Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:44, реферат

Описание

Цель исследования: изучить избирательную систему РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 2
1) Избирательная система: понятие, виды и основные черты ………………………. 4
2) Избирательная система РФ …………………………………………………………. 15
2.1 Правовое регулирование избирательного процесса в РФ ……………………...... 19
3) Избирательное право: понятие, принципы, гарантии, цензы и ограничения …… 23
4) Источники избирательного права …………………………………………………... 27
5) Выборы: юридическая природа, назначение и виды …………………………….... 28
6) Реализация избирательного права в РФ ………………………………………….... 30
6.1 Законодательство о выборах ………………………………………………………. 30
6.2 Порядок проведения выборов ……………………………………………………... 31
6.3 Ответственность за нарушения избирательных прав граждан ………………….. 33
7) Заключение …………………………………………………………………………... 34
8) Практическая часть ………………………………………………………………….. 36
9) Список используемой литературы …………………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Избирательная система РФ. 

Нынешняя российская избирательная система сложилась  в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993  года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов.

В 32 статье п.2 Конституции  говориться о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.

Активное избирательное  право граждане РФ получают с18 лет, а пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах является добровольным.

Выборы президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны.

В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение.

Таким образом, в Российской Федерации действует  смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

В федеральном  округе отбор ведется по пропорциональному  принципу, но пропорциональность эта  касается только тех партий, которые  перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе. 

Следовательно, в российской избирательной системе  представлены два противоположных по воздействию на партийную систему типа избирательных правил. Списочная система с максимальной величиной округа должна обеспечивать высокую степень пропорциональности при распределении мест на основе полученных голосов, и тем самым усиливать фрагментацию. В свою очередь, система простого большинства с минимальным размером округа ограничивает уровень пропорциональности и уменьшает число партий. Следует отметить, что важным элементом принятой в России избирательной  системы является 5%-ый барьер. Введение заградительного барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту уменьшению величины округа. Иными словами, пропорциональная система с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное число партий. 10

Классические  концепции воздействия избирательных систем на партийные позволяет предположить, что «смешанная несвязанная» избирательная система теоретически могла бы обеспечить оптимальный формат партийной системы. Как показывают исследования, пропорциональное представительство способно обеспечить участие в политическом процессе всего спектра партий, а система относительного большинства облегчает становление двухпартийного соревнования, преграждая доступ в парламент малым партиям.

Поскольку, взятые по отдельности обе части «смешанной несвязанной» системы не благоприятствуют успеху малых партий, оптимальная электоральная стратегия таких партий, казалось бы, должна была заключаться в присоединении к более крупным политическим объединениям. Тем не менее, результаты выборов 1993 и 1995 года свидетельствуют о том, что в российском случае данная логика не сработала. Вместо того, чтобы вступать в коалиции с более крупными объединениями, малые партии предпочитали направлять усилия на победу в одномандатных округах, не отказываясь от соревнования и по пропорциональной системе. На выборах 1995 года фрагментация партийной системы не только не сократилась, но даже усилилась.

Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным голосом создает естественные стимулы для раздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так называемому стратегическому голосованию, когда избиратель голосует не за самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают разные основы для выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы поддерживают партийное голосование, тогда как системы большинства – персональное.

Выше я писала о том, как избирательная система  может влиять на электоральное пространство. Посмотрим, что же произошло в России. Зимой 1999 года в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные по смешанной избирательной системе. Для анализа долгосрочных эффектов избирательной системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер, связанный с функцией стабилизатора политической обстановки в России. Механический эффект незначительно ограничил представительство малых партий в парламенте, сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в Думу.

Наиболее непредсказуемыми – в плане эффектов избирательной системы – оказались парламентские выборы 1995 года. Вопреки предложениям о снижении уровня фрагментации российской партийной системы политические акторы игнорировали стратегию коалиционного правительства. Незначительное сокращение числа партий в Думе по сравнению с соревнующимися за ее пределами, а также экстренные условия проведения выборов 1993 года создали «иллюзию больших возможностей» для малых партий и политических акторов. Введенный 5%-ый порог представительства урезал число партий на парламентском уровне с 43, участвовавших в выборах, до 4, получивших парламентское представительство. 

