Глобальный терроризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:53, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение глобального терроризма в современном мироустройстве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Определение понятий терроризм, международный терроризм и его основных черт;
- Выявление отличительных черт современного терроризма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Понятие, основные черты и глобальный характер терроризма……………………………………………………………...3
ГЛАВА 2. Современный терроризм, его причины и условия………9
ГЛАВА 3. Меры по предотвращению терроризма…………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..26

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 57.67 Кб (Скачать документ)

Ключевым антитеррористическим решением ООН, существенно расширяющим  рамки и возможности международного сотрудничества в целях пресечения и предупреждения терроризма, является Резолюция 1624 Совета Безопасности ООН  от 14 сентября 2005 года. Стержневое положение  этой Резолюции – законодательный  запрет подстрекательства к совершению террористических актов. Она призвала государства предотвращать такое  поведение на своей территории и  отказывать в предоставлении убежища  лицам, причастным к такому подстрекательству. Важными положениями в Резолюции  являются нормы о роли в борьбе с террористической идеологией гражданского общества, систем образования, СМИ, деловых  кругов, об обязательности выдачи виновных в подстрекательстве к терроризму.

Всеобъемлющим международным  документом в сфере борьбы с терроризмом  является Глобальная контртеррористическая  стратегия ООН (далее – Стратегия), содержащаяся в резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН и принятая 8 сентября 2006 года, а также План действий по её реализации. В Стратегии нашли отражения продвигаемые Россией на протяжении многих лет инициативы о противодействии террористической идеологии.

Генеральная ассамблея ООН, спустя два года после принятия Стратегии, подвела итоги её реализации и  одобрила Резолюцию 62/272 от 15 сентября 2008 года, определяющую дальнейшие пути развития международного сотрудничества.

В принятой Резолюции вновь  выражено решительное осуждение  терроризма во всех его формах и  проявлениях, кем бы, где бы и с  какой бы целью он не осуществлялся. Рекомендовано в этой борьбе участвовать  неправительственным организациям и гражданскому обществу.

В рамках реализации идеи подключения  неправительственных сил в борьбе с терроризмом Россия предложила развивать партнёрство государств с частным бизнесом, представила наиболее перспективные проекты, в которых реализуется государственно-частное контртеррористическое партнёрство. Инициативы России были поддержаны.

Здесь же впервые в международных  документах ООН прозвучала мысль  о необходимости всем государствам приложить усилия для заключения Всеобъемлющей конвенции о международном  терроризме, тем самым поддержав  инициативу России.

Для реализации Глобальной антитеррористической стратегии создан специальный орган – Целевая  группа по осуществлению контртеррористических  мероприятий. Задачами этого органа являются активизация и мобилизация  контртеррористической деятельности различных органов системы ООН  в помощь государствам – членам Организации при осуществлении  Стратегии.

В структуре ООН действует  несколько органов, непосредственно  занимающихся координацией противодействия  терроризму на глобальном уровне: Комитет  Совета Безопасности ООН, учреждённый  резолюцией 1373 (2001 г.) о борьбе с терроризмом (Контртерористический комитет) и его Исполнительный директорат, а также по вопросам их ведения – Управление ООН по наркотикам и преступности, Международная организация уголовной полиции - Интерпол.

В настоящее время рассматривается  вопрос о создании Международного центра по борьбе с терроризмом.

В рамках правового регулирования  международного европейского сотрудничества по противодействию терроризму, укреплению его международной правовой базы особое место занимают три европейские  конвенции, ратифицированные Российской Федерацией.

Европейская Конвенция о  выдаче (1957 г.) с Дополнительным протоколом (1975 г.) и Вторым дополнительным протоколом  (1978 г.); Европейская Конвенция о  пресечении терроризма  (1977 г.); Европейская  Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.).

Главная новация Конвенции 2005 года - признание уголовными преступлениями трёх ключевых составов: публичного подстрекательства  к совершению террористических актов; подготовки террористов и их вербовки. Особое значение имеет положение, направленное на пресечение доступа террористов  и их спонсоров к общественным трибунам, СМИ, Интернету, закрытие террористических веб-сайтов.

Предотвращение терроризма, согласно настоящей Конвенции, охватывает также меры в сферах образования  и культуры, задействование в этих целях неправительственных организаций, гражданского общества в целом.

Наращивается международное  сотрудничество в борьбе с терроризмом  в рамках Содружества Независимых  Государств (далее – СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (далее  – ШОС), других региональных структур, а также в формате двусторонних отношений.

Базовыми документами  в борьбе с терроризмом в рамках СНГ является: Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999 г.); Договор о  порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов  на территории государств - участников СНГ (1999 г.); Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ (2002 г.).

Обеспечение координации  взаимодействия компетентных органов  государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом  возложено на Антитеррористический центр государств - участников Содружества  Независимых Государств (АТЦ СНГ). 

В рамках ШОС специально принятым странами-участницами Соглашением  от 7 июня 2002 года создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Она является постоянно действующим  органом и предназначена для  содействия, координации и взаимодействия компетентных органов государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

18 января 2008 года принят  Регламент взаимодействия Региональной  антитеррористической структуры  ШОС с государствами, международными  межправительственными организациями  (форумами), получившими статус наблюдателя  при ШОС.

