Формирование приказной системы управления в конце XV – XVI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Описание

Появление приказов – органов центрального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.
Образовавшееся во второй половине XV в. единое Русское (Московское) государство формировалось как сословная монархия, в которой великий князь делил власть с представителями господствующего сословия – боярами, удельными и служилыми князьями, а также с церковью.

Содержание

Введение
1. Формирование системы государственного управления в Московской Руси.
2. Приказная система государственного управления. Этапы ее развития.
3. Общегосударственные приказы и их роль в государственной системе.
4. Аппарат управления приказов.
5. Преобразование местного управления
6. Судебник Ивана III 1497 года.
7. Судебник Ивана IV 1550 года.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

 

План.

 

Введение

1. Формирование системы  государственного управления в  Московской Руси.

2. Приказная система государственного управления. Этапы ее развития.

3. Общегосударственные  приказы и их роль в государственной  системе.

4. Аппарат управления  приказов.

5. Преобразование  местного управления

6. Судебник  Ивана III 1497 года.

7. Судебник  Ивана IV 1550 года.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Появление приказов – органов центрального отраслевого  управления - связано с созданием  единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование системы государственного управления в Московской Руси.

 

Образовавшееся  во второй половине XV в. единое Русское (Московское) государство формировалось как сословная монархия, в которой великий князь делил власть с представителями господствующего сословия – боярами, удельными и служилыми князьями, а также с церковью. Вершину сословной пирамиды составлял Государев двор. На самом верху этой пирамиды находились думские чины, члены Боярской думы, управлявшие государством вместе с великим князем. К думным чинам относились бояре и окольничие. В основе назначения на думные и другие высшие государственные должности в Московском государстве лежал принцип местничества, согласно которому основанием для получения должности могли служить знатность происхождения, родовитость и служба предков великому князю, а не наличие знаний и способностей.

Во второй половине XV- начале XVI в. в период складывания единого Московского государства сохраняла свое значение дворцово-вотчинная система государственного управления, построенная на чисто территориальном принципе управления. В этот период существовали только два общегосударственных ведомства – Дворец и Казна. Ряд важных отраслей государственного управления находился в ведении казначея и возглавляемой им Казны. Казначей был не только хранителем великокняжеской казны и архива, он также ведал государственной печатью, управлял ямскими и поместными делами, руководил вместе с князем внешней политикой. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством и оказывавший большое влияние на решение общегосударственных дел. Ему подчинялись другие дворцовые слуги, по большей части, вышедшие из среды старомосковского нетитулованного боярства, служилых людей, а также бывших удельных князей, утративших суверенные права и свои вотчины. Они назывались «путными» боярами и ведали различными отраслями хозяйства великого князя – «путями»: конюший возглавлял коневодство (путь конюший), ловчий – княжескую охоту (путь ловчий) и т.д.  Постепенно в ходе дальнейшей централизации пути стали преобразовываться в приказы (Конюшенный приказ, Казенный приказ, Разрядный приказ и др.), что подготавливало замену территориального (дворцового) управления функциональным (приказным).

 

2. Приказная система государственного управления. Этапы ее развития.

 

Создавались приказы по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам – дьякам.

Постепенно  эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный характер. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». Канцелярии функционировали при каждом  государственном,  духовном  или гражданском учреждении, документы в них оформлялись  по  определенным  общим правилам, которые наследовались традиционно.

 На последнем  этапе примерно к середине XVI в.  возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов.

Таким образом, в развитии приказной системы можно выделить три этапа:

I этап.  XV – начало XVI века – расширяются функции дворцовых ведомств; они превращаются в органы общегосударственного управления.

II  этап. Первая половина XVI века – внутри дворцовых ведомств появляются самостоятельные учреждения, возглавляемые дьяками, получившими специальные поручения («приказ»).

III этап. С середины XVI века – приказы становятся исключительными органами центрального управления, совмещавшими административные и судебные функции.

 

3. Общегосударственные приказы  и их роль в государственной системе.

