Демократия: теория и реальность. Популизм и охлократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание

Демократия (греч. – власть народа) – народовластие. Такое её понимание отражает скорее идеал, чем реальность. В современной политической жизни распространённой формой демократического общественно-государственного устройства является представительная демократия. Характерные её черты: народное представительство; закон большинства; охрана прав несогласного меньшинства, наличие конструктивной политической оппозиции; право на несогласие и неповиновение; поддержка правительства народом; политическое равенство всех граждан, закреплённое законом.

Содержание

1 .Понятие демократии.
2. Сущность демократии как государственно-политического строя.
3. Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 27.37 Кб (Скачать документ)

Плюралистическая  демократия представляет собой разновидность  демократического процесса, сущность которого заключается в том, что  с возникновением множества различных  политических ассоциаций (групп давления), усиливаются возможности вступающих в них граждан более целенаправленно  влиять на содержание политических решений. Политический процесс в данном случае формируется под преобладающим  влиянием тех групп и ассоциаций, которые либо ближе других расположены  к рычагам власти (за счет привилегий, большей организованности, финансовых возможностей), либо выражают общенациональные интересы. Плюралистические теории видят  назначение демократии как формы  правления в обеспечении баланса  между конфликтующими экономическими, профессиональными, этническими, религиозными и др. группами, найденный баланс исключает монополию одной из групп на принятие решений и действие власти в интересах лишь какой-нибудь одной социальной общности. Теория плюралистической демократии сводит в  конечном счете всю политическую жизнь в обществе к конкуренции, переговорам и компромиссам между  различными «группами давления». Ее приверженцы утверждают, что вместо одного центра суверенной власти следует  иметь множество таких центров, ни один из которых не должен быть полностью  суверенным. По их мнению, дисперсия, т.е. распыление власти между интересами различных социальных групп, позволяет  более строго контролировать действия лидеров. Однако совершенно очевидно, что теория дисперсии одновременно является идеологической базой сепаратизма, который противоречит сложившейся практике федерализма многих современных государств. Плюралистическая демократия как государственное устройство не получила распространения в мире, несмотря на то, что теоретически является более демократичной.

 

 

 

 

3. Свобода и ответственность как сущность элемента демократии.

Все формы демократии наполняются различными содержательными элементами, в том  числе такими, как свобода и  ответственность. Свобода и ответственность  являются взаимосвязанными сущностными  элементами демократии. Свобода не может быть абсолютной или являться самоцелью. В данном случае – это  степень автономии субъекта, возможность  и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических, экономических, социальных и культурных прав и их гарантированность. Ответственность  включает в себя осознание субъектом  своих интересов и возможностей, что означает способность подчинять  инстинктивные влечения разумной нравственной воле, высшим ценностям и законам  общества. Свобода и ответственность  – понятия много аспектные.

Свобода и ответственность –  две стороны одного процесса. Поскольку  свобода есть продукт взаимодействия индивида, группы и общества в целом, она выражается (со стороны общества) в признании им, со своей стороны, ответственности (обязанностей, законопослушания) перед обществом и другими субъектами. Свобода каждого ограничена свободой других. Ответственность основывается на высокой политической культуре граждан, развитом правосознании, демократическом мышлении, которое включает прежде всего терпимость к иному мнению и нетерпимость к нарушениям законности и принципов демократии.

   Свобода и ответственность могут  существовать лишь в неразрывной  диалектической взаимосвязи, взаимозависимости  и предполагают развитое демократическое  гражданское общество. Свобода, понятая  как возможность для каждого  поступать так, как ему заблагорассудится,  означает беспорядок, ведет к  развалу общества и государства,  к анархии и охлократии (власти  толпы).

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Политология. Учебно-методическое  пособие для студентов всех  форм обучения и всех специальностей. Часть II. М., МГЗИПП,1998, гл. I.

2. В.А.Васильев. Оппозиция  как социальное явление. Социально-политический  журнал, 1996, № 5.

3. Л.А.Гордон. Социально-экономические  права человека: содержание, особенности,  значение в России. Ж. «Общественные  науки и современность», 1997, №  3.

4. А.Малько. Популизм как  тормоз демократии. Ж. «Общественные  науки и современность», 1994, №  1.

5. А.А.Миголатьев. Проблема  свободы и ответственности человека. Социально-политический журнал, 1998, № 4.

 

 

 

Дополнительная

  1. Г.А. Белов. Политология. Курс лекций. М., 1996.
  2. Д.П. Зеркин. Основы политологии. Курс лекций для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Р.Т. Мухаев. Политология. Учебник для вузов. М., 1997.
  4. Политология. Энциклопедический словарь. 1993.
  5. Политология. Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. Г.В. Полуниной. М., 1996.
  6. Политология. Учебное пособие под ред. Б.И. Краснова. М., МГУ, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Демократия: теория и реальность. Популизм и охлократия