Демократия как политический режим, достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 20:37, контрольная работа

Описание

Данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роль в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


Демократия: сущность, условия формирования, основные формы.……………………………………………………………………..4


Достоинства и недостатки демократического политического режима……………………………………………………………………..10


Проблемы становления демократии в современной России……….16


Заключение……………………………………………………………………18


Список используемой литературы…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

титульник содержание и текст к политологии.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Внешнеполитические:                                                                                                      1. Прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие.                                                                                                                           2. Влияние примера демократических государств.                                                             3. Стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.

Социальные:                                                                                                                               1. Относительно высокий уровень благосостояния граждан.                                            2. Сглаживание социального неравенства.                                                                           3. Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).                                                                                                    4. Социальный плюрализм.                                                                                                     5. Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

Культурные:                                                                                                                           1. Грамотность населения, его образованность в целом.                                                  2. Гражданская политическая культура.                                                                        3. Демократические традиции.                                                                         Демократический тип личности. Это — личность, которую характеризуют:                   1) полифоничность мышления;                                                                                             2) толерантность (терпимость к инакомыслию);                                                                3) конструктивность и созидательность, терпимое отношение к существующей власти;                                                                                                                                    4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;                                                            5) многомерность восприятия;                                                                                           6) потребность в самореализации;                                                                                      7) осознанный выбор пути;                                                                                                      8) достижение целей уже сейчас с ориентацией на будущее.

     Основные  формы демократии

Прямая  демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений.

Подобный  вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и  небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают  проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ.

Распространенность  подобной практики ограничивается территориальным  фактором и зависит от того, насколько  децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в  ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Законодательство  многих стран предусматривает и  непосредственные формы участия  граждан в законотворчестве - референдумы  и инициативные движения.

Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты.

Результаты  референдумов другого рода имеют  значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был  одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).

Инициатива - это процедура, посредством которой  граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме  либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.(1,54)

К другим формам демократического участия, позволяющим  гражданам влиять на власть, можно  отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры  всех уровней и в СМИ.

Представительная (репрезентативная) демократия. 

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

2. Достоинства и  недостатки демократического  политического режима.

    В современной ситуации вполне актуальным является вопрос: зачем вообще нужна демократия и можно ли без неё обойтись? В ответ на это в политической мысли и в политической науке были сформулированы соответственно ценностное и рационально – утилитарное обоснования демократии.  

    С точки зрения ценностной теории, демократия является ценностью сама по себе, так в ней воплощены общечеловеческие ценности: свобода, равенство и братство. Слабости такого подхода к объяснению необходимости демократии видны невооруженным глазом:

    1) Во– первых, эти ценности разделяются далеко не всеми национальными культурами – есть среди них и такие, которые выдвигают на первый план не свободу, а коллективизм, дисциплину и сильную власть (например, культура большинства мусульманских стран);

    2) Во – вторых, необходимо помнить,  что реальная демократия не  гарантирует полной свободы и тем более равенства;

    3) В – третьих – для основной  массы людей практические соображения  и материальные интересы были  и остаются важнее любых идеалов.  Утилитарный подход к обоснованию  необходимости демократии считает  её полезной обществу по следующим  причинам:

    1) Демократия позволяет полноценно  выражать и гармонично сочетать  разнообразные социальные интересы;

    2) Именно она обеспечивает восприимчивость  общества к новым веяниям в  политической, экономической и культурной  сферах, способствует его ускоренному развитию;

    3) Позволяет обществу свободно  выбирать устраивающих его политиков  и политический курс;

    Со  всем этим применительно к развитой современной демократии безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный  подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:

    1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в  ней разумный и ответственный  индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе  несовершенны;

    2) Демократическое устройство не  всегда является эффективным и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая демократия хуже воспринимается обществом, чем сильный и устойчивый авторитарный режим – именно он, зачастую лучше обеспечивает стабильность и гарантирует благосостояние граждан.

    Таким образом, реально полезна для общества только эффективная, устойчивая и работающая демократия. А для того, чтобы она была таковой, необходимо выполнение целого ряда условий. Общими же предпосылками эффективной демократии, по распространенному среди политологов мнению, являются следующие:

    1) Высокий уровень индустриального  и экономического развития страны  в целом – мировой опыт показывает, что демократия и слаборазвитость  несовместимы;

    2) Вторая вытекающая из этого  предпосылка – наличие высокого  уровня благосостояния, т.к. резко разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;

    Вполне  очевидна и обратная закономерность. Так, например, по результатам исследований международной организации "Фридом хауз", из 25 наиболее богатых стран мира демократическими не являются только Гонконг и Сингапур. Объясняется все достаточно просто: богатые страны – это стабильные страны, где есть возможность для перераспределения социальных благ в пользу ущемленных групп и сглаживания общественных противоречий.

    3) Высокий уровень урбанизации  (развития городов и городской  среды) – очевидно, что жители  городов больше тяготеют и  лучше приспособлены к демократии, нежели более консервативное  сельское население; 

    4) Развитие массовых коммуникаций – т.е. распространение в обществе радио, газет и телевидения – именно они информируют граждан о политических событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;

    5) Рыночная экономика, основанная  на праве частной собственности и свободной конкуренции. Общеизвестно: в мировой истории нет примера демократических государств с нерыночной (т.е. планово – государственной) экономикой.

    Объяснение  этого явления достаточно очевидно: именно экономическая конкуренция  препятствует абсолютной концентрации политической и экономической власти в руках узкой группы лиц, гарантирует индивиду гражданские и политические свободы.

    6) Наличие многочисленного и влиятельного  среднего класса – т.е. экономически  самостоятельных (имеющих независимый от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих определенным уровнем дохода, образования и политической культуры. Представители среднего класса в гораздо большей степени, чем богатейшие слои (олигархи) и неимущие (люмпены) заинтересованы в стабильной и устойчивой демократии, т.к. именно она гарантирует политическую стабильность, неприкосновенность индивидуальной свободы и частной собственности;

    7) Наличие определенного уровня  гражданской политической культуры, в которой сознательная и высокая политическая активность личности сочетается с подчинением закону и воле большинства (т.е. демократия – это не только умение и желание бороться за свои права, но и подчинение определенным правилам). Важными признаками такой личности являются развитое правосознание, стремление к социальному согласию и решению спорных вопросов путем нахождения компромисса.

    На  основании всего сказанного можно  сказать, что демократия представляет собой весьма сложный и хрупкий  политический механизм, социальное благо, по – настоящему доступное лишь богатым, стабильным и цивилизованным странам. Путь к ней для большинства остальных неизбежно будет весьма сложным и долговременным. (5,70)

         В теории, когда каждый человек  и каждый голос являли собой  абстрактную, атомную единицу, каждый из этих политических элементов – национальный, провинциальный или местный – также считался абстрактной, мельчайшей единицей. Каждая имела собственную, четко определенную сферу полномочий, свою сферу власти, свои права и обязанности. Но по мере развития индустриализма, когда экономика становилась все более интегрированной, последствия решений, принимавшихся каждой из этих политических единиц, сказывались за пределами их сферы полномочий, и таким образом по необходимости вызывали ответные действия других органов власти. (4,38)

              К середине XX столетия десятки  тысяч, казалось бы, суверенных  и вполне независимых органов  политической власти, разбросанных  по всей планете, оказались  в одной связке благодаря координации  экономики, небывало возросшему объему перевозок, миграции и развитию средств коммуникации, а потому они усилили свою деятельность, побуждая друг друга к активности.

Информация о работе Демократия как политический режим, достоинства и недостатки