Ключевые программные установки ведущих политических партий и движений (на примере России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:04, контрольная работа

Описание

Рассматриваемая тема, на мой взгляд, очень важна именно в такой сложный момент истории России, когда необходимо много знать и во многих политических вопросах разбираться обычному человеку, и чтобы правильно сделать выбор и тем самым способствовать формированию и более совершенного общества, являющегося как бы средой обитания, как своеобразной атмосферы необходимой для полноценной жизни человека и более разносторонней самореализации личности.

Содержание

Введение
1. Происхождение и формирование партий (историко-политический аспект).
2. Определение и отличительные признаки политической партии.
3. Функции и структура политической партии. Основания типологизации партий.
4. Ключевые программные установки ведущих политических партий и движений (на примере России).
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

    3. Партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников города и деревни, средних слоев. Они не только сохраняют, но и усиливают свое влияние на политическую жизнь общества. По международной классификации их именуют демократическими. В их рядах преобладают и задают тон представители интеллигенции, средних слоев. К ним правомерно отнести Свободную демократическую партию Германии, Болгарский земледельческий союз, Итальянскую республиканскую партию, Демократическую партию России и др. Большинство демократических партий исходят из того, что в наибольшей мере интересам средних слоев, мелких собственников отвечает система частного предпринимательства, защищенная государством от грабительских поползновений монополистических монстров, а также защита интересов трудящихся. В силу этого многие партии выступают в союзе не только с либерально-буржуазными организациями, но и партиями социалистического выбора. Однако под давлением слоев, занимающих господствующие позиции в экономике и политической жизни, они нередко непоследовательны в решении этой задачи в реальной политике.

    4. Партии, идеология, платформа и практические действия которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают под влиянием роста национального самосознания народов, недовольства ущемлением их прав из-за нерешенных социально-экономических проблем на территории их проживания. Именно на такой почве возникли, например, Уэльская и Шотландская партии в Великобритании, Индийский национальный конгресс, партия Российское христианское демократическое движение.

    Социальная  база партий такого типа крайне неоднородна. И от того, представители какой  социально-политической группы играют решающую роль в партийном руководстве, в значительной степени зависит социально-политическая ориентация партии. Зачастую объективные трудности государства, нации, этнической группы используют в своих эгоистических интересах воинственные националисты, навязывающие возникающим партиям сепаратистские, реакционные платформы и действия, попирающие права других народов. К подобным объединениям можно отнести партию «Национальный фронт» во Франции, всевозможные неофашистские и расистские политические формирования в других странах. Опасное влияние воинственного национализма дает о себе знать в Национально-демократической партии Грузии, Украинской республиканской партии, Лиге свободы Литвы, Партии национальной независимости Эстонии.

    5. Особую группу составляют партии, ориентирующиеся на верующих. Программные платформы этих партий опираются на догматы основных религий. Это православные, католические, мусульманские и другие партии. Они активно борются за усиление позиций своей религии в странах, регионах, на мировой арене, защищая права и интересы верующих. На содержание программ этих партий серьезное влияние оказывает не столько социально-классовый состав партии, сколько личностный фактор. Это обусловлено главным образом тем, что лидеры клерикальных партий пользуются особым доверием их членов в определении целей и задач партийной деятельности. В программах этих партий довольно сильно звучат общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего нравственного характера – справедливость, милосердие, духовное самоочищение, добродетель. Клерикальные партии, являющиеся активным элементом политических систем многих стран, испытывают на себе мощное давление социальных сил, занимающих господствующие позиции в экономике и финансах страны7.

    Актуальна классификация партий и по их функциональным и организационным критериям. Опираясь на такие критерии, американский социолог Стивен Коэн выделяет четыре типа политических партий.

    1. Партии авангардного типа, появившиеся в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая партийная дисциплина и т. д. Главный объект их политики – трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости. С. Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, то она быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой. Действительно, история знает немало подобных примеров. Так, в силу причин объективного и субъективного характера в государствах социалистического выбора авангардные партии превратились в ведущее звено командно-бюрократических режимов.

