Конфликт и морально-этические аспекты его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:24, реферат

Описание

Целью работы является комплексный анализ процесса управления конфликтом в органах государственной власти и управления.
Задачи работы:
– рассмотреть правовое регулирование этических норм на государственной службе;
– проанализировать понятие конфликта интересов как основного конфликта, возникающего на государственной службе;
– определить морально-этические аспекты конфликта и его решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Правовое регулирование этических норм на государственной службе.. 5
2. Понятие конфликта интересов в государственной службе…………… 12
3. Морально-этические аспекты конфликта интересов на государственной службе……………………………………………14
4. Конфликт и морально-этические аспекты его решения……………….. 19
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список используемой литературы……………………………………...… 26

Работа состоит из  1 файл

конференция.docx

— 51.63 Кб (Скачать документ)

 

План

 

Введение……………………………………………………………………… 3

  1. Правовое регулирование этических норм на государственной службе.. 5
  2. Понятие конфликта интересов в государственной службе……………  12
  3. Морально-этические аспекты конфликта интересов на                      государственной службе…………………………………………….......  14
  4. Конфликт и морально-этические аспекты его решения……………….. 19

Заключение…………………………………………………………………..  24

Список используемой литературы……………………………………...…   26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Нормы нравственности и этики  всегда были в центре внимания. Эти  вопросы остаются актуальными во все времена. Что же касается этических  норм на государственной службе, то это стало открыто обсуждаться  сравнительно недавно. В советские  времена было опасно осуждать нравственное лицо чиновников. Их показывали людьми идеальными, с идеальным поведением, образцом для подражания. В наше время появляется всё больше статей об истинном моральном облике государственных служащих.

Актуальность темы и его  новизна не оставили меня равнодушной  к этому вопросу. Тем более  в последнее время об этических  нормах на государственной службе стали  много писать. Проблема нравственности государственных служащих связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, прежде всего с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит в целом авторитет власти среди населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней. Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий. В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур. В-четвертых, в настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих. Вышеперечисленные аспекты подтверждают актуальность дальнейшего изучения проблемы нравственности государственных служащих и - как одного из важных направлений исследования - основных механизмов формирования и развития духовно-нравственных качеств государственных служащих: воздействие посредством норм, заложенных в нормативных правовых актах, и прямое воздействие через институты гражданского общества.

В данной работе:

         Объектом является конфликт на государственной службе.

Предметом, в свою очередь, являются факторы конфликтности  в государственных органах как  средство государственного управления.

Целью работы является комплексный  анализ процесса управления конфликтом в органах государственной власти и управления.

Задачи работы:

– рассмотреть правовое регулирование этических норм на государственной службе;

– проанализировать понятие конфликта интересов как основного конфликта, возникающего на государственной службе;

– определить морально-этические аспекты конфликта и его решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое регулирование  этических норм на государственной  службе.

Профессиональная этика  государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы «приспосабливает» уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Этикет на государственной  службе выполняет различные функции. Выделяют информационную функцию, функцию  стандартизации моделей индивидуального  и группового поведения, функцию  социального контроля и социального  влияния, функцию создания психологического комфорта. Нормы этикета информируют  о том, как следует вести себя государственному служащему в той  или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать  от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого  члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в  неловкое или затруднительное положение  или вызвать осложнения в отношениях с другими.

В действующем законодательстве существенное внимание уделено вопросам профессиональной этики государственных  служащих и разрешению конфликта  интересов на государственной службе. Так, в Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» включен ряд этических по своему содержанию требований к служебному поведению гражданского служащего:

- не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

- проявлять корректность  в обращении с гражданами;

- проявлять уважение к  нравственным обычаям и традициям  народов Российской Федерации;

- учитывать культурные  и иные особенности различных  этнических и социальных групп,  а также конфесий;

- не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственного органа;

- соблюдать установленные  правила публичных выступлений  и предоставления служебной информации  и др.

Будучи закрепленными  в законе, эти требования, естественно, приобретают характер юридических  обязанностей.

Что касается контроля в  указанной сфере, то в этих целях  используются обычные механизмы  взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Возможности  же права в регулировании вопросов этики государственной службы представляются весьма ограниченными.

В современных условиях этика  государственного служащего – это  этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений  с государством. Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм.