Механическим  эффектом выборов 1995 года стала высокая  диспропорциональность списочной  части избирательной системы, что привело в действие ее психологический эффект, как на уровне электората, так и на уровне политической элиты в 1999 году. Во-первых, число партий по сравнению с 1995 годом сократилось. Неудача малых партий стимулировала коалиционные взаимодействия, снизив цену потерь от альянсов. На уровне электората психологический эффект привел к значительному сокращению поддержки партийных списков малых партий. Если в 1995 году около 50% голосов по спискам получили малые партии, не преодолевшие 5%-ый барьер, то в 1999 году этот показатель составил чуть более 13%.

Вопреки ожиданиям  разработчиков электорального закона, две части избирательной системы  оказались связанными.

В перспективе  связанность двух частей избирательной  системы может способствовать появлению двух разнонаправленных тенденций в развитии партийной системы.

В ходе неизбежного  структурирования полей межпартийной конкуренции одна из частей избирательной  системы постепенно окажется  приоритетной. Если структурирование парламента будет  происходить преимущественно на партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет к минимуму, то пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечет за собой уменьшение фрагментации партийной системы.

Вторая тенденция  связана с организационной слабостью партийной системы вообще и отдельных партий в частности. Это порождает дополнительные стимулы к укреплению партий, ориентирующихся на регионы, в противовес партиям идеологическим. В случае  развития данной тенденции малые партии будут продолжать побеждать в одномандатных округах, а высокий уровень политической фрагментации сохранится.11  

Правовое  регулирование избирательного процесса. 

Процесс выборов  депутатов нижней палаты российского  парламента проходит в несколько  этапов.

  1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. В соответствии с п. а ст.84 Конституции, выборы в Государственную Думу назначает Президент в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Очередные выборы нижней палаты назначаются не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Думы прежнего созыва.

 Центральная  избирательная комиссия создается  в составе 15 членов. Пять членов  центральной избирательной комиссии назначаются государственной Думой федерального Собрания из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов - назначаются Советом федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; пять членов - назначаются Президентом Российской Федерации.

      Центральная избирательная комиссия, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации), осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан, осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, оказывает помощь избирательным комиссиям, распределяет средства на финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов и т.д.

  1. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных комиссий. Определение территории избирательных округов также является прерогативой Центральной избирательной комиссии. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется центральной комиссией не позднее чем за 60 дней до выборов.

      Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую из них входят Председатель и 12-18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ. В процессе работы избирательных комиссий всех уровней могу принимать участие представители избирательных объединений, зарегистрировавших свой список кандидатов по общефедеральному округу.

  1. Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. Избирательный участок - это часть избирательного округа; территория, на которой от 100 до 300 избирателей 9в малонаселенных местностях законом допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей). Избирательные участки образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов. Избирательными участками для граждан РФ, имеющих постоянное место жительства за пределами России, являются консульские округа на территории страны проживания.
  2. Составление списка избирателей. Осуществляется участковыми избирательными комиссиями не позднее, чем за 30 дней до дня выборов. В список избирателей включается каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.
  3. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатным округам и по общефедеральному избирательному округу является различным. Для регистрации кандидатов инициаторы выдвижения либо сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры в окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 27 дней до выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требования закона, окружная комиссия регистрирует либо отказывает в регистрации. Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся в центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 35 дней до дня выборов. В течение 5 дней комиссия проверяет соответствие списка требованиям закона и принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации.
  4. Проведение предвыборной агитации. Законодательством предъявляются определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
  5. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Если же число голосов одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Повторное голосование по выборам депутатов не предусматривается. Выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее25 % зарегистрированных избирателей.

            Иной порядок действует  в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку. Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5 % действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

      Каждое  избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике.

        Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после поведения выборов определяются и публикуется центральной избирательной комиссией.

      Избирательное право Российской Федерации находится  в стадии своего развития. Российская Федерация, следуя международным принципам  и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что "носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...". "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы" (ст.3)

      В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа  законодательства, целью которой  является преобразование законодательной  базы избирательного права и избирательной  системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение таких преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретает устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:

      - обеспечение равенства прав избирателей  - граждан Российской Федерации;

  • достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;
  • использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;
  • обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведении выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создание условий для их работы.12

Информация о работе Избирательная система РФ