    2. Партии, предназначенные гласным образом для избирательных кампаний (сбора средств для их проведения, выдвижения кандидатов, организации агитации в их поддержку и т. д.). Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета. Таковы, например, две ведущие партии США – Республиканская и Демократическая. Их нельзя называть организациями в строгом смысле этого слова. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют свою деятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органы власти. Но поскольку такие выборы практически бывают каждый год, то эти партии ведут работу почти постоянно на уровне своих немногочисленных органов управления.

    3. Парламентские партии. Их основные функции схожи с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний, программ, реализации которых они будут добиваться в органах власти; изучение общественного мнения об обстановке в различных регионах и стране в целом, оценку формальных и неформальных лидеров; подбор и выдвижение кандидатов, их подготовку к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов; идеологическую и организационную работу по обеспечению победы кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с выборами; организацию противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам; контроль за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. д.

    Парламентские партии имеют компактную организационную, структуру и постоянно функционирующие  органы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существование различных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих стран мира.

    4. Партия-община или партия-клуб. Она представляет собой массовую организацию, объединяющую граждан не столько по принадлежности к какой-либо политической платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов. В такую партию люди вступают, чтобы удовлетворить потребности в общении, обсуждении насущных, жизненно важных проблем с близкими по духу. К этой группе можно отнести организации «зеленых», объединения защитников исторических памятников, «синих» (борются за коренное улучшение социальной экологии), всевозможные ассоциации, клубы по интересам. В последние годы происходит их политизация. Многие из партий-общин, или партий-клубов, становятся активными субъектами избирательных кампаний, участниками массовых политических акций. В Германии, ряде государств СНГ «зеленые» объединили свои организации и официально провозгласили создание политических партий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились в парламентскую борьбу.

    Последние три вида партий обходятся минимумом  штатных работников, численность  которых значительно возрастает во время предвыборных кампаний, в  том числе и за счет граждан, активно  включающихся в партийную работу на общественных началах. Относительная малочисленность постоянного аппарата не избавляет эти партии от возникновения слоя партийных чиновников со своими корпоративными интересами, присваивающих себе право говорить и действовать от имени членов партии и избирателей. Эта «болезнь» особенно характерна для стран, где у большинства населения низкая политическая культура, весьма ограничен опыт участия в политической жизни.

    5. «Карманные партии» – это небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами «под свою» программу, для реализации своих вождистских, эгоистических устремлений. Подобные партии функционируют на уровне немногочисленного руководства и, прежде всего, самого лидера, не имея «очерченной» социальной базы. В них лидеры, писал Р. Михельс, пользуются столь неограниченным влиянием, что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Ключевые программные установки ведущих политических партий и движений (на примере России).

      Первоначальный анализ официальных документов ведущих политических партий России и работ их лидеров и идеологов со всей очевидностью показывает, что дистанция, разделяющая программные установки политических партий относительно национальных интересов России, достаточно велика.

    1. Путь развития России (одни выступают за идеологию «особого пути», другие – против). Согласно Г.А. Явлинскому, «для России… существуют только два пути: либо… попытаться стать частью ядра мирового капиталистического хозяйства… либо искать свое место на его периферии… но очевидным должно быть одно: никакого «третьего», «евро-азиатского», какого угодно «своего» пути нет и не будет». Лидеры СПС считают, что «идеология «особого пути» России – это попытка навязать нашей стране роль международного аутсайдера», «это всего лишь красивое прикрытие для установления недемократического, авторитарного политического режима», которая направлена на одно – «увековечить бедность народа и развязать руки властям предержащим». Противоположенного взгляда придерживаются КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР. По мнению коммунистов, «если мы не хотим быть жертвой, приносимой на алтарь такого прогресса, то надо искать свой способ решения встающих перед человечеством проблем, свой собственный путь в будущее, вытекающий из исторического своеобразия России и ее места в мире». Что касается «Справедливой России», то их лидер С. Миронов заявил: «Надо искать свой путь, адекватный природно-климатическим, историческим, социально-культурным условиям страны, традициям и святыням народа, его духовным и нравственным ценностям». Согласно же ЛДПР, «Россия должна развиваться по естественно историческим законам, без навязываемых ей с Запада или с Востока схем, рецептов или экспериментов. У нее есть свои особенности… без учета которых или при отступлении от которых ее нормальное развитие невозможно».