В Указе Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями и дополнениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2007 N 372) даны общие принципы поведения государственных служащих и написано:

«В целях повышения  доверия общества к государственным  институтам, обеспечения условий  для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими  должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной  службе и впредь до принятия федеральных  законов о видах государственной  службы постановляю:

1. Утвердить прилагаемые  общие принципы служебного поведения  государственных служащих.

2. Рекомендовать лицам,  замещающим государственные должности  Российской Федерации, государственные  должности субъектов Российской  Федерации и выборные муниципальные  должности, придерживаться принципов,  утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей  правовому статусу этих лиц.  Так же принципы поведения  государственных служащих даны  в статье 4 Федерального закона  Российской Федерации от 27.07.2004 №79 «О государственной гражданской  службе Российской Федерации».

Знание основных принципов  современного делового этикета позволяет  человеку достаточно уверенно ориентироваться  в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать  ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло  бы нанести серьёзный урон его  имиджу.

Нарушение принципов служебного поведения, а также различные  злоупотребления на государственной  службе могут совершаться под  влиянием личных, имущественных, финансовых и иных интересов государственного служащего. В Федеральном законе «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» впервые  дано определение конфликта интересов. Закрепленные в законе способы урегулирования конфликта интересов имеют антикоррупционную  направленность и поэтому должны оцениваться положительно. Вместе с  тем, эти положения закона смогут способствовать очищению государственной  службы от негативных наслоений только при их добросовестном выполнении, а также при активной позиции  структур гражданского общества. Внутри самой системы государственной  службы это вряд ли возможно.

Важнейшим этическим принципом  деятельности российского государственного служащего является сегодня принцип  законности, верховенства Конституции  РФ и федеральных законов над  всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями. Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления персоналом. Роль и значение данного принципа, его приоритет среди других этических требований подчеркивается его закреплением в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В практике деятельности государственного служащего часто возникает нравственная проблема – как быть должностному лицу, получившему незаконное, с  его точки зрения, распоряжение от вышестоящего руководителя? Решением, этой этической ситуации занимались и занимаются государственные служащие не только России, но и практически всех стран мира.

В случае если государственный  служащий сомневается в правомерности  полученного им распоряжения, Закон  «Об основах государственной  службы в России» (ст.14, п.4) предписывает «в письменной форме незамедлительно  сообщить об этом своему непосредственному  руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в  его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме  подтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан его  исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно  или уголовно наказуемым деянием. Ответственность  за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет  подтвердивший это распоряжение руководитель».

Практика показывает, что  принцип законности соблюдается  далеко не всегда. Причинами этого  являются социальная незащищенность государственного служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей, "гибкая" совесть.

Этический принцип гуманизма  требует от государственного служащего  уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства  личности. Однако требование гуманного, уважительного отношения к человеку наиболее часто игнорируется многими современными российскими государственными служащими.

Принцип беспристрастности  и независимости должен обеспечить государственному служащему прежде всего служение интересам государства и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения. Государственный служащий в соответствии со ст.11 Закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» не должен заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и творческой, быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и пр.

Принцип ответственности  подчеркивает, что любая административная власть отвечает за негативные последствия  принимаемых решений, неисполнение своих должностных обязанностей, за действия, нарушающие права и  законные интересы граждан. Государственный  служащий, осознающий свою ответственность  перед обществом и его гражданами, обладает гражданской совестью, профессиональной честностью, обостренным чувством долга, честью и достоинством, проявляющимися в единстве слова и дела.

С принципом моральной  ответственности связаны такие  понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова  и дела. Статистические данные показывают, что лишь 30% государственных служащих определяют этот принцип как наиболее важный.

Нормальная работа государственного служащего невозможна, если в основе ее не лежит принцип справедливости, реализующий себя в действенной  защите прав граждан, в законном использовании  властных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий общества. Любая  несправедливость, допускаемая чиновником, дискредитирует не только его, но и  власть в целом, наносит ей непоправимый моральный ущерб.

Неуклонное соблюдение государственными служащими принципов законности, гуманности, беспристрастности, ответственности, справедливости свидетельствует о нравственном "здоровье" государства. Поэтому они образуют основу этики государственной службы, обеспечивают ее целостность и эффективность.

Информация о работе Конфликт и морально-этические аспекты его решения