Избирательное право: понятие, принципы и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:13, реферат

Описание

Цель работы: раскрытие основных положений современного избирательного права и института народовластия.
Задачи работы: уяснение хода исторического развития института народовластия и избирательного права России; отражение и выяснение понятия избирательного права, его предмета, метода, сущности, субъектов и объектов; анализ современного состояния источников избирательного права, а также тенденций развития избирательного права и института народовластия в России.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение избирательного права
2. Принципы избирательного права
3. Система избирательного права
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Надина по праву.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

   - осужденные за  совершение преступлений экстремистской  направленности, предусмотренных Уголовным  кодексом РФ, и имеющие на день  голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

   - подвергнутые  административному наказанию за  совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда  и публичное демонстрирование  нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

   - в отношении  которых вступившим в силу  решением суда установлен факт  нарушения ограничений, предусмотренных  п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан РФ»,  либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого же Федерального закона (конституционно-правовые нарушения экстремистской направленности), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

   - при наличии  в отношении гражданина Российской  Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Специальные требования:

более высокий, чем 18 лет  возраст – например, на выборах  депутатов Государственной Думы Ставропольского края и депутатов  Государственной Думы РФ – 21 год, на выборах Президента РФ – 35 лет;

требования к продолжительности  и сроку проживания на определённой территории – могут устанавливаться  только Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции  предусматривается, что Президентом  РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

запрет занимать выборную должность более определённого  количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может занимать должность  Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);

запрет совмещения некоторых выборных должностей с некоторыми другими должностями и видами деятельности (предусматриваются Конституцией РФ и федеральным избирательным законодательством).

2) Принцип равного  избирательного права – означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого  избирательного права – предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

4) Принцип тайного  голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме.

К легальным принципам  избирательного права следует отнести  следующие:

свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации  в выборах;

наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим  за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

проведение выборов  избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

открытость и гласность  деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

обязательность проведения выборов (включая наличие установленных  сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней – как  правило, второе воскресенье марта  или октября).

 

3. Система избирательного  права

 

Система избирательного права – это упорядоченная определённым образом совокупность элементов, составляющих институт (подотрасль) избирательного права Российской Федерации. Такими элементами являются материальная и процессуальная части избирательного права, подинституты и нормы.

Как и большинство  крупных правовых образований, избирательное  право имеет материальную и процессуальную части. Материальные нормы избирательного права имеют первичный характер. К ним, например, относятся нормы, закрепляющие субъективное избирательное право, понятие выборов, принципы избирательного права и т.д. Избирательно-процессуальное право устанавливает порядок реализации материальных норм, поэтому носит вторичный характер. К нему относятся нормы, подробно регламентирующие проведение отдельных стадий выборов (назначение, предвыборная агитация и т.д.). В узком смысле избирательный процесс и есть совокупность стадий организации и проведения выборов.

С точки зрения территориального уровня проведения выборов можно  выделить уровни правового регулирования федеральных выборов, выборов в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборов.

К федеральной составляющей избирательного права следует отнести  установление общих основ проведения выборов, регламентацию выборов  Президента РФ и Государственной  Думы РФ.

К правовому регулированию  выборов в субъектах РФ можно  отнести регламентацию выборов  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  РФ, а также, возможно, некоторых  других выборных органов субъекта РФ (например, палат парламента субъекта РФ, если он включает больше одной палаты).

К уровню правового регулирования  муниципальных выборов следует  отнести регламентацию выборов  должностных лиц и органов  местного самоуправления, которые могут  быть выборными – главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования, контрольного органа муниципального образования, и, возможно, - других.

Низшим элементом организации  системы избирательного права являются нормы – правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов.

 

Заключение

Подводя итог, следует  еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена  с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам.

 Реализация гражданами  РФ своих избирательных прав  является опорой законности выборов  в Российской Федерации.

 Знание своих прав, способность их реализовать, при  необходимости защищать и отстаивать  являются составляющей принципов равного и прямого голосования. Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Васильев В.И. Муниципальное  право России. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. с. 9 – 26; Он же. О предмете  муниципального права // Журнал  российского права, N 5, май 2006 г.;

2.  Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный). – М.: "Юстицинформ", 2007. // СПС «Консультант Плюс».

3. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997, № 8.

4. Дмитриев Ю.А., Исраелян  В.Б. Избирательное право. –  М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. // СПС «Гарант».

5. Иванов В. Нормативный конституционно-правовой договор: теория и практика. К критике современной теории государства. – М.: Территория будущего, 2008.

6. "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002.

7.  Прело М. Конституционное  право Франции. – М., 1957. Цит.  по: Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.  Избирательное право и процесс в Российской Федерации. – Ростов-на-Дону, 2004. С. 263.

 

 

 

 




Информация о работе Избирательное право: понятие, принципы и система