Исполнительная власть в системе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 % государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 %. При этом подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными1. Данный факт приводит к необходимости исследовать теоретические вопросы организации и деятельности исполнительной власти, ее соотношение с другими ветвями власти

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти…………………………………………………..

6
1.1. Исполнительная власть – понятие и содержание……………………
6
1.2. Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………………………...

11
Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей…...
22
2.1. Разделение властей – теоретический аспект…………………………
22
2.2. Конституционно-правовой механизм системы сдержек противовесов между исполнительной и смежными ветвями власти

Работа состоит из  1 файл

курсовая Настя власть.docx

— 82.22 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти…………………………………………………..

 

6

1.1. Исполнительная власть –  понятие и содержание……………………

6

1.2. Система и структура органов  исполнительной власти Российской  Федерации…………………………………………………………………...

 

11

Глава 2. Исполнительная власть в системе разделения властей…...

22

2.1. Разделение властей  – теоретический аспект…………………………

22

2.2. Конституционно-правовой  механизм системы сдержек противовесов  между исполнительной и смежными  ветвями власти…...

 

30

Заключение…………………………………………………………………..

35

Список литературы………………………………………………………….

37


 

 

Введение 

 

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что в системе государственной власти исполнительная власть занимает доминирующее положение. В литературе приводится оценка, согласно которой 85 % государственной власти в России принадлежит исполнительной «ветви власти», а Президенту, Парламенту, судам, прокуратуре, другим органам в совокупности – порядка 15 %. При этом подавляющее большинство государственных органов являются исполнительными1. Данный факт приводит к необходимости исследовать теоретические вопросы организации и деятельности исполнительной власти, ее соотношение с другими ветвями власти.

В последние годы в российской юридической науке много внимания уделено рассмотрению проблем разделения властей. Однако в Конституции Российской Федерации находит отражение идея укрепления единства государственной власти. Только в единстве и согласованной деятельности всех ветвей государственной власти возможно построение правового государства, формирование гражданского общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, выполнение других задач, стоящих перед обществом и государством.

Одним из важных вопросов теории исполнительной власти является определение ее системы  и порядок формирования. В соответствии с федеративным устройством Российской Федерации различают федеральные  органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» говорит о важности обобщения практики формирования и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, разграничить полномочия и предметы ведения между ними. При этом система исполнительной власти субъектов Российской Федерации самая разнообразная как по основанию формирования, территориальному признаку, компетенции органов, по порядку подчинения и т.д. И в связи с тем, что исполнительная власть реализуется в различных формах деятельности, определяемой как государственно-управленческая деятельность, имеется необходимость рассмотрения проблем функционирования исполнительной власти.

Объектом исследования выступает исполнительная власть как особая власть в системе разделения властей Российской Федерации.

Предметом исследования является особенность функционирования исполнительной власти Российской Федерации в системе разделения властей.

Цель работы – теоретический анализ исполнительной власти, механизма ее осуществления и ее места в системе разделения властей на современном этапе развития российского государства.

Постановка цели определила следующие основные задачи исследования:

- рассмотреть понятие и содержание исполнительной ветви власти.

- изучить систему и структуру органов исполнительной власти Российской Федерации.

 - проанализировать теоретический аспект системы Разделения властей.

- исследовать конституционно-правовой механизм системы сдержек и противовесов между исполнительной и смежными ветвями власти.

 

 

 

Глава 1. Концептуальные законодательные основы исполнительной власти

 

1.1. Исполнительная  власть – понятие и содержание

 

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви государственной власти самостоятельны, не подчинены друг другу, однако находиться во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти способствует достижению взаимного сдерживания и равновесия между этими функциями, каждая из которых должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.

Исполнительная  власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.

Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

  1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Необходимо подчеркнуть, что разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви, или, наоборот, подменять одну ветвь власти другой.
  2. Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
  3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
  4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).
  5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.
  6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения2. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
  7. Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально  отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции  РСФСР. Суть введенных изменений  заключается в том, что Президент  в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом3. Однако, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности4.

Характеристикой сущности управленческой деятельности являются общие положения, идеи, требования исполнительной власти, называемые принципы исполнительной власти:

1. Принцип народовластия, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

2. Принцип верховенства закона определяется ст. 15 ч. 2 Конституции Российской Федерации.

3. Принцип разделения  и взаимодействия властей.

4. Принцип разграничения  полномочий федеральных и региональных  органов. Вместе с тем, данный принцип разграничения полномочий в настоящее время нуждается в адекватном правовом закреплении. Так, Согласно официальной доктрине, получившей отражение в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ5 и отменившем его Федеральном законе от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ6 принципы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами должны быть установлены федеральным законом. Официальная доктрина получила широкое распространение в научной литературе (Д.Н. Козак, И.А. Умнова, Т.Я. Хабриева и др.)7. По мнению других ученых (Н.В. Варламова, И.В. Лексин, В.А. Черепанов), правовая возможность закрепления принципов разграничения полномочий по предметам совместного ведения посредством федерального закона Конституцией РФ не предусмотрена. Кроме того, установление принципов разграничения компетенции федеральным законом юридически не обосновано и противоречит Конституции РФ8.

5. Принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.

6. Принцип приоритета  и гарантированности прав личности согласно ст. 2 Конституции РФ.

7. Принцип федеративного устройства в соответствии со ст. 1 Конституции, где сказано о том, что Россия – это федеративное государство и в соответствии с гл. 3 Конституции о федеративном устройстве Российской Федерации.

8. Принцип сочетания централизации и децентрализации, подразумевающий, что централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти, в то время как децентрализация – закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

9. Принцип плановости  выражается в развитии разработки  программ отраслей народного  хозяйства, прогнозирование хода  экономических реформ, установление  государственного заказа на наиболее  значительную продукцию и т.д.

10. Принцип дифференциации  функций и полномочий каждого  из этих органов и должностных  лиц.

Кроме того, исполнительная власть выполняет ряд функций, в частности: 1) исполнительная функция – право издания подзаконных актов и исполнение законов; 2) прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной; 3) планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности; 4) организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.; 5) правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур; 6) функция общего руководства и оперативно-распорядительной работы; 7) координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций; 8) функция контроля – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов; 9) учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и др.

Таким образом, анализ содержания понятия «исполнительная власть» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, исполнительная и осуществляющие ее государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Во-вторых, государственное управление не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты государственной власти при осуществлении ими организационных или управленческих функций. При этом главное в содержании исполнительной власти заключается не столько в принятии соответствующих решений (законов), а в их реализации – строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований.

 

1.2. Система и  структура органов исполнительной  власти Российской Федерации

 

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная  единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции  государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь  частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный  масштаб деятельности, образуется в  установленном законом или иными  нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен  правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки  исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием и  определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция  органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят  свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах9.

Существует различные  основания для классификации  органов исполнительной власти. С  учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов  федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным  делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может  охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная  комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный  надзор России; управление делами Президента.

По объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

 а) органы общей  компетенции, осуществляющие руководство  на подведомственной территории  всеми или подавляющим большинством  отраслей управления и сфер  деятельности (президентуры, правительства,  администрации субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными отраслями управления или  сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой  компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое  значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный  надзор).

Существуют также и  органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для  классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют:

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы  на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);

Информация о работе Исполнительная власть в системе разделения властей