    2. Цивилизационный выбор России (у одних – это атлантизм и европейский выбор, у других – ставка на самобытность). Политики из СПС считают, что «наша страна принадлежит Западу с Х века, когда Русь приняла христианство. Россия во многом сформировала ту культуру, которую принято называть европейской, или западной». Следовательно, «наша задача – раз и навсегда повернуть на дорогу, по которой идет западная цивилизация». Что касается партии «Яблоко», то «Россия является европейской страной в силу своей исторической судьбы, культурных традиций, географического положения. Ее будущее неразрывно связано с Европой. Другие партии являются сторонниками иного выбора. «Наша Родина, - говорится в предвыборной программе «Единой России», - это целый континент, самостоятельная цивилизация, где издавна сосуществовали различные экономические уклады, бок о бок проживали многие народы с их культурными и религиозными особенностями». По мнению лидера ЛДПР В.В. Жириновского, «Мы – Евразия. Голова России – в Европе, а туловище – в Азии… Вот поэтому Россия должна быть особым государством». Партия «Народный Союз» утверждает: «Россия есть и должна остаться одновременно и европейской, и азиатской державой, что предполагает проведение прагматической политики ее равной приближенности как к Востоку, так и к Западу». Наконец, Г.А. Зюганов считает, что «Россия являет собой особый тип цивилизации… Россия – стержень и главная опора евразийского континентального блока, интересы которого противостоят гегемонистическим тенденциям «океанической державы» США и атлантического «большого пространства».

    3. Внешнеполитическая ориентация России (от интеграции с ЕС и НАТО до создания союза с Белоруссией и нового СССР). Во внешнеполитической концепции СПС указывается, что «стратегической целью нашей страны должно стать вхождение в политическую организацию НАТО и превращение Альянса из военного блока времен холодной войны в политический союз, отвечающий реалиям сегодняшнего дня и устремленный в будущее». Партия «Яблоко» провозгласила целью России вхождение «в качестве полноправного члена в Европейский Союз и другие политические, экономические и оборонные европейские организации». Что касается партии «Народный Союз», то она выступает за «скорейшее создание полноценного Союзного государства Белоруссии и России, формирование союзных органов власти». Согласно КПРФ, их цель – это «воссоздать обновленный Союз советских народов».

    4. Установки политических партий  относительно национальных интересов  России прямо противоположны во взглядах на политическое устройство России (от Советов у КПРФ, Соборов у «Народного Союза» до современной представительной демократии у либеральных партий). «КПРФ заботится о возрождении и развитии непосредственной демократии на местах – советов трудовых коллективов, комитетов спасения, местных Советов народных депутатов и т.п.». «Справедливая Россия» будет «способствовать развитию демократического движения на низовом уровне… Ни одно значимое решение… не должно приниматься без учета мнения общественных организаций, профессиональных ассоциаций, научного сообщества страны». «Единая Россия» ратует за суверенную демократию, которая означает право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и закон; безоговорочное признание универсальных демократических ценностей при понимании многообразия национальных моделей их реализации. Для «Народного Союза» исконно российской формой демократии является принцип соборности.

    5. Идеологический выбор (от неолиберализма через центризм и консерватизм к социализму). По мнению «Союза правых сил», «государственная власть не может быть предметом гордости или преклонения. Государство должно стать рабочим инструментом на службе общества». Центризм «Единой России» «состоит в готовности решать реальные, а не вымышленные проблемы, проблемы, волнующие всех и каждого, независимо от идеологических пристрастий». Партия «Народный Союз» выступает за идеологию современного русского консерватизма, которая включает в себя внимание к социальным проблемам, гуманистическую ориентацию и стремление выразить интересы трудящихся людей (социализм), с одной стороны, а с другой - свободу и равноправие личности, признание позитивного содержания частной инициативы (либерализм). КПРФ считает, что «для России наиболее обоснованным и отвечающим ееинтересам является выбор оптимального социалистического развития, в ходе которого социализм как учение, массовое движение и общественная система обретает свое второе дыхание». «Справедливая Россия» твердо убеждена «в том, что новый социализм – социализм XXI века и как теория, и как сама жизнь - в состоянии дать ответы на реальные угрозы и вызовы, возникшие сегодня перед Россией и Миром».

Информация о работе Ключевые программные установки ведущих политических партий и движений (на примере России)