Фашизм: происхождение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 07:49, контрольная работа

Описание

По мнению многих исследователей, фашизм как социально-политический и морально-психологический феномен не может быть рассмотрен как категория сугубо историческая. Фашизм, как идеология, политическая система и социальная практика всегда привлекал внимание исследователей. Очевидно, причина заключается не только в историческом интересе к прошлому. Существуют социальные и политические причины этого интереса. Во-первых, живы ещё люди, которые были современниками и участниками роковых событий. И поэтому любое серьезное исследование фашизма люди, пережившие войну, воспринимают как своеобразное осмысление их жизни, борьбы и страданий. Во-вторых, в разных точках планеты периодически возникают военно-полицейские режимы, заимствующие методы и формы политической борьбы из арсенала фашизма. Эти режимы тоже подпитывают интерес к феномену, называемому «фашизм».

Содержание

Введение…………………………………………………….………………….
1. Понятие и сущность фашизма……………………………………………..
2. Происхождение фашизма………………………………………………….
Заключение……………………………………………………..………..…….
Список литературы…………………………………………..………..………
3
4
10
16
17

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Политология

Тема: «Фашизм: происхождение и сущность»

 

г. Красноярск, 2012 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………….………………….

1. Понятие и сущность фашизма……………………………………………..

2. Происхождение фашизма………………………………………………….

Заключение……………………………………………………..………..…….

Список литературы…………………………………………..………..………

3

4

10

16

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По мнению многих исследователей, фашизм как социально-политический и морально-психологический феномен  не может быть рассмотрен как категория сугубо историческая. Фашизм, как идеология, политическая система и социальная практика всегда привлекал внимание исследователей. Очевидно, причина заключается не только в историческом интересе к прошлому. Существуют социальные и политические причины этого интереса. Во-первых, живы ещё люди, которые были современниками и участниками роковых событий. И поэтому любое серьезное исследование фашизма люди, пережившие войну, воспринимают как своеобразное осмысление их жизни, борьбы и страданий. Во-вторых, в разных точках планеты периодически возникают военно-полицейские режимы, заимствующие методы и формы политической борьбы из арсенала фашизма. Эти режимы тоже подпитывают интерес к феномену, называемому «фашизм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность фашизма

ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные  режимы тоталитарного типа. В любых  своих разновидностях фашизм противопоставляет  институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики фашизма. Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20 - 40-х гг. 20 в. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (например, "класс" или "нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу. [5]

Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими [шестью] признаками и чертами:

- обоснование по расовому  признаку превосходства и исключительности  одной, провозглашаемой в силу  этого господствующей нации; 

- нетерпимость и дискриминация  по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;

- отрицание демократии  и прав человека;

- насаждение режима, основанного  на принципах тоталитарно-корпоративной  государственности, однопартийности  и вождизма;

-  утверждение насилия  и террора в целях подавления  политического противника и любых форм инакомыслия;

- милитаризация общества, создание военизированных формирований  и оправдание войны как средства  решения межгосударственных проблем. [1]

Фашизм служит выражением того, что растущее стремление народных масс к свободе можно пресекать лишь кровавым насилием и террором. Поэтому характерным для фашизма является уничтожение всех, даже элементарных, демократических свобод  внутри страны, разгром рабочих и других прогрессивных организаций, установление открытого террористического режима, с помощью которого поддерживается власть буржуазии, политика подготовки и проведения захватнических войн с целью закабаления независимых народов и завоевания мирового господства империалистической буржуазией той или иной страны.[3]

К первому признаку тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

а) соединение законодательной  и исполнительной власти в одном  лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти;

б) принцип "вождизма" (причем вождь харизматического типа).

