Идеология Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:13, реферат

Описание

Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.

Работа состоит из  1 файл

идеология.docx

— 27.94 Кб (Скачать документ)

Введение

Идеология белорусского государства  возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной  жизни, во взаимоотношениях с другими  народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы  аккумулировать в современной идеологии  белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом  в процессе становления и развития своей государственности.

Предмет и теория изучения идеологии белорусского государства

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему.

Основные современные  идеологии - либерализм, социализм, консерватизм - возникли в условиях становления  и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи  буржуазного развития. В них в  максимальной степени нашло выражение  понимание проблем современного общества основными социальными  слоями и классами, и именно в  этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание.

Но для становления  современных государств в Европе и развития гражданского общества классовых  идеологий было недостаточно. Становление  государственности требует дополнительного  фактора, формирующего государственную  и гражданско-политическую идентичность. Поэтому не случайно в Новое время  возникает национализм, который  первоначально формировался как  государственный патриотизм и экономический  национализм. Любовь к нации-государству  становилась выше, чем любовь к  монарху и династии.

Возникновение и развитие суверенного государства Республики Беларусь актуализировали вопрос об идеологии белорусского государства. Идеология государства - специфический  тип идеологии. Именно эта идеология  должна обеспечивать большую или  меньшую степень социального  консенсуса и ощущение принадлежности к государственно-организованному  сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства  становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил.

Это становится важным и  потому, что государственное строительство  Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к  рыночной экономике. Старая система  ценностных ориентации, которая консолидировала  советское общество, оказалась разрушенной; для многих людей эти ценности в период перестройки и рыночных преобразований утратили свое значение. Новые ценности, которые транслируются  на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Возникает острая проблема поиска оснований идентичности. Ценностью, которая несет в себе консолидирующий  потенциал, может стать суверенное белорусское государство.

Идеология государства играет особую роль в процессе политической социализации. Политическая социализация происходит под воздействием многих факторов, но именно деятельность государственных  и общественных структур обеспечивает "вертикальную" передачу системы  ценностей и моделей восприятия политической реальности от политического  режима к личности.

В идеологии государства  особенно четко проявляется инструментальная функция, которая служит достижению конкретных политических, экономических  и социальных целей, значимых для  всего общества.

В демократическом обществе наличие идеологии государства  не ликвидирует идеологического  плюрализма различных политико-идеологических течений - от радикальных до умеренно-либеральных и консервативных. Но обычно в политически стабильном обществе крайние идеологические течения занимают маргинальное положение на политической сцене страны, а преобладающим влиянием обладает центристское течение. Идеология государства, чтобы отражать интересы и устремления основной массы населения, должна нести в себе центристскую программу. Идеология государства охватывает все основные сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, но приоритеты в зависимости от конкретной ситуации могут меняться. Инструментализм идеологии государства позволяет по сравнению с классическими идеологиями более чутко реагировать на социальные запросы в локально-темпоральном (в зависимости от места и времени) контексте.

Эта идеология позволяет  добиться согласия по базовым, фундаментальным  ценностям общества и способствует уменьшению доли конфликтов соперничества  и увеличению доли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской  толерантностью.

Важной проблемой идеологии  белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния - это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия "Родина" и "Отечество" становятся политическим средством преодоления  раскола между властью и народом. Отечество - это есть общая Родина и для патриотов, и просто лояльных или аполитичных граждан, и для  оппозиционных граждан. Сын Отечества - это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской  государственности должны стать  стандарты прав человека и права  как такового.

Правовой основой идеологии  белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция  любого государства и в том  числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

1) теоретико-методологический (базис системы). Цель - определение  основных компонентов и структуры  идеологии белорусского государства;

2) процессуальный ("Вход" в центры принятия идеологических  решений). Цель - определение качественных  характеристик внутрисистемной  среды, формирующейся вокруг центров  принятия идеологических решений;

3) институциональный ("Центры принятия идеологических решений"). Цель - определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия;

4) инструментальный ("Выход"  в среду системы в виде направлений  идеологической политики государства  в конкретных сферах жизнедеятельности  общества). Цель - определение социальных  механизмов реализации идеологической  политики государства.

Способ взаимодействия элементов  системы показывает, что если в  соответствии с ожиданиями граждан  руководством страны принимаются соответствующие  решения, то в политической, экономической  и духовной системах государства  соблюдается определенное равновесие, и общество уверенно двигается в  направлении решения своей главной  идеологической задачи - повышение  экономической мощи государства  и повышения благосостояния граждан.

Этапы становления  идеологии белорусского государства

О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает определенную систему представлений, понятий, принципов формирования своей  национальной общности, форм своей  государственной и экономической  жизни, своих взаимоотношений с  другими народами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли, и будут составлять основу построения народом своего государства.

