Характеристика и специфика политического конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему контрольной работы.
Задачи контрольной работы предопределяются целью работы и состоят в том, чтобы:
дать понятие политического конфликта, объяснить его причины и установить источники возникновения;
определить стадии в развитии конфликта, как управлять конфликтами и разрешать их;
определить причины этнических конфликтов и пути их урегулирования

Содержание

Введение 3
I. Понятие политического конфликта, его причины и источники 4
II. Стадии в развитии конфликтной ситуации. Управление конфликтами и их разрешение 6
III. Причины этнических конфликтов и пути их урегулирования 9
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по политологии.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Брестский государственный университет  имени А.С.Пушкина»

Кафедра политологии  и социологии

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу: «Политология»

на тему: «Характеристика  и специфика политического конфликта»

Вариант 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение                          3

  1. Понятие политического конфликта, его причины и источники    4
  2. Стадии в развитии конфликтной ситуации. Управление конфликтами и их разрешение              6
  3. Причины этнических конфликтов и пути их урегулирования        9

Заключение                12

Список использованных источников            13

 

    1. Введение:

 

     Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение  двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях

противодействия; это  серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана  вся жизнь человека, конфликты  охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины). Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.

Основным объектом политического  конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический

конфликт.

Цель контрольной  работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему контрольной работы.

Задачи контрольной  работы предопределяются целью работы и состоят в том, чтобы:

  • дать понятие политического конфликта, объяснить его причины и установить источники возникновения;
  • определить стадии в развитии конфликта, как управлять конфликтами и разрешать их;
  • определить причины этнических конфликтов и пути их урегулирования. 
    II. Понятие политического конфликта, его причины и источники

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой [4, интернет ресурс].

Конфликтами пронизана  вся жизнь человека, конфликты  охватывают все сферы общества.

Политический  конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса.

Структура политического  конфликта – это совокупность существенных компонентов конфликта, без которых он не может существовать как политическая реальность.

Субъекты политического  конфликта – это политические лидеры; ветви государственной власти; национальные территориальные сообщества; политические партии; ориентированные на власть финансово-промышленные группы; центры и регионы; государство и оппозиция; государство и блоки государств в системе международных отношений и другие политические актеры, которые стараются реализовать свои политические интересы.

 Предмет политического конфликта – это отношения относительно государственной власти и ее устроение; распределения и реализации; территориальная совместимость проблемы внутренней и внешней политики государства; конституционные нормы. Конфликтные действия проявляются в разных видах политической борьбы: это может быть борьба теоретическая – столкновенье концепций развития государства и общества, военных, социальных, экономических доктрин; это борьба идеологическая — борьба ценностных ориентаций, политических программ, мифов, социальных стереотипов; это борьба информационно–психологическая — монипулятивные влияния ЗМК и PR – технологий на электорат; это организационная борьба, которая включает партийное строительство, работу по мобилизации масс, включение электората в избирательной процесс и в экстремальных ситуациях это может быть вооружена борьба в виде террористических актов, революций, военных конфликтов.

Условия конфликта – это формы правления политических режимов, уровня политической культуры населения, легитимности власти, лояльности к ее силовым структурам, армии, средствам массовой коммуникации; наукональный характер, который определяет уровень толерантности населения.

 Следствия конфликта могут быть функциональные, которые стимулируют стойкое развитие социальной системы, и дисфункциональные, которые приводят к деструктивным изменениям, стагнации системы: это может быть изменение конституции, государственного устройства, форм правления, отношений собственности, политического режима, повышение или снижение эффективности демократических процедур [3, интернет ресурс].

Ведущую роль в возникновении  конфликтов играют социальные факторы.Выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:

  • разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т. д.

Эти, условно говоря, объективные  источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю направленность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую борьбу, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов;

  • расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс часто бывает очень трудно;
  • процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны, прежде всего, для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью. Такие же противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и тому подобной группы [1, интернет ресурс].

Причинами конфликтов также  являются:

  • Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
  • Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
  • Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, не отмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
  • Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
  • Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
  • Зависть.
  • Ненависть.
  • Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

III.Стадии в развитии конфликтной ситуации. Управление конфликтами и их разрешение

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается  по следующей схеме:

1.     накопление  противоречий и формирование  отношений сторон;

2.     нарастание  и эскалация подготовки;

3.     собственно  конфликт;

4.     разрешение  конфликта.

Первая стадия характеризуется  накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной  поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия - самый  острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.

Четвертая стадия - завершение конфликта.

По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность  конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике, как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.

Сдерживающими факторами  конфликтов в политической области  является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

В современной политической науке первостепенное внимание уделяется  поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке  эффективных технологий управления ими. В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотношений неизбежно опирается на решение ряда универсальных задач:

— воспрепятствовать  возникновению конфликта либо его  разрастанию и переходу в такую  фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

Информация о работе Характеристика и специфика политического конфликта