Финансовая политика Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – изучить финансовую политику Екатерины II.
Задачи контрольной работы:
Ознакомится с биографией Екатерины II и основными направлениями во времена ее правления;
Исследовать экономическую политику императрицы;
Изучить и проанализировать финансовую политику.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II……………………………………..
1.1.Биография Екатерины II……………………………………………………..
1.2.Экономическая политика …………………………………………………….
ГЛАВА 2.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА………………………………………..
2.1. Финансовая сфера России в период правление Екатерины II…………….
2.2.новая структура экономики………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Правительство Екатерины II в поисках выхода из создавшегося положения в 1769 году приступает к выпуску ассигнаций. Ассигнации были выпущены как платежные обязательства, которые правительство обязывалось разменивать по предъявлении на медную монету. Для размена в том же году был открыт Ассигнационный банк с двумя отделениями в Москве и Петербурге. Выпущенные ассигнации крупного достоинства (25, 50, 75, 100 рублей), курс которых почти не отклонялся от курса серебряного рубля, при отсутствии перевода вексельных обязательств, оказались весьма удобны. Пересылка денег представляла определенные трудности: 100 рублей серебром весили полтора пуда, а медными деньгами - 100 пудов, что требовало ни одной подводы и было сопряжено с немалым риском. Поэтому ассигнации быстро разошлись. Но вскоре правительство приступило к выпуску ассигнаций номиналом в 5 и 10 рублей, их курс по отношению к серебряному рублю не был стабилен из-за увеличения количества ассигнаций. Это приводит к нарушению баланса между массой ассигнаций, которая превысила 20 миллионов рублей, и имеющимся в казне серебром. В результате денежное обращение в стране испытывает определенную напряженность.

Однако, невзирая на превышение лимита в выпуске ассигнаций, Государственный Совет разрешает  Ассигнационному банку передать в Дворянский банк 1,5 миллиона рублей для оказания кредита дворянству, пострадавшему от Пугачевщины в 1773-75 годах. В результате к 80 -м годам серебро уходит из обращения, а вся денежная система страны при неустойчивости курса ассигнаций была дезорганизована. Поэтому в 1786 году создается комиссия, в состав которой входят директор Ассигнационного банка Шувалов, секретари Екатерины Вяземский и Безбородко и ряд крупных государственных деятелей того времени, «для изыскания средств против финансовых затруднений и источников умножения богатств».

В середине XVIII века происходит образование банковской системы. В 1754 году открывается Государственный заемный банк, состоявший из Дворянского заемного банка с уставным капиталом в 700 тысяч рублей и Купеческого банка. Оба давали ссуды из низкого расчета годовых с рассрочкой на несколько лет. Дворянский заемный банк обслуживал только дворян под залог драгоценностей и населенных имений. С целью поддержки разорившихся дворян в 1786 году создали еще один банк – Заемный, процент которого был увеличен до 8%, а срок возврата ссуды возрос до 20 лет. Дворянская опека осуществляла возврат долга разорившихся должников. Купеческий банк, вместе с созданным в 1764 году в Астрахани Банком для восточной торговли, а также Ссудным армянским банком (1779 год), довольно скоро стал важным фактором экономической жизни России.

Получило бурное развитие вексельное право, у Медного  банка появились конторы векселей, которые облегчали междугородную  торговлю. Банковская система становилась  непременной частью экономики. Особенно это стало очевидно с организацией Ассигнационного банка с двумя отделениями в Москве и Петербурге и вводом в обращение ассигнаций. Первые бумажные деньги появились в 1769 году, и их введение преследовало цель, с одной стороны, вытеснить из обращения медную монету, а с другой – обеспечить пополнение финансовых резервов в связи с началом Русско-турецкой войны. Введенные ранее векселя лишь отчасти спасали положение, и учреждение бумажных денег стало радикальным выходом из положения.

 

2.2. Новая структура  экономики

Под влиянием идей французских просветителей Екатерина II начала переходить к правлению в форме «просвещенного абсолютизма», в которой на первый план выступало стремление к созданию новой системы регулирования общественных отношений на основе упорядочения действующих законов и создания новых, более совершенных. 30 июля 1767 года была создана Комиссия о сочинении проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которую вошли представители разных сословий. Она просуществовала до декабря 1768 года, то есть до начала войны с Турцией, но многие подготовленные материалы были использованы в последующей законодательной и административной работе.

На ходе реформ сказалась крестьянская война под  предводительством Е. Пугачева (1773-1775). После ее подавления Екатерина второй постаралась ослабить очаги напряженности в регионах, заселенных казаками. В 1775 году была реорганизована система местного самоуправления. Вместо трехзвенного административного деления - губерния, провинция, уезд, было введено двухзвенное  - губерния, уезд. Во главе каждой губернии ставился губернатор. Уезд возглавлял капитан-исправник. Всеми финансово-экономическими делами губернии занималась так называемая Казенная палата. Для организации и контроля за деятельностью школ, больниц, сиротских домов и так далее учреждался Приказ общественного призрения. Одновременно Екатерина II подписала «Жалованную грамоту городам», которая определяла сословную структуру городского населения .

