Демократия как форма политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:20, реферат

Описание

Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые.

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Сущность демократического политического режима……………………4

Основные формы демократии………………………………………………9

Теоретические модели демократии……………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………..21

Литература………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии(Демократия как форма политического режима) .docx

— 53.19 Кб (Скачать документ)

     Не  отрицая необходимости в современных  условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания  и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют  право "отозвать" депутата.

          Плюралистическая теория демократии  переносит акцент с общей массы  избирателей на организованные  группы интересов. Демократия, в  этой трактовке, - это правление  народа, действующего через конкурирующие  групповые интересы.

     Эта теория включает в себя следующие  положения:

  • общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;
  • группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть;
  • признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;
  • в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.;
  • политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;
  • государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.

     Уязвимым  местом плюралистической теории является представление о том, что все  политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп. Эта теория абсолютизирует нейтральность государства  и игнорирует тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше  организованы, более активны, а следовательно, имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

     Теория  полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.

     Полиархия, как политический режим, включает в себя:

  • политическую конкуренцию и участие;
  • политический плюрализм;
  • право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;
  • политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;
  • право оппозиции оспаривать решения правительства;
  • свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

     Эта трактовка плюрализма является наиболее доработанной, т.к. критерий публичной  соревновательности групп и лидеров в борьбе за власть сочетается требованием широкой вовлеченности граждан в политический процесс. В работе "Плюралистическая демократия в США" американский политолог обосновал фундаментальную аксиому плюралистической теории о существовании разнообразных центров власти, ни один из которых не обладает монопольной властью.

     Теория  консенсуальной демократии. У политологов  большой интерес вызывает концепция  консенсуальной демократии, разработанная  А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мысли ученого, может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов.

     Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа:

  1. максимальная автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов;
  2. пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов;
  3. коалиционное правительство;
  4. принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

     Теория  элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок  демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и  Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.

 

     Заключение  

     Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться  в различных аспектах:

     – в институциональном аспекте  для характеристики политического  режима, который отличается определенной совокупностью политических и правовых признаков: в частности – наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.;

     – в процессуально процедурном  аспекте термин «демократия» используется для характеристики жизнедеятельности  какой-либо общности (как на общегосударственном, так и локальном уровне), включая  и политические партии и организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены  наделены равными правами и обязанностями  и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений;

     – в культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой  общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах  автономии индивида, терпимости и  гражданской ответственности;

     – в ценностном аспекте наряду с  политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие  «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с  принципами свободы, прав человека и  созданием максимальных условий  для саморазвития личности.

     Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей  по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.

     Хотя  в конечном итоге в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации разница между этими аспектами  постепенно сужается, тем не менее, именно несоответствие институциональных и процессуальных сфер с культурой общества или преобладающим в нем политическими ценностями обуславливают как периодические кризисы в развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.  

 

     Литература 

  1. Гуггенбергер Б. Теория демократии. // Полис, 2007. - № 4.
  2. Дарендорф Р. Дорога к свободе. Демократизация и ее проблемы в Восточной Европе. // 2008. - № 9.
  3. Паренти М. Демократия для немногих. – М., 2009.

Информация о работе Демократия как форма политического режима