 

В XVI в. приказов было около 50. В каждом приказе сосредотачивалась какая-то одна отрасль управления, но распределение дел между ними было очень запутанным. Существовали как территориальные, так и отраслевые учреждения. Иногда, приказ совмещал функции и того, и другого вида. Многие приказы осуществляли административные, судебные и финансовые функции одновременно.

Во второй половине XVI в. приказными становятся почти все отрасли  государственного управления. Важнейшую  роль в государственной системе  играли общегосударственные приказы:

Казенный (известен с 1512 г., хранил царскую казну и печать); Разрядный (впервые упомянут в 1531 г., ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); Посольский (существовал с 1549 г., вел дипломатическую переписку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных);

 Поместный (выделился из Разрядного приказа после 1555 г., ведал наделением дворян поместьями, производил описания земель, рассматривал споры по земельным делам).

Военные функции, кроме упомянутого выше Разрядного приказа, выполняли также Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пушкарский приказы и Приказ каменных дел. Последний занимался главным образом строительством крепостей и укреплений. Общегосударственное значение имели также Разбойный, Земский (осуществлял как и Разбойный приказ, административно-полицейские функции, но только по Москве и Московскому уезду), Ямской и некоторые другие приказы. Особое место занимал Челобитный приказ, учрежденный в 1550 г. и занимавшийся приемом и разбором челобитных грамот, поступавших на имя царя. Этот приказ являлся своеобразным контрольным органом государства.

С 60-х гг. XVI в. стали создаваться территориальные, или областные, приказы. Они осуществляли государственное управление на присоединявшихся к Русскому государству землях. Первым таким приказом был Приказ Казанского дворца. В 90-х гг. XVI в. создаются судные приказы, заведовавшие судами для служилых людей на определенной территории: Московский, Владимирский, Дмитровский и Казанский. Функции ряда приказов были ограничены управлением царским дворцом и хозяйством: Приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. Эти приказы относились к группе дворцовых и подчинялись непосредственно царю.

 

4. Аппарат управления приказов.

 

Приказы подчинялись  только царю и Боярской думе и несли  перед ними ответственность. Все  приказы считались равными, действовали  от имени государя (исключение составлял  Разрядный приказ: он находился на особом положении при Боярской думе, был старше других приказов и посылал им указы). Во главе приказов стояло так называемое Присутствие (руководство приказами было коллегиальным), все члены которого именовались судьями и назначались самим царем. (В документах судьи могли обозначаться по названию приказа, например, казначей – глава Казенного приказа). Судьи были членами Боярской думы, присутствовали при «сидении» государя с боярами, делали доклады по работе своего ведомства. Имели право высказывать свое мнение. Иногда один судья мог возглавлять несколько приказов. Наиболее сложные и объемные дела судья решал совместно с подьячими. По остальным глава приказа мог принимать решение единолично. Это ставит под сомнение коллегиальный характер принятия решений в приказах.

Помощниками судьи  являлись дьяки. Иногда они могли самостоятельно  возглавлять приказ. Штат дьяков комплектовался обычно из рядового дворянства, лиц духовного звания или крупного купечества. В сферу компетенции дьяков входила подготовка докладов для судьи о работе приказа (или для царя), осуществление суда. Также они могли возглавлять столы. За службу дьяки «верстались» поместным и денежным окладами (до 600 четвертей и до 240 рублей в год).

Назначение судей и  дьяков в приказы было исключительной прерогативой царя и Боярской думы. Скорее всего, проекты данных назначений готовились в Разрядном приказе с учетом ряда факторов: нахождения на службе в данное время, физической пригодности и т. п. Под началом дьяков находились подьячие – канцелярские служащие, рекрутируемые из дворян и детей приказных людей. Они делились на три группы:

1. «Молодые» (начинающие) подъячие. В течение нескольких лет они служили «неверстанно», т.е. без жалования, только за «приношения» просителей. Позже переводились на небольшой денежный оклад (1–5 рублей в год).

2. «Средние» подьячие. Получали денежный оклад (до 10–15 рублей в год).

3. «Старые» подьячие. Получали денежный оклад (до 60 рублей в год), иногда – поместный оклад.

