Формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:45, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в значимости изучения форм государственного управления на современном этапе.
Цели данной работы состоит в изучении форм государственного управления.
При написании данной работы были определены следующие задачи:
1) охарактеризовать монархию как форму правления;
2) рассмотреть республику как форму правления;
3) проанализировать характеристики форм правления в РФ.
При написании данной работы были использованы следующие методы: аналитический, логический и исторический.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Монархия как форма правления. 4
Раздел 2. Республика как форма правления. 9
Раздел 3. Характеристика форм правления в Российской Федерации 17
Заключение 23
Список источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Политология (all).docx

— 251.48 Кб (Скачать документ)

Наиболее характерные черты  президентской республики:

    • президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.
    • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.
    • наиболее  последовательно  проведен принцип разделения  властей.
    • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.
    • более широкие, чем в парламентарной республике полномочия главы государства.

Законодательная, и  исполнительная власть в президентской республике  получают  свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств.  Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает. Главный признак  данной  формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем,  что  президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц  исполнительной  и  судебной власти путем  импичмента может иметь место лишь,  если со стороны  этих  лиц допущены серьезные правонарушения). Сдержки и противовесы проявляются,  в частности,  в  том, что президент  может  тормозить  законодательную  деятельность парламента, налагая  на  принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом  должностных  лиц,  а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так  и исполнительной властью.

Классической президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) – через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в Латинской  Америке. Эта  форма  правления встречается также  в некоторых странах Азии и  Африки.  Правда, подчас в этих странах  власть главы государства на  деле  выходит за конституционные  рамки,  и,  в частности, латиноамериканские президентские республики  характеризовались  исследователями    как   суперпрезидентские. В них почти  вся реальная власть сосредотачивается  у президента, который выходит  из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а, например, в Заире, Малавии даже объявляется пожизненным главой государства. В последние 10 – 15 лет,  однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д. Обширные полномочия, которыми порой конституция, наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как  правило,  правительством. Показательно, что Конституции Республики Индия 1949 г. прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. Достоинством парламентской республики является единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью и зависит от её поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы. Также есть и недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне не устойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, сформировать эффективное правительство практически невозможно. Например, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий.  К парламентским республикам можно отнести Германию, Италию, Швейцарию, Индию,  Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. 

Смешанная республика или ещё ее так же называют президентско-парламентская – отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная республика сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления.  Она соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства (премьер-министра), имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства посредством утверждения бюджета страны, вынесения вотума недоверия им.

 Например, по Конституции Французской  Республики 1958 г. Президент избирается  гражданами  и  руководит правительством, что характерно для президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента  – Национального собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности республиканской формы правления. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики. Для этой цели используются  как  концепция  "рационализированного  парламентаризма", имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики.

Один из наиболее типичных примеров смешанной формы правления – республика Перу, по конституции 1933 г. (до переворота 1968 г.). Отличительная черта формы правления в Перу состояла в двойственном положении правительства по отношению к президенту и конгрессу по вопросу о политической ответственности. Совет министров был ответственен как перед президентом, так и перед законодательным органом. К тому же реализацию президентом некоторых своих важных функций конституция ставила в преимущественную зависимость от волеизъявления конгресса.

Особая разновидность смешанной  формы правления существовала в Панаме с 1972 по 1979 гг. Ее существенная отличительная черта состоит в особом положении главы правительства в системе государственных органов республики – по конституции 1972 г. он, а не президент был ключевым звеном государственного механизма. Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти – главе правительства. Еще одна особенность формы правления Панамы до конца 1978 г.  – формальное отсутствие в стране партийной системы, поэтому парламентские выборы проводились по территориальному признаку.

Существуют так же нетипичные формы  правления, то есть смешанные:

    • монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) – ОАЭ, Малайзия;
    • республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) – КНДР, Туркменистан, Гамбия;
    • теократическая республика (исламская республика) – Иран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3.Характеристика форм правления в Российской Федерации

 

 

Рисунок 1

 

 

 

Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика.

Статья 1 – Конституция Российской Федерации.

«Российская Федерация – Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления»

Статья 3 – Конституция Российской Федерации.

«Носителем  суверенитета и единственным источником власти  в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Никто не может присваивать власть в  Российской Федерации. Захват власти или  присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»

Статья 80 – Конституция Российской Федерации.

«Президент Российской Федерации  является главой государства».

Статья 81 – Конституция Российской Федерации.

«Президент Российской Федерации  избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Статья 94 – Конституция Российской Федерации.

«Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Статья 95 – Конституция Российской Федерации.

«Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет».

Статья 110 – Конституция Российской Федерации.

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».

Президент РФ самостоятельно формирует  Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе, после трёхкратного отклонения представленных кандидатур, она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 г. не обязывает Правительство к парламентской ответственности.

Вновь избранная Дума в течение  года после ее избрания не может  быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким  основаниям в течение шести месяцев  до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111 Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация – смешанная республика.

Информация о работе Формы государственного правления