Конституционная формула «социальное государство»: содержание и развитие в законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что формирование в России социального и правового, демократического государства не политическая мода, а потребность российской действительности: отставание в социальной сфере влияет на скорость и перспективы экономических и политических преобразований.

Содержание

Введение
Понятие «социальное государство»
Конституционная формула «социальное государство»
Заключение
Список использованной литературы
Задача

Работа состоит из  1 файл

на печать.docx

— 53.49 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

                                                Юридический факультет

       Уголовно-правовых дисциплин

 

                Контрольная работа

 

По дисциплине: «Конституционное право зарубежных стран»

 

На тему: «Конституционная формула «социальное государство»: содержание и развитие в законодательстве»

 

 

 

Выполнил: 

 

Вариант № 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

Введение

 

  1. Понятие «социальное государство»

 

  1. Конституционная формула «социальное  государство»

 

Заключение 

 

Список использованной литературы  

 

Задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


 

 
 

       Актуальность темы данной работы заключается в том, что формирование в России социального и правового, демократического государства не политическая мода, а потребность российской действительности: отставание в социальной сфере влияет на скорость и перспективы экономических и политических преобразований.

       Актуальность проблемы усиливается в связи с происходящей открытостью, интеграцией государств в мировое сообщество. «Создание объективно возможных и здоровых, свободных условий для развития человека, его личности, системы общесоциальной безопасности - вот задачи, которые должно поставить перед собой мировое сообщество. И более того - задача реального интегрирования вызывает необходимость формирования и реализации российской модели социальной правовой государственности, не воспроизводящей этап, уже пройденный другими странами, а основанной на собственно российских ресурсах и государственно-правовой культуре. Вот почему проблема приобрела конституционный статус. Пунктом первым в седьмой статье Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

       Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с формированием, функционированием и развитием социального государства в условиях модернизационных преобразований в Российской Федерации.

       Предметом исследования является совокупность правовых норм, сложившихся в России в сфере регулирования социальной сферы и реализации конституционного принципа социального государства в сравнительно-правовом и историческом ключе, а также анализ различных моделей социального государства.

        Данная работа имеет целью сформировать модель социального государства Российской Федерации, разработать системную составляющую такой модели, выявить наиболее приоритетные меры, которые необходимо предпринять и осуществить, обозначить наиболее острые проблемы, противоречия и обосновать конкретные практические рекомендации, которые позволили бы реализовать конституционно-правовые гарантии в социальной сфере.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

- раскрыть правовую природу  социального государства;

- уточнить содержание  понятия «социальное государство»  и его признаки;

- сформулировать основные  принципы и функции социального  государства;

- определить теоретическую  (концептуальную) основу и модель  формирования социального государства  в Российской Федерации;

- проанализировать конституционно-правовые  нормы, касающиеся социальной сферы;

- проанализировать принципы, приоритеты и основные направления  социальной политики современного  российского государства;

- проанализировать проблемы  становления социального государства в Российской Федерации.

        Методологическую основу работы составляют как общенаучные, так и специальные методы. К специальным методам отнесены формально-юридические методы исследования, применяет диалектический, системный и сравнительно-правовой подходы. Названные методы позволили получить разнообразную научную информацию для анализа конституционно-правовых основ социального государства в Российской Федерации.

      Теоретической основой проведенного исследования послужили научные работы ведущих российских и европейских ученых в области конституционного права, теории государства и права, трудового права, социологии, экономики и истории.

        Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили Конституция Российской Федерации, международные договоры и соглашения, федеральные конституционные законы, устанавливающие полномочия органов власти и судов, положения Трудового кодекса и иных кодексов Российской Федерации, которые в той или иной степени регулируют социальные права, федеральные законы, регулирующие отдельные институты социальной сферы, устанавливающие социальные показатели и ориентиры, иные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные подзаконные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации.

        Цели и задачи, поставленные в работе, обусловили структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «социальное государство»

 

         Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, можно прийти к констатации, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности".1

Существует несколько  моделей социального государства.

     Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан.

     Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

      Наиболее распространенной моделью социального государства является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы), которые играют, однако, вспомогательную роль.

       В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

        К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные (то есть находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды.

      Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет.

      Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.

     Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

  • экономическую свободу человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
  • доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;
  • социальную справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;
  • участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии.

      Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.2

      Первое место в ряду положений, относящихся к концепции социального государства, занимает положение о социальной функции частной собственности, что совершенно справедливо, ведь "собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние.3

       Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.4 Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач.5

      Следующий постулат - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.

      Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины. Между тем социальная справедливость - принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.6

При осуществлении этих позиций  главным остается финансовый вопрос. Ввиду этого невозможно существование  социального государства без  социально ориентированной экономики. Ошибочным является мнение, согласно которому государство, гарантируя гражданам, социальные права и создавая условия для их свободного развития, делает это себе в ущерб.

      Правоведы оценивают сегодняшнее состояние социального государства в России на уровне первой половины 20-х годов XX в.  