Количество подьячих колебалось от нескольких человек до нескольких сотен человек в зависимости от величины и значимости приказа. Московские подьячие часто переводились во временные приказы, рассылались с поручениями в города, полки, посольства.

Должностные обязанности  дьяков и подьячих определялись в  каждом конкретном приказе в зависимости  от его компетенции. В обычном порядке подьячие вели текущее делопроизводство, переписку с подчиненными учреждениями и должностными лицами на местах, а также вторичную документацию, например, книги «входящих» и «исходящих» документов и т. п. «Старые» подьячие следили за исполнением обязанностей среди подчиненных. Вместе с тем основная ответственность возлагалась именно на лиц, возглавлявших структурные подразделения приказов («столов» или «повытий»). При выявлении финансовых злоупотреблений подьячих возмещение денежных средств возлагалось именно на дьяка, непосредственного начальника виновного.

Значение дьяков в управлении было более значительным. В отличие от судей, дьяки — профессиональные управленцы, прошедшие все ступени служебной лестницы. Поэтому именно от них фактически зависело текущее состояние дел ведомства. Более того, известно о том, что дьяки могли «приказывать царским словом», т. е. передавать к исполнению устные указания царя.

В XVI в. административная деятельность приказов не была отделена от судебной, напротив, каждый приказ был одновременно и судебным ведомством в рамках своих полномочий и предметов ведения. Для этой цели при каждом приказе выделялись особые чиновники ( дети боярские, недельщики, денщики и др.низшие служащие), в обязанности которых входило привлечение к суду, содержание под стражей, наложение взысканий и назначение наказаний.

 

5. Преобразование местного управления

 

В 30-50-х гг. XVI в. была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений (содержание должностных лиц за счет населения). Власть наместников и волостелей упразднялась и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами.

Губные  учреждения осуществляли административно-полицейские и судебные функции на местах. Они состояли из губных изб во главе с одним - двумя губными старостами, избиравшимися дворянами и детьми боярскими. В помощь старостам выбирались из состоятельных крестьян и посадских людей губные целовальники (они, принося присягу, целовали крест) и полицейские чины: сотские, пятидесятские, десятские. Губным избам была подчинена территория округа - губа, первоначально совпадавшая с волостью или городом, а позднее Включавшая в свой состав один - два уезда. Контроль за деятельностью губных органов осуществлял Разбойный приказ. В нем же утверждался в должности избранный губной староста.

Земские учреждения возникли позднее губных. В ведении земских изб находился сбор казенных податей, надзор за исполнением повинностей, разбор гражданских и незначительных уголовных дел. Состав земских изб также формировался путем выборов. В уездах и волостях крестьяне черносошных и дворцовых земель и посадские люди избирали из своей среды «излюбленных голов» - земских старост и «лучших людей» - земских целовальников и судей. Территория, на которой действовала земская изба, совпадала с городом или волостью. Однако проживавшие на ней бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов. Земские избы были подконтрольны различным приказам.

 

 

6. Судебник Ивана III 1497 года.

 

Политика  государственной  централизации  определяла  и

тенденции развития русского права. Необходима была не только  систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа. Поэтому в  конце  XV  в.,  когда  все  области  северо-восточной  Руси собрались вокруг Москвы,  ликвидация  удельных  княжеств  и  военные  победы позволили  Ивану  III  заняться   укреплением   политических,   правовых   и идеологических основ единого Русского государства. Итогом этой работы  стало принятие Судебника 1497 г.

      Среди историков нет единого   мнения  по  поводу  авторства   судебника. Общепринятой считается точка зрения, что проект такой  работы  был  выполнен дьяком  Владимиром  Гусевым.

Судебник включил 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном  устройстве и судопроизводстве страны.

  Источники Судебника - Губная запись, указ наместникам о суде (до 1485 г), правовые московские сборники начала 1490-х годов, "Псковская судная грамота", "Русская правда", "Митрополичье правосудие" и др.

Информация о работе Формирование приказной системы управления в конце XV – XVI вв