В Х - начале ХІІІ века на землях Беларуси существовало несколько государственных  образований, из которых наиболее значительными  были Полоцкое, Туровское, Новогородское и другие княжества. Эти княжества входили в состав Киевской Руси - своеобразной, чрезвычайно обширной средневековой федерации с определенными отношениями между князьями. Некоторые из крупных княжеств в Х-ХІІ вв. стали фактически независимыми и управлялись представителями местных династий. С середины ХІІІ до конца ХVІІІ в. земли Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского. В своем государственно-политическом развитии оно прошло несколько основных этапов.

С середины ХІІІ в. до 1569 г. ВКЛ  существовало как фактически независимая  суверенная держава, связанная после  Кревской унии 1385 г. с Польшей. С 1569 г. до конца ХVІІІ в. - в составе Речи Посполитой как одна из двух основных составных частей этой своеобразной федерации. С ретроспективной точки зрения государственный строй Великого княжества Литовского в конце ХVІІ-ХVІІІ вв. представлял начальную форму сословной (шляхетской) демократии. Это был первый шаг на пути к гражданскому обществу.

После включения в состав Российской империи Беларусь не имела  государственного статуса. Это нашло  отражение в официальном ее названии: с 1840 г. - Северо-Западный край. В отношении  Беларуси не было издано специальных  законов, которые выделяли бы ее как  регион, который находился бы на особом правовом положении. Этническая территория белорусов с 1801 г. входила  в состав Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской и Виленской губерний.

25 марта 1918 г. в условиях  оккупации Беларуси германскими  войсками в ходе первой мировой  войны была провозглашена Белорусская  Народная Республика - национальное  буржуазно-демократическое государство.  Однако полноценным государством  она не стала: не имела Конституции,  отсутствовали государственные  границы, собственные вооруженные  силы, финансы и другие атрибуты  государственности.

1 января 1919 г. была образована  Белорусская Советская Социалистическая  Республика, в которой организация  политической и экономической  жизни проходила под контролем  центральных властей. Некоммунистические  партии и организации были  запрещены, а руководящие функции  сконцентрированы в руках партийного  аппарата. Вместе с тем Конституция  БССР провозглашала, что вся  власть в республике принадлежит  Советам рабочих, крестьянских  и солдатских депутатов. С 1937 г. по 1996 г. высшим органом государственной  власти являлся Верховный Совет.

Белоруссия начала свое существование  как независимое государство 25 августа 1991. В это время страной руководили коммунисты, а конституционная система  была унаследована от Советского Союза. В результате период становления  белорусской государственности  характеризовался напряженной борьбой  между бывшими коммунистами и  другими политическими группами. Эти конфликты касались таких  фундаментальных вопросов, как форма  государственности, экономическая  система, характер и степень сотрудничества с Россией и другими странами.

15 марта 1994 Верховный Совет  Белоруссии принял новую конституцию.  В соответствии с этой конституцией, властные функции разделяются  между Верховным Советом и  президентом, который избирается  всенародно на пятилетний срок  и является главой государства.

На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. В  соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит  из Совета Республики (64 места; президент  назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента - 4 года.

Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается  президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с  согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда - 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его  заместителей, определяет структуру  правительства, принимает решение  об отставке правительства в целом  и его отдельных членов. Президент  назначает глав исполнительных органов  власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в  перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением  случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя  сессиями в год на общий срок не более 170 дней.

В современный период в  республике происходят важные события  в жизни государства, в жизни  людей. Осуществляется процесс формирования власти в Республике Беларусь: 09.09.2002 г. - выборы Президента Республики Беларусь; 02.03.2003 г. - выборы депутатов местных  Советов депутатов. В 2004 году состоятся  выборы депутатов Национального  собрания Палаты представителей, будет  сформирован Совет Республики. Все  политические силы страны признают, что  выборы, проводимые в Республике Беларусь, призваны стать важной вехой в  развитии белорусской государственности  и формировании гражданского общества. Выборы представляют собой определенную процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми, из человеческой среды выдвигаются представители  для выполнения определенных функций (например, для управления определенной организацией: государством, политической партией, коллективом работников и  т.д.) В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека - каждый человек  имеет право принимать участие  в управлении своей страной, непосредственно  или через посредничество свободно избранных представителей. Выборы наравне  с референдумом являются одной из форм непосредственной демократии. Посредством  выборов власть передается от одних  людей к другим мирным путем, через  волеизъявление граждан. Люди выдвигают  в руководящие органы своих представителей, которым доверяют и добровольно  передают часть своих полномочий по управлению обществом или регионом. Через выборы формируются представительные органы власти, которые проводят политику в интересах граждан, их избравших. Государственные органы и местное  самоуправление, которые созданы  на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа, они  проводят политику, направленную на повышение  уровня благосостояния граждан, реализацию их запросов и внутреннего потенциала. Правовую основу избирательной системы  в Республике Беларусь составляют Конституция  и Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый 11 февраля 2000 года. В подготовке кодекса принимали  участие Национальный Центр законопроектной  деятельности при Президенте Республики Беларусь и «Центральная избирательная  комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов». Избирательный  кодекс состоит из 10 разделов, 29 глав и 156 статей.

Информация о работе Идеология Белорусского государства