполнительная власть на местах осуществляется муниципальными советами (более 8,5 тыс.) Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде.

Судебную систему Испании  возглавляет Верховный суд, она  представляет собой разветвленную  по уровням и отраслям систему.

Права, свободы и обязанности  граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).

Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство  всех перед законом, личные права: право  гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну  и доброе имя; свободу выбора местожительства  и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и  распространение своих идей и  мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические  права - на образование, на объединение  в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской  деятельности, право на трудовой конфликт.

Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно  разделить на три группы. Это деление  основывается не на юридической природе  этих прав, а на характере их консти-туционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссылаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законодательством, которое они развивают.

Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испанским  законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях  не говорится, но формулировки сконструированы  таким образом, что возложенные  на государственные органы обязанности  не могут быть реализованы без  необходимых материальных расходов. Именно таким образом сформулирована защита испанской семьи: "На государственных  властях лежит социальная, экономическая  и правовая защита семьи" (п. 1 ст. 39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику, обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку граждан, а также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом государственные власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья граждан, они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение материальных средств посредством периодически пересматриваемого законодательства.

Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.

На конституционный уровень  поднято и регулирование ограничений  прав и свобод, которые могут потребоваться  при введении в стране чрезвычайного  или осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность, неприкосновенность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по национальной территории; свобода выражения мнений, право на распространение публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях рассматриваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в борьбе против терроризма, а именно приостанавливаются нормы о сроке предварительного задержания (в обычное время - максимум 72 часа), о неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с терроризмом, который до принятия и во время выработки конституции был весьма активным.

Информация о работе Конституция Испании