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. «Государство - это партия. Партия - это вождь плюс элита. …правление государством должно осуществляться через элиту для народа» Устрялов Н.В. Указ. соч., - с. 155. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, идеальной основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая (т.е. единая, господствующая, не допускающая плюрализма, идеология, исходящая значительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики). Основным методом монистической идеологии является массовая пропаганда, базирующаяся на социальной, расовой, националистической или религиозной демагогии. При этом, используя монополию на информацию, идеологический аппарат через пропаганду формирует мифы, которые внедряются в общественное сознание и становятся второй реальностью для людей. Подчиняя себя мифам, они начинают жить в ирреальном мире, наполненном иными, отличными от общечеловеческих, ценностями. Б. Бессонов указывает на то, что «…фашистам не нужна была доктрина, рациональная и научная. Им нужна была идея, имеющая черты страсти, зовущая к действию. Именно отсюда идет апелляция к мистике, к мифу…»

Третьим признаком тоталитарного  фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима.

Какова же роль тоталитарного  общественно - политического движения? Формируется оно в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структура немедленно подавила бы его на корню как оппозиционное. "Тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии", - пишет А. Галкин. В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании широких масс населения "тоталитарной идеи" (о данном понятии - ниже). Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль тоталитарного фашистского государства над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти. Каким образом? Дело в том, что все сохранившиеся при фашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные) являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение граждан.

В-третьих, в конечном счете, ОПД позволяет осуществить  не просто тоталитарный контроль над  массами, но сформировать именно позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, другими словами, тотализировать массы "изнутри", что, в свою очередь, достигается через атомизацию общества.

Четвертым признаком  тоталитарного фашистского режима является государственно-организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии. «Психологической основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет значительную роль, представляя собой, логическое продолжение тоталитарной пропаганды». Обращенная не к разуму, но к чувствам идеологическая пропаганда тоталитарного режима, являясь по сути своей духовным насилием, дополняется насилием физическим. Исходящие от государства непрерывные акты насилия терроризируют население, порождая неуверенность и страх. Двойной гнет - со стороны пропаганды и со стороны карательных органов государства - разлагает личность, практически гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. В конечном счете, такое давление со стороны государства (режима) ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.

Пятым признаком тоталитарного  фашистского режима является экономическая  автаркия при жесткой регламентации  экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда стран из патриархального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

Шестой признак тоталитарного фашистского режима - антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеет место лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой и религиозной форм, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует, что всегда можно определить при внимательном рассмотрении. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Некоторые исследователи считают их демагогическим приемом, поскольку на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом Яркий пример - уже указанная монография Б. Бессонова или работы А.Галкина и др.. Это верно. Однако если посмотреть на этот союз в развитии, то можно увидеть тенденцию к потеснению позиций частного капитала, замещению "нелояльных" представителей капитала преданными режиму людьми. Эта тенденция показывает, что в дальнейшем процесс неизбежно должен был привести к сокращению доли частного капитала и к замене капиталистических отношений, основанных на конкуренции и экономической зависимости, новой формой отношений, основанных на личной зависимости, преданности режиму, характерных больше для докапиталистических обществ.[6]

Таким образом, можно  дать следующее определение. Тоталитаризм - террористическая политическая структура, характеризующаяся сущностной антикапиталистической  направленностью, сформированная на основе однопартийной системы, опирающаяся на общественно-политическое движение, при абсолютной концентрации власти в руках ее лидеров. А фашизм есть правое крыло тоталитаризма. Как уже отмечалось, признаки тоталитаризма не следует абсолютизировать. Все они в той или иной степени проявляются в тенденциях, а наиболее полно существовали в странах "тоталитарного максимума" - в гитлеровской Германии, прежде всего.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение фашизма

      Фашизм – это течение возникшее только в Германии. В тот же самый период 20-30-е гг. мы видим похожие процессы в Португалии, при режиме Салазара, в Испании – Франко, в Италии – Муссолини.