 

 

 

2. Конституционная формула «социальное  государство»

 

     Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

      Социальное государство — государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения. Социальное государство - конституционное понятие, означающее, что государство берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

        Это понятие впервые появилось в конституциях «второго поколения» в 50-х годах, отражая возросшие экономические возможности развитого индустриального общества, оно тесно связано с институтом социально-экономических прав. Социальное государство означает конституционную гарантию государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами.

      Конституции социалистического типа уделяли большое внимание социальной проблематике и задачам государства в этой сфере. Они исходили, однако, из того, что уровень жизни людей зависит только от государства и определяется им. С одной стороны, это порождало иждивенческую идеологию населения, вело к потере жизнедеятельной инициативы людей, с другой — возлагало на государство задачи, которые оно при существовавшей экономической системе выполнить должным образом не могло. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей.

        Конституция РФ (ст. 7) провозглашает, что "РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".7 Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный  гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

       В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) социальное государство есть принцип конституционного строя России, означающий, что государство берет на себя обязательство гарантировать закрепленные в федеральной Конституции социальные, экономические и культурные права граждан и осуществлять направленную на это активную социальную политику. Важнейшей задачей социального государства является утверждение принципов равенства и справедливости.

       В конституционно-правовом смысле закрепление в Конституции нормы о социальном государстве означает, что Российское государство принимает на себя значительные социальные обязательства, придает государственной политике социальную направленность. В соответствии со своей социальной ориентацией Российское государство призвано обеспечивать охрану труда и здоровья людей; устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей; развивать систему социальных служб; обеспечивать выплату государственных пенсий и пособий. В соответствии с Программой социальных реформ в Российской Федерации стратегическими целями социальной политики являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и моральных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской, и граждан трудоспособного возраста; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

         Конституция РФ 1993 г., называя Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), говорит о том, что одним из важнейших направлений его деятельности является социальная сфера. Социально-экономические и культурные права граждан, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и многое другое, занимают важное место в каталоге прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в Конституции. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также делом его ума, рук, инициативы, и основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

        Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем исходя из специфики конкретных правоотношений.

        Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1 часть 1; статья 2; статья 7 часть 1; статья 21 часть 1; статья 39 часть 1).8

       Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из статьи 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа, приобретаемого в том числе в результате работы по трудовому договору. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на трудовую пенсию по старости выступает система пенсионного страхования, призванная обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни.

        С точки зрения преобладания в механизме осуществления конституционного права граждан на социальное обеспечение по возрасту публичного либо частного начала Конституция Российской Федерации, ее статья 39 (части 1 и 3), предусматривает два вида пенсионного страхования - обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации данного конституционного права, которое направлено на достижение целей социального государства в этой сфере, а потому носит публичный характер. Добровольное пенсионное страхование предоставляет гражданам дополнительные возможности по личному участию в формировании средств, направляемых на индивидуальное пенсионное обеспечение. Данный вид пенсионного страхования носит непубличный характер и осуществляется в основном в негосударственных системах пенсионного обеспечения. Соответственно, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность гарантировать социальное обеспечение по возрасту, основывающееся на обязательности пенсионного страхования, применительно же к социальному обеспечению, основывающемуся на добровольности и индивидуальном характере, обязанность государства заключается в поощрении создания дополнительных форм социального обеспечения.

         Принцип социального государства должен играть важную роль в деятельности законодателей. Осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и определяя применительно к конкретному налогу соответствующие принципы налогообложения, законодатель должен, прежде всего, учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы правового и социального государства (статья 1 часть 1; статья 7), а также принципы равенства перед законом и судом (статья 19 часть 1) и пропорциональности (статья 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Конституция Российской Федерации является основным законом для всех граждан нашей страны, ее принятие было обусловлено переходным моментом в истории России, это был осознанный шаг всего общества, договор, который государство обязалось и значит должно выполнить. Настоящая работа посвящена конституционному положению, которое закрепляет такую характеристику Российской Федерации как «социальное государство».

        В настоящее время развитие принципов и основ социального государства в России находится на ранней стадии. Отчасти причиной этого можно назвать неблагоприятную экономическую ситуацию в годы принятия Конституции и обозначения нового политического курса страны, но главной причиной является нерешительность представителей власти, их метание от одной модели социального государства к другой.

         С введением в основной закон положения о «социальном государстве» высшие органы государственной власти в хаотичном порядке стали внедрять заимствованную у других государств идеологию социального государства. Безусловно, зарубежными государствами накоплен огромный опыт практики социального государства, реализованы фундаментальные принципы и проверены на практике базовые основы социального государства, но у каждой страны свой путь, который обусловлен историческими, национальными, экономическими и другими особенностями. Каждое государство по-разному сочетает основные признаки социального государства, в каждой стране доминируют различные институты социального государства, и у каждой - своя модель «социальности».

          Россия же на вопрос «Как построить социальное государство в Российской Федерации?» ищет ответ за рубежом, хотя ответ в самих нас, в нашей истории, в нашем менталитете. Очевидно, что мы не вправе игнорировать положительный опыт зарубежных стран, но гораздо разумнее будет внедрять его постепенно, выборочно, взвешенно, с оглядкой на возможные негативные последствия, постоянно контролируя происходящий процесс. Для этого сначала необходимо разработать теоретическую основу российской модели социального государства с целью последующей реализации ее в жизнь.

          В настоящее время практически все страны мира испытывают определенные трудности в социальной сфере, что заставляет их пересматривать свои традиционные модели социального государства, но не его ценности. При этом упомянутые трудности не вызваны мировым финансовым и экономическим кризисом, последний лишь обострил обозначенные временем проблемы и сократил время на раздумывания. Россия, в свою очередь, не вправе отказываться от конституционной нормы-цели.

      Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что для становления Российской Федерации в качестве социального государства необходимо следующее:

      - Определить характер построения социального государства. В современном мире все больше доминируют либеральные веяния, которые несколько чужды менталитету российского народа. Из этого следует, что в определенном объеме либеральные ценности прививать нашему обществу все-таки нужно, но делать это надо постепенно и с особой аккуратностью, стимулируя проявление инициативы, трудовой активности и повышения индивидуальной ответственности у граждан.

       -  Сформировать собственную концепцию социального государства, чтобы понять, что означает такая характеристика. Социальное государство подразумевает особый порядок устройства общественной жизни, основанный на умеренности принципов солидаризма, социальной справедливости и социального равенства, представляющий собой высшую эволюционную ступень развития демократического и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, главной задачей которого является обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека, гарантия его прав и свобод.

       - Взять курс на построение собственной модели социального государства. Основу современных систем государственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальной политики в зарубежных странах, составляют три базовых института: социальное страхование, социальная помощь и государственное социальное обеспечение. Существенным фактором, отличающим социальные модели государства различных стран друг от друга, являются структура и сочетание важнейших институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения), медицинской помощи и образования, размеров ресурсов, направляемых на их функционирование. Российской Федерации следует найти свое собственное, наиболее оптимальное сочетание базовых инструментов социального государства, при этом российская модель социального государства, на мой взгляд, должна:

- основываться на демократических  началах и социально ориентированной  экономике;

- обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека и обладать действенным механизмом защиты нарушенных прав;

- создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал;

- осуществлять сильную  государственную социальную политику, ориентированную на достижение  высоких жизненных стандартов;

- стимулировать развитие  институтов гражданского общества.

         -  Сочетать активное вмешательство государства в вопросы социальной сферы с естественным и свободным характером рыночной экономики, при этом ключевыми моментами формирования социальной политики должны стать:

- четкое определение приоритетности  решения наиболее насущных проблем;

- согласованность проводимых  реформ (налоговой, пенсионной, реформ  в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ);

- повышения ответственности  органов власти и должностных лиц всех уровней;

- введение института независимой экспертизы при принятии любых решений, затрагивающих социальную сферу;

- бюджетное финансирование  федеральных целевых программ;

- разработка и утверждение  системы минимальных социальных  стандартов, соответствующих достойному  уровню жизни человека, и социальных  показателей, максимально точно  отражающих состояние социальной  сферы.

        - Создать необходимую правовую базу. Отменить недействующие законы, принять необходимые, обеспечить реализацию норм действующего законодательства.

Создать стройную систему  основополагающих законодательных актов, регулирующих основную сферу жизнедеятельности человека - социальную. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить такое правовое поле, в котором бы каждый гражданин знал свои права и чтобы провозглашенные права и свободы реально обеспечивались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. – М.: Норма. 2007. – 752 с.

6.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

7. Конституционное право России: учебник. /Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юрист, 2005. – 669 с.

9. Статьи из Интернет-ресурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

 

Национальное собрание Франции  приступило по инициативе группы депутатов  к обсуждению закона о порядке  регулирования оплаты труда. Однако председатель палаты снял его с обсуждения, утверждая, что Парламент не вправе принимать такой закон, поскольку  он относится к регламентной власти. Палата сместила председателя и избрала  нового.

Какие действия правомерны?

 

Регламентарная власть — право исполнительной власти (правительства) принимать регламенты, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет законодательного регулирования. Юридическая природа регламентарных актов имеет ряд особенностей, в частности такие акты обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами, они приравниваются к административным актам «с вытекающими из этого последствиями».

В ч. 1 ст. 37 Конституции определенно: «Вопросы, не входящие в область законодательства, носят регламентарный характер». Иными словами: все, что не является предметом регулирования законодательной власти, должно регулироваться властью регламентарной. Чтобы очертить предметную компетенцию последней, нужно обратиться к ст. 34 французского основного закона, в которой перечислены объекты, составляющие «область законодательства», а также определены предметы регулирования конкретных законодательных актов («финансовых», «о финансировании социального обеспечения», «программных»).

Статья 34

Законы принимаются Парламентом.

Закон устанавливает нормы, относящиеся к:

— гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны;

— гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;

— определению преступлений и деликтов, а также налагаемых за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых судебных инстанций и статусу магистратов;

— источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также  нормы, касающиеся:

— порядка выборов в палаты Парламента и органы местного самоуправления;

— установления категорий публичных учреждений;

— основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим;

— национализации предприятий и передачи собственности предприятий публичного сектора в частный.

Информация о работе Конституционная формула «социальное государство»: содержание и развитие в законодательстве