История мировой политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 07:19, курсовая работа

Описание

В данной работе будет рассмотрен этап в истории развития политологии в эпоху Возрождения и Нового Времени, характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1. Политическая мысль эпохи Возрождения……………………………
1.1 Никколо Макиавелли…………………………………………..
1.2 Томас Мор и Томазо Кампанелла…………………………….
2. Общая характеристика развития политической мысли
Нового Времени…………………………………………………………..

2.1 Томас Гоббс…………………………………………………….
2.2 Джон Локк……………………………………………………...
2.3 Шарль Луи де Монтескье……………………………………..
2.4 Жан Жак Руссо…………………………………………………
3. Современные школы политической науки…………………………...
3.1 Политологическая школа США………………………………
3.2 Немецкая политологическая школа…………………………..
3.3 Политологическая школа Франции…………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Политология 4.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью. На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды.  

     2.3 Шарль Луи де Монтескье 

     Видным  политическим мыслителем был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.). В своих работах «О духе законов», «Размышления о причине величия и падения римлян» Монтескье впервые при рассмотрении политики и власти, применил многофакторный подход. В нем он обусловливал политические и властные явления в обществе целым комплексом важных на его взгляд факторов: природно-географических, социально-экономических, культурных. Он полагал, что для анализа политических процессов необходимо глубокое и всестороннее изучение всех этих факторов, среди которых особую роль он отводил природно-географическому (размеру территории, климату, положению страны). Именно Монтескье считают основателем географического детерминизма.

     Главной заслугой Монтескье в политологии  является обоснование им принципа разделения властей. В раскрытии этого принципа он идет значительно дальше Локка. Наряду с законодательной и исполнительной, Монтескье выделяет также судебную власть в качестве отдельной ветви власти. По его мнению, разделение властей необходимо для обеспечения в обществе политической свободы. Именно разделение властей, по мнению Монтескье, позволит избежать искушения злоупотреблением властью.

     Политическая  свобода, как полагал Монтескье, возможна лишь в том обществе, в  котором сами граждане заинтересованы в свободе, и где они создают и поддерживают институты, способные защитить ее от посягательств власти.4 Вместе с тем, Монтескье был противником чрезмерной демократизации общества, признания суверенитета народа. Наилучшей формой правления он считал конституционную монархию по английскому образцу. 

     2.4 Жан Жак Руссо 

     Идеологом мелкой буржуазии и широких народных масс, в первую очередь крестьянства, был Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Главным произведением Руссо стал трактат «Об общественном договоре или принципы политического права». По мнению Руссо, общественный договор представляет собой соглашение людей, по которому каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Вся власть переходит к этому объединению. Суверенитет, таким образом, принадлежит всему народу. Люди являются равными в силу этого соглашения, которое образует государство. Суверенитет не может быть передан отдельному лицу, он всегда принадлежит народу и не может быть органичен никакими законами.

     В государстве Руссо различает  законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая – его силой. Так как  законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит  и решение вопроса о форме правительства.

     В отличие от Монтескье, Руссо выступил с яростной критикой монархии в целом  и абсолютизма в частности. По его мнению, именно абсолютизм выступал тормозом общественного прогресса, именно он становился источником нарастающих проблем и конфликтов, именно по вине абсолютизма граждане не имеют возможности противостоять давлению власти, контролировать или ограничивать ее.

     На  основе анализа этих реальностей, Руссо  создает свою идею государственного правления – идею общей воли (воли большинства). Источником власти у Руссо выступает сам народ, который властвует в лице воли большинства. Чиновник же управляет, руководствуясь законом, принятым волей большинства. Таким образом, Руссо доводит до логического завершения идею Локка о народном суверенитете: если у Локка суверенитет народа проявляется только в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо это основополагающий принцип государственного устройства, необходимое условие его справедливости. Именно в опоре на волю большинства проявляется демократизм политической теории Руссо.

     Однако  имелись в концепции Руссо  и недостатки. Так, ориентация исключительно  на волю большинства, автоматически  выводила из сферы государственной  компетенции возможность защиты государством интересов отдельных социальных групп (меньшинств), а также конкретных граждан. 