В соответствии с этим Регламентом  РАТС проводит совместные учения войсковых  подразделений и сил спецназа по ликвидации террористических угроз; формирует единый банк данных по террористическим, экстремистским и сепаратистским организациям и лицам, вовлечённым в эту  деятельность; принимает ежегодные  программы сотрудничества на текущий  год; организует международный розыск лиц, совершивших преступления террористического  характера; обеспечивает безопасность мероприятий международного масштаба в государствах - участницах ШОС20.

Всё это способствует тому, что уже на ранних стадиях удаётся  выявлять, пресекать и предупреждать  деятельность террористических организаций  на территориях государств - членов ШОС.

Сложность, многогранность феномена современного терроризма требует  всеобъемлющего подхода, сочетающего  силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, эффективной стыковки антитеррористических мер, предпринимаемых на международном и национальном уровнях. Сегодня назрела необходимость совершенствования созданной международной системы, которая могла бы обеспечивать одновременно как профилактику терроризма, так и адекватные меры по урегулированию возникающих кризисных ситуаций, связанных с терроризмом.

Приоритетными областями  международного сотрудничества, повышающими  эффективность борьбы с терроризмом, являются:

- совершенствование антитеррористической международной правовой базы;

- уточнение механизмов оказания правовой помощи, в том числе выдачи террористов, нацеленной на практическую универсализацию принципа: «либо выдай, либо суди»;

- активизация борьбы с финансированием терроризма, в том числе по пресечению каналов его подпитки за счёт незаконного оборота наркотиков, отмывания «грязных» денег;

- противодействие доступу террористов к средствам массового поражения и их доставке, возможному применению ими биологических веществ, ядерных и радиоактивных материалов;

- усиление контроля за оборотом обычных вооружений;

- приложение основных усилий на поиск и обезвреживание источников, организаторов и руководителей террористической деятельности;

- согласование общих принципов применения вооружённых сил и военных группировок в борьбе с мировым терроризмом;

- объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма;

- выработка единой технологии в освещении проблем противодействия терроризму в средствах массовой информации, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ, Интернете ситуаций, связанных с актами терроризма;

- максимально полное использование возможностей межпарламентских связей по объединению усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду лиц, подозреваемых в терроризме;

- укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами террористов являются не отдельные личности, а большинство ни в чём неповинных граждан;

- организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы в сфере борьбы с терроризмом.17

Правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого.

      С этих позиций можно  высказать некоторые соображения  сугубо практического свойства. Прежде всего, необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы Конституции, чем бы они ни пытались оправдаться. Одной из таких гарантий является жесткая индивидуальная ответственность за принимаемые решения и осуществляемые действия. Но в целом предписания, связанные с правовым воздействием на терроризм (выявление, профилактика, привлечение к уголовной и иной ответственности, регулирование и ограничение правовых возможностей граждан и пр.) должны быть внутренне согласованны и на единой основе проведены через систему уже действующих нормативных актов. Это относится к законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в особенности так называемых силовых структур, устанавливающим статусы субъектов права, включая граждан, определяющим их права и обязанности, например, в сфере получения информации, деятельности СМИ, к законам о чрезвычайном положении, уголовному, уголовно – процессуальному и иному законодательству. Печальная практика указывает на необходимость введения жестких правил принятия решений в сфере борьбы с терроризмом, а также иным противоправным насильственным и в целом антиконституционным поведением. Более того, необходимо установить запреты на принятие определенного рода решений без соблюдения необходимого процедурного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный терроризм  в последние десятилетия превратился  из локальной проблемы в проблему глобальную. Он стал одним из опаснейших явлений современности.

Можно сделать вывод о том, что в ХХ веке терроризм стал: одним из наиболее опасных вызовов международной стабильности; превратился в глобальную проблему; стал более социально опасным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления; получил возможность использовать в своих целях достижения науки и техники; в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив статус «государственного терроризма».

В последние десятилетия  терроризм интернационализировался, появились международные и транснациональные  группировки, возникла связь и взаимодействие между некоторыми террористическими  организациями (например, между алжирскими и европейскими, чеченскими и арабскими, арабскими и афгано-пакистанскими).

Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов.

И в решении этой задачи должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые  для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.

 

  1. Боташова, Асият Казиевна. Политический терроризм: детерминация и формы проявления : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02.- М. : РГБ, 2005

 

  1. Гушер А.И. Проблемы терроризма и борьбы с ним: Лицо современного терроризма. // Факт 2004. №14. Ч.2. - с.36 – 40

 

  1. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/texts/polit/01evnech.htm

 

  1. Мальцев В.В. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4. С. 25

 

  1. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом: состояние и основные направления повышения эффективности//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ - №15(401), 2010/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2010/VSF_NEW201007151252/VSF_NEW201007151252_p_008.htm

Информация о работе Глобальный терроризм