Демографическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь обновленной региональной политики. Все звенья управления должны быть нацелены на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального регулирования. Областная власть призвана быть активным организатором и гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать “правила игры” на экономическом поле, в рамках федерального законодательства.

Работа состоит из  1 файл

работа Н.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Приоритетная цель региональной гуманитарной политики — духовное развитие общества, улучшение его морального состояния и здоровья. Гуманитарная политика должна быть направлена на формирование свободолюбивой, инициативной личности, воспитание национального, патриотического долга, возрождение национального, культурного фундамента общества.

Национальная политика в России должна быть направлена на осуществление конституционных, общественных, политических, экономических и социальных прав и свобод всех народов России. Важной задачей национальной политики является возрождение культурных и национальных традиций русского народа, который является государствообразующим этносом страны. Необходимо создание благоприятных условий для заселения русскими иммигрантами из республик бывшего СССР регионов России с неблагоприятной демографической обстановкой. Кроме того, необходи­ма разработка и принятие законов, позволяющих ограничить миграцию в страну представителей национальностей, создающих социально-экономическое напряжение в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теоретические основы демографической политики

 

Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения получило название – демографическая политика.

В контекстах, связанных с деятельностью в области народонаселения, используются и другие, близкие по значению понятия: социально-демографическая политика, политика народонаселения (населения), семейная политика, планирование семьи, планирование населения, контроль рождаемости, регулирование рождаемости, контроль населения, управление демографическими процессами и др.

Наиболее близкий по значению термин - «политика народонаселения» - в русскоязычной литературе используется в узком смысле как синоним демографической политики, в широком - включает, помимо регулирования демографических процессов, другие сферы: регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни (доходы, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение). Широкий или узкий подход к содержанию основных понятий связан в основном со взглядами на предмет демографии и границы изучаемых этой наукой явлений.

Такое право провозглашено в ряде международных соглашений и рассматривается как одно из основных прав человека. Морально-этической основой планирования семьи является ответственное родителъство (материнство и отцовство). Этим термином подчеркивается ответственность за свой свободный репродуктивный выбор. Планирование семьи помогает не только достигнуть Желаемого числа детей в семье и сохранить их, но и выбирать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-экономических условий, регулировать интервалы между рождениями, Избежать нежелательной беременности, незапланированных рождений. Планирование семьи способствует снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья матери и Ребенка, сокращению вторичного бесплодия. Эффективность Санирования семьи зависит от информированности людей о методах контроля деторождения, от их доступности и приемлемости для различных категорий семей.

 

Термин «семейная политика» используется все чаще как самостоятельный термин для обозначения деятельности государственных и иных служб по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов. В отличие от демографической политики семейная политика не направлена на достижение каких-то определенных демографических результатов. Можно сказать, что семейная политика, как часть социальной политики, призвана гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней:

-   индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных;

-  экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных;

-   ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных. Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами демографической политики никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Управление демографическими процессами в стране должно обеспечить как можно более полное совпадение интересов общества и семьи, которая, как известно, сама принимает решение о числе детей, об изменении места жительства и о многих других вопросах, изучаемых демографами, социологами, экономистами, представителями смежных наук.

Под управлением демографическими процессами следует понимать целенаправленное формирование желательного (оптимального) в долгосрочной перспективе типа воспроизводства населения или закрепление существующего типа, если он оптимален, путем осуществления комплекса взаимосвязанных мер.

Серьезным условием успешного проведения демографической политики является долговременность - нужно продолжительное время для того, чтобы сