Классификация политических режимов и их основная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание

Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима». В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………...…….…………………………………………………..3
ТЕРМИН «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»...………………………………4
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.…………………………………….…..7
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ………………………………………………9
АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ……………………………………………..13
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………...........17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) …………..…….……………………...18

Работа состоит из  1 файл

Политология - контр. работа.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторитарный  режим.

Одним из наиболее распрастранённых в истории типов  политических режимов является авторитаризм.

«Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система  власти, характерная для антидемократических  политических режимов. В зависимости  от сочетания методов правления  может варьироваться от умеренно-авторитарного  режима с формальным сохранением  атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм». По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.6

Признаки авторитарного  режима:

  • автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
  • неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
  • игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
  • монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);
  • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
  • в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
  • отсутствует единая идеология;
  • права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
  • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
  • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Либеральный политический режим.

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые  ученые полагают, что либеральный  режим - это собственно не режим осуществления  власти, а условие существования  самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства  и права либеральными называются также политические методы и способы  осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

«Либеральный  режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике».7

Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие «политический  режим», а также классификация  политических режимов не потеряли в  современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В юридической  литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным.  У разных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

При классификации  политических режимов, и выявление  признаков использовалась достаточно распространенная в теории государства  и права классификация, по которой  режимы были разделены на четыре вида – деморатический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Кроме того, помимо рассмотрения четырёх вышеперечисленных режимов, были рассмотрены ещё несколько режимов, рассмотрение которых также представляет большой интерес для теории государства и права.

Реальность такова, что  в мире немало стран, режимы которых невозможно отнести в полной мере ни к одному из этих типов. В большинстве стран мира постоянно происходят глубокие социально-политические изменения.

Таким образом, понятие  «политический режим» не потеряло в  современные дни своей актуальности.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М. 1993
  2. Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
  3. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.
  4. Денисов А.И. «Сущность и форма государства», М., 1960 г.
  5. Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства», Л., 1971 г.
  6. Петров В.С. «Тип и формы государства», ЛГУ, 1967 г.
  7. Хорошилов А.Н. «История политико-правовых учений», М., 2001 г.

1 Хорошилов А.Н. «История политико-правовых учений», М., 2001 г.

2 Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства», Л., 1971 г.

3 Петров В.С. «Тип и формы государства», ЛГУ, 1967 г.

4 Денисов А.И. «Сущность и форма государства», М., 1960 г.

5 Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

6 Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

7 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М. 1993


Информация о работе Классификация политических режимов и их основная характеристика