     3. Современные школы политической науки 

     3.1 Политологическая школа США 

     Обретая современный облик, американская школа политологии, начиная с конца XIX в., прошла ряд этапов. Хронологически их можно выделить следующим образом:

  • период - с кон. XIX в. до Первой мировой войны;
  • период - между двумя мировыми войнами;
  • период - после Второй мировой войны и до сегодняшних дней.

     Первый  период характеризуется организационным  оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения политологической науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также империческим подходам к анализу деятельности правительственных и иных институтов. С этой целью в США были созданы специальные центры: в начале 1906 года на местном уровне, а затем в 1914 году - и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистическая тенденция все заметнее проявлялась также при исследовании самого политического поведения индивидов. Особенно она обнаружилась в работах А. Бентли, В. Вильсона.

     Второй  период характеризуется противодействием двух основных направлений в американской политологии: сциентического и антисциентического. Первое направление, связанное с именами таких американских политологов, как Ч. Мерриам, У. Манро, базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни, и превращения политологии в науку предсказания. Второе направление (антисциестическое) видным представителем которого был Ч. Бирд, критиковало сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исследование и накопление данных, по частным проблемам со ссылкой на специфические практические дела, за игнорирование смелых суждений, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия между двумя направлениями имела положительное влияние на развитие американской политической науки, она способствовала сближению политологии с социологией (использование разработок социологов по научному инструментарию исследований), с психологией (перенос в политологию идей психоанализа).

     Наконец, характеризуя третий период, можно  выделить следующие направления:

     1. Сравнительная политология - предполагает не только умелое владение методами количественного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Среди видных представителей этого направления можно выделить Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского.

     2. Международные отношения и мировая  политика, а также изучение отношений между Востоком и Западом - основными методами исследования в этом направлении служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Высокопрофессиональными специалистами в этой области в США являются Маккой, Каплан, Рассет.

     3. Исследование динамики общественного  мнения - основным методом исследования  служит статистический метод,  он помогает наглядно изучить  и оценить политическое поведение  граждан, их политический опыт  и ожидания. В числе известных представителей данного направления в США находятся Даль, Дойч, Хантингтон, Джонс, Феслер и др.

     Таким образом, перечисленные направления  современной политологии являются общими и в то же время в научных  исследованиях конкретных стран они подразделяются на более узкие области политического исследования.

     3.2 Немецкая политологическая школа 

     Немецкая  школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для  нее характерен теоретико-философский  характер, сочетающийся с политико-социальными  исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

     1. Направление философской политики - использование категорий философии, методов психоанализа (А. Хабермас, Э. Фромм).

     2. Направление на изучение и  анализ социальной природы тоталитаризма  (К. Поппер).

     3. Направление на изучение социальных  конфликтов в обществе, специфики  их проявления (Р. Дарендорф).

     Подробнее остановимся на основных политических концепциях. Большинство из них связаны с так называемой Франкфуртской школой, которая сложилось на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX века.

     Адорно  Хабермас - видный представитель немецкой философии. В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие - публичность, общественность.

     Эрих  Фромм - известный мыслитель XX столетия. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно- социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ Фромм также активно исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур.

     Карл  Поппер - влиятельный современный  мыслитель, одним из величайших в  ХХ столетии защитников открытого общества. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы, в том числе как средство, которое не срабатывает, если общество, использующее его, еще не приготовлено ценить свободу и толерантность, а только понимает важность этих ценностей. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот.

     Ральф Дарендорф - представитель немарксистской теории социального конфликта в  обществе. Его теория развивается  по 5 основным направлениям:

  • общество конфликтно, а не равновесно;
  • социальное равенство не достижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения;
  • общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы;
  • изучение взаимоотношений группы и индивида;
  • конфликты в обществе по поводу ресурсов, как противоположность норм и ожиданий.

     Дарендорф выделяет участников конфликта - это господствующие над ресурсами с одной стороны и исключенные из этого процесса с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности, которая порождает множество мелких конфликтов, разъединяющих социальные группы, которые в конечном итоге стирают грань основного конфликта и сужают его.  

     3.3 Политологическая школа Франции 

     Состояние современной политической мысли  на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

  • этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной;
  • этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

     Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

  • исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения;
  • изучение социальной сущности власти (взаимодействие субъектов и объектов, рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики);
  • исследовании стратегий политических партий и движений, политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.
  • развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

Информация о работе История мировой политической мысли