Классификация политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 06:24, реферат

Описание

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Работа состоит из  1 файл

Классификация политических режимов.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Классификация политических режимов  

В научной литературе существует большое многообразие классификаций  политических режимов. Каждая из них  имеет свои положительные и отрицательные  стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности. 

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре  и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны. 

Наиболее общим  принципом типологии режимов  является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: 

1) тоталитарные; 

2) авторитарные; 

3) демократические. 

Также выделяют еще ряд промежуточных или  переходных типов. 

Альтернативой формационному подходу выступает  деление политических систем на традиционные и современные (модернизированные). Для традиционных систем характерно слабое развитие структур гражданского общества, стабильность правящих элит, восприятие власти как главного, стержневого элемента политической жизни, доходящее до ее обожествления в той или иной форме. Эти системы, как правило, обладают значительной устойчивостью, однако они консервативны, трудно воспринимают новации, малоспособны к саморазвитию. Их крушение открывает путь к модернизации, вектором которой выступает становление либеральной демократии, где развито гражданское общество, признается концепция естественных прав человека, а власть выполняет волю избирателей. Предполагается, например, что все человечество может достичь единой, универсальной для всех модели постиндустриализма, которой будет соответствовать типовая либерально-демократическая схема организации политической сферы жизни общества, по достижении которой в мировом масштабе исчезнут острые противоречия.  

Эта позиция  оспаривается теми, кто подчеркивает многозначность терминам "демократия". В разных странах, как отмечается, под демократизмом понимаются различные, часто противоположные, процессы и признаки политической жизни, а также искусственно объединяются неодинаковые политические культуры.  

Демократическая политическая система характеризуется  многообразием форм собственности, властью большинства граждан в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона, разделением властей, минимальным вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества. Вмешательство в личную жизнь граждан состоит в запрете тех форм их активности, которые могут причинить вред другим членам общества. Для демократической политической системы характерен политический и идеологический плюрализм, многопартийность. Политические партии борются за власть и приходят к власти только на основе правовых норм через участие в свободных выборах.  

Многие современные  политические системы стран Азии, Африки и Латинской Америки являются доиндустриальными, а часто - авторитарными. Этим политическим системам свойственна  смешанная политическая структура: сочетание западных ценностей, собственных этнических и религиозных традиций властвования. Эклектичность политической культуры систем данного типа сильно отличается от фрагментарности политической культуры западно-европейских систем, соединяя в себе самые неожиданные противоположности. Данные системы имеют неотчетливое разделение властей. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры, партийные решения часто занимают место государственных решений. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие ограничено в лучшем случае местным уровнем.  

Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, СССР эпохи сталинизма. В системе этого типа не допускаются добровольные политические ассоциации и инакомыслие, вся сила принуждения монополизирована нелегитимным бюрократическим государственным аппаратом, который, в свою очередь, контролируется одной политической партией. Такая политическая система представляется единой (гомогенной), хотя в действительности ее единство является искусственным.  

В системе тоталитарного  типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие весьма своеобразно, декоративно, но массово. Политическая коммуникация строго контролируется центром. Характерны чрезмерная централизация и высокая, хотя и не всегда явная степень насилия. Однако, поскольку социалистическая политическая система, построенная только на принуждении, немыслима, в ней действуют некоторые демократически-ролевые процессы:  

- социальное  и имущественное равенство граждан;  

- преобладание  принудительных ролей в сочетании с народной инициативой, соревновательностью;  

- использование  в процессе властвования только  общественной собственности в  двух разновидностях - государственной  и колхозно-кооперативной;  

- функциональной  неточностью властных ролей бюрократии, партии, армии, службы безопасности, которым часто приходится выполнять нехарактерные для них задачи культурно-массовой, хозяйственной и иной деятельности.  

В тоталитарных системах нет реального делегирования  власти и создания иных центров власти, чем партийно-номенклатурные. Функции бюрократического аппарата, армии и секретных служб расширяются или ограничиваются, вводятся новые или отменяются существующие функции, в зависимости от потребностей правящей партии.  

Существование всякой политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Эволюция политической системы связана в целом с усложнением самой системы и ее подсистем, расширением политического участия масс в жизни общества, реорганизациями отношений власти и народа и т.д. Политические системы могут переходить от открытости к закрытым основам функционирования, и наоборот.  

Динамизм политической системы отличен от нестабильности. Он определяет способность системы  развиваться, приспосабливаться к изменениям в обществе и в мире, реагировать на них. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном итоге за счет общества или насилия. В древних обществах такие системы могли существовать долго и погибали в основном под влиянием чужеземного нашествия. В новое время срок жизни подобных систем сократился.  

Таким образом, элементы и функции политической системы не являются статичными и  пассивными. Они находятся в динамике, активно действуют. Эта деятельность в итоге создает в обществе определенный политический "климат", в котором определяющую роль играет политический режим. 
 

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия или) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти. 

Авторитари́зм как форма политической власти часто  сочетается с Автократией (Форма  отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая  революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). 
 

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[2][3]) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[4], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма[5][6][7][8]. 

Тоталитаризм  с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти. 
 
 

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1)Назначение  лидеров управляемыми ими людьми  происходит путём честных и  состязательных выборов[4][прим. 1]

2)Народ является  единственно легитимным источником  власти[5][6]

3)Общество осуществляет  самоуправление ради общего блага  и удовлетворения общих интересов[7][8] 

Народное правление  требует обеспечения ряда прав для  каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Информация о работе Классификация политических режимов