Избирательная система в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

дать понятие избирательной системы в РФ;
рассмотреть принципы на которых строится избирательная система РФ;
рассмотреть виды избирательных систем в РФ;

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Избирательная система: понятие, принципы, виды....................................... 5
2. Мажоритарная избирательная система в конституционном праве Российской Федерации.....................................................................................
12
3. Пропорциональная избирательная система в конституционном праве Российской Федерации.....................................................................................
16
Заключение............................................................................................................. 21
Список использованных нормативных актов и литературы............................. 25

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая - КПРФ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

     3. Пропорциональная  избирательная   система  в  конституционном  праве Российской Федерации

 

     Пропорциональная  система (пропорциональное представительство  партий и движений). При данной системе  каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу  голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

     Пропорциональная  система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление  множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы  избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов.

     Федеральный закон "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

     В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60% или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7% голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности  60% голосов избирателей [1].

     Распределение мандатов при пропорциональной системе  происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

     Пропорциональная  избирательная система, на которую  переведено ныне избрание Государственной  Думы ФС РФ, многими экспертами считается  лучшим средством обеспечения альтернативности выборов, гарантией от монопартийности и пресыщения властью бюрократии. Однако эти ее достоинства проявляются не автоматически, а лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего требуется наличие нескольких стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения. Партии должны иметь внятные социально ориентированные программы, которые конъюнктурно не меняются и являются лицом партии. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанного голосования за тот или иной даже персонально обезличенный партийный список. Еще одним из необходимых условий, ограждающих пропорциональную систему от деформаций, является строжайший запрет кулуарных соглашений партий с действующей властью на предмет получения финансовых и административных преференций, а также запрет фиктивных партийных блоков и коалиций [2].

 

1. Соловьев  А.И.  Политология.  Политические  теории,  политические технологии. - М: Аспект-Пpecc, 2001. С. 345 – 346.

2. Чиркин  В.Е. Оптимальная избирательная система для России // Журнал российского нрава. 2004. №11. С. 17.

     Полупропорциональные  системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства  голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

     К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет  три голоса, что меньше числа депутатов  от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий – другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.

     Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д.

     При определении результатов голосов  подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки [1].

     Смешанные избирательные системы. О смешанной  избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков [2].

     Применение  подобной системы предусматривается  и при выборах в законодательные    органы    государственной    власти   субъектов    Российской

 

1. Иванченко  А.В.,  Кынев  А.В.,  Любарев  А.Е.  Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 327с.

2. Карапетян Л. М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 2.

Федерации. Федеральный закон "Об основных гарантиях  избирательных прав и 

права на участие в референдуме граждан  РФ" установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов [1].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан  Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 22.07.2008).

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      В мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные  системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют много различных  вариантов.

     Поиск оптимальной для страны избирательной системы всегда чрезвычайно сложен. Такая система должна опираться на базовые ценности демократического общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического развития страны.

     Введение  более десяти лет назад на выборах депутатов Государственной Думы смешанной избирательной системы стало существенным шагом вперед, обеспечив начало становления партийно-политической системы. Однако были основания считать, что ее дальнейшее применение могло привести к политической стагнации как в партийном строительстве, так и в избирательной системе РФ в целом. Например, как показала практика, баллотирующиеся по одномандатным избирательным округам кандидаты (как независимые, так и представляющие те или иные политические партии) вскоре после своего избрания депутатами, как правило, примыкают к тем или иным парламентским фракциям, поскольку только в этом случае депутат может реально повлиять на принятие государственных решений. Но ведь избиратель-то голосовал за кандидата совсем иной «политической окраски» или просто за независимого кандидата.

     При использовании пропорциональной избирательной  системы такая ситуация невозможна: кандидаты открыто заявляют о  своей политической принадлежности и тем самым обозначают свою идеологическую позицию. Соответственно, введение пропорциональной избирательной системы призвано обеспечить более точное (реально пропорциональное) политическое представительство всех значимых социальных групп российского общества в Государственной Думе. Можно отметить и то обстоятельство, что при смешанной избирательной системе «терялось» существенно большее число голосов избирателей, отданных за кандидатов, не получивших по итогам выборов депутатские мандаты.  В целом, реформа избирательной системы была обусловлена необходимостью осуществления серьезных политических шагов, направленных на развитие гражданского общества, многопартийной политической системы. Ведь именно пропорциональная избирательная система позволяет укрепить политические партии посредством поддержки их программ избирателями.

     Также напомню, что для прохождения  в Госдуму каждая партия на выборах  должна набрать не менее 7% голосов  от общего числа избирателей. Семипроцентный избирательный барьер позволяет  отсечь попадание в нижнюю палату Российского парламента партий, не пользующихся широкой поддержкой населения, и, в то же время, позволяет сформировать Госдуму таким образом, чтобы ее состав максимально отражал интересы большинства россиян. В целом, федеральное законодательство о выборах развивается и эволюционирует для того, чтобы Государственная Дума РФ стала основным инструментом представительства общенациональных идей и интересов населения нашей страны через крупные, хорошо структурированные политические партии.

     Я также уверена, что переход к  пропорциональной системе позволил существенно сократить количество нарушений на выборах. Дело в том, что кандидату-«одномандатнику» все-таки проще рискнуть и попробовать обмануть закон, попытавшись набрать нужное количество голосов путем подкупа или вводя избирателей в заблуждение недостоверной информацией. Иное дело - партия, которая, безусловно, не заинтересована в дискредитации себя подобными методами. Партия рискует своей репутацией и, «играя не по правилам», может потерять и тех избирателей, кто ее поддерживал потому, что одобрял ее программу действий, разделял ее идеологию.

     Однако  пока приходится констатировать, что  предпринятый столь скоропалительно  переход на полностью пропорциональную систему выборов обострил общественно-политическую ситуацию. Новые правила оказались выгодными только партии власти и представляют собой механизм административного перераспределения голосов избирателей именно в ее пользу. С сожалением приходится отмечать, что весомые аргументы специалистов, экспертов, на протяжении многих лет предостерегавших власть от радикального введения пропорциональной системы, которая в российских условиях препятствует созданию нормальных политических партий и развитию многопартийности, оказались отброшенными.

Информация о работе Избирательная система в Российской Федерации