Горожане могли  избирать городского голову и членов городской думы. При этом устанавливался имущественный ценз: горожанин должен был иметь капитал, с которого платился налог не менее 50 руб. Некоторые изменения произошли и в положении купечества. Оно получило возможность освобождения от рекрутской повинности (при уплате сначала 360, а затем 500 рублей за одного рекрута), а также было освобождено от уплаты подушной подати, замененной на 1-процентный налог с оборота. В структуре купечества были выделены следующие три гильдии: при наличии капитала от 10 до 50 тысяч рублей - первая; от 5 до 10 тысяч рублей  – вторая; от 1 до 5 тысяч рублей – третья.

Правительственные указы, направленные на стимулирование конкурентной борьбы между купцами в торговой и промышленной деятельности, при одновременном введении для них новых льгот благоприятствовали развитию деловой инициативы. Но обозначившаяся после пугачевщины тенденция к возвращению металлургических заводов в казну ослабляла позиции частных предпринимателей. Они не могли соперничать с казенными предприятиями. К тому же правительство взяло курс на поддержку цехового производства, не имевшего социальной базы в стране. В результате производство столкнулось с нехваткой средств для поддержания достигнутого уровня и дальнейшей модернизации, стали проявляться рецидивы возврата к старым формам организации, например, посессионные мануфактуры начали перерождаться в вотчинные. Так, на рубеже XVIII-XIX вв. появился признак опасного отставания отечественной тяжелой промышленности от западной.

Особенности новой  структуры экономики сказывались  и на структуре внешнеторгового  баланса. Однако в этот период Екатерине II удавалось поддерживать активное сальдо, в том числе за счет проведения протекционистской таможенной политики, сдерживающей импорт товаров, которые производились или могли быть произведены в стране. К числу активных торговых партнеров России в конце XIX-начале XX вв. принадлежали Англия, Голландия, Австрия, Франция, Португалия, а также Турция, Персия и другие восточные страны.

Проведение реформ нуждалось в значительной финансовой базе. Налоги, как правило, собирались с недоимками, а дальнейшее усиление налогового бремени не представлялось возможным. В этих условиях для покрытия бюджетного дефицита государство решилось на выпуск бумажных денег. С 1766 г. два банка в Москве и Санкт-Петербурге получили право выпускать ассигнации только в обмен на сдаваемые металлические деньги. В 1769 г. эти банки были объединены в один, названный Ассигнационным, который уже выпускал деньги без всяких депозитных операций. Но к 1786 г. свободный обмен ассигнаций был прекращен, вследствие чего их ценность стала неуклонно падать, и к концу века рубль обесценился на треть. Другим и достаточно новым источником пополнения казны стали государственные займы. Впервые внешний заем был получен в 1769 году в Амстердаме на сумму 7,5 тысяч. Кредитором России стали также генуэзские банкиры, выдав заем на 1 миллион пиастров. К концу века внешний долг России составлял 41,1 тысяч руб. Общий государственный долг, включая откупа, выпуск бумажных денег и прочее, составлял 216 миллионов рублей. Уплата же процентов по долгам поглощала ежегодно свыше 5 % государственного бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам написанной контрольной работы можно сделать следующие выводы.

Во второй половине XVIII века продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 году были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. В 1786 году был создан Ассигнационный банк для организации их обращения. Но в связи с огромными затратами на ведение войн и другие государственные расходы к концу века бумажный рубль стоил лишь 66 копеек серебром.

В этот период государственные  расходы опережали рост доходов  на 20%, все увеличивавшихся налоговых и таможенных сборов не хватало для удовлетворения потребностей и Россия впервые прибегла к зарубежным займам – в Голландии и Италии. Начало обращения ассигнаций, а также и издание Вексельного и Банкротского уставов способствовали развитию товарно-денежных отношений в стране.

В экономике  страны, при этом развивались и  прогрессивные тенденции. Быстро росли  промышленность, включая мануфактурную, и торговля.  Развивались товарно-денежные  отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы «экономического либерализма».

Во второй половине XVIII века экономика, особенно промышленность и торговля России развивалась относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской политики и элементов «экономического либерализма» еще приносило свои плоды и обеспечило к концу правления Екатерины II создание эффективной системы управления, мощной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Екатерина: Путь к власти / Я. Штелин, Мизере, Т. Димсдейл и др. — 2-е изд. — М.: Фонд Сергея Дубова, 2012. — 384-386с.;
  2. Журнал высочайшего путешествия её величества государыни императрицы Екатерины II, самодержицы Всероссийской, в полуденные страны России в 1787 году. — М.: В универс. тип., 1787. — 137 с.;
  3. История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А. Н. Сахарова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 943 с.;
  4. Лангер К. О пределах и важнейших представителях политической науки: Торжественное слово по случаю празднования Августейшей и Могущественной Всероссийской императрицы и самодержицы Екатерины II Великой, 1771 г., апреля 22 дня / Сост. А. В. Топычканова. — М.: Издательство Москвоского университета, 2011. — 128 с.;
  5. Россия и Романовы: Россия под скипетром Романовых. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год / под.ред. П. Н. Жуковича. — М.: Россия; Ростов-на-Дону: Танаис, 2007. – 456-458с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая политика Екатерины II