      Именно  Италия стала страной, в которой  фашисткий режим установился  раньше всего. После Первой  Мировой страну охватили глубокие общественные потрясения, которые и завершились в 1922 году  приходом к власти фашизма в его резко тоталитарной форме. Именно в Италии для борьбы с преступностью и коммунистами впервые стали создаваться специальные отряды. Боец такого отряда назывался фашистом, а движение - фашизм. Но нас, прежде всего, и интересуют те события, которые привели к установлению фашисткой диктатуры.[7]

Сам термин фашизм  в  современную лексику впервые  ввел итальянский философ  Д. Джентиле. Он полагал главной ролью государства в обществе - претворение в жизнь национального предназначения.  И поскольку  государство претворяет в жизнь судьбу нации,  оно должно обладать неограниченной властью,  должно быть тоталитарным, фашистским. Сторонники подобных взглядов и их лидер Муссолини стали называть себя фашистами.  Фашистское государство, с точки зрения Муссолини, -это государство - абсолют.  По сравнении с ним все остальные лица или группы имеют относительное значение.

      Итальянский фашизм всегда был связан с идеей войны. Муссолини безусловно понимал, что без союза с восстанавливающейся Германией ему не создать империю.  Сближение между этими двумя странами постепенно  вылилось  в военно-политический союз этих государств.[2]

      В 1933  году  фашизм  в  форме   национал-социализма пришел к  власти в Германии и сразу  же начался  процесс  тоталитаризации   и унификации всей  жизни страны.  Расизм  был возведен в ранг  государственной политики.[3]

 В сфере идеологии  итальянский фашизм проявлял чрезвычайную активность, стремясь внедрить в сознание массы населения собственную систему ценностей (культ войны, силы, нерассуждающего повиновения) и подчинить духовную жизнь страны своему тотальному контролю. Вся деятельность фашистского режима представлялась как служение идее нации, национального величия. Была разработана так называемая корпоративная доктрина, утверждавшая, что нация как моральное, политическое и реализует себя в фашистском государстве, обеспечивающем сотрудничество различных классов "производителей" (капиталистов и рабочих) "во имя общих национальных интересов". Итальянская нация изображалась (особенно после захвата в 1956 г. Эфиопии и провозглашения Италии империей) прямым наследником Древнего Рима, его военного могущества и имперских традиций. Развернулись усиленные поиски "национального приоритета" в различных областях науки и культуры. В 30-е гг. итальянцы были объявлены одной из "арийских" рас и началась пропаганда расизма. Расовые законы 1938 г. закрыли лицам "неарийского" происхождения (прежде всего евреям) доступ к преподаванию и постам в научных учреждениях.[7]

      2 октября  1925 года были учреждены фашистские  корпорации,  соединявшие работодателей   и  работников,  что  положило  конец   свободе   профсоюзного  движения. За этим в начале ноября 1925 года последовали  "высшие  фашистские законы" (leggi fascistissime), расширившие  власть  главы  правительства  за счет  парламента,  который  был  отныне  полностью  подчинен  исполнительной власти. Дальнейшими законами были распущены городские собрания  депутатов, отменена свобода собраний и объединений,  свобода печати  и были  уволены политически неблагонадежные служащие. После покушения на Муссолини 9  ноября 1926 года был издан "закон о защите государства", по которому были распущены все партии, кроме фашистской, запрещены все оппозиционные газеты и учреждены специальные суды для политических противников режима. В начале 1928 года был установлен новый избирательный закон, по которому "большой фашистский совет" составлял перед выборами единый список кандидатов, а избиратели могли только принять или отвергнуть его в целом. Таким образом  парламентская  система  в Италии была окончательно заменена диктатурой. Впрочем, эта  диктатура  вовсе не была столь  тоталитарной  и  сплоченной,  как  уверяли  фашисты  в  своей пропагандистской формуле "тоталитарного государства" ("stato  totalitario"). В действительности  фашистское  государство  сохранило  свой  первоначальный союзный характер. Прочность  и  внутренняя  связность  режима  опирались  на способность Муссолини посредничать между различными силами и  уравновешивать их противоречия .

Информация о работе Фашизм: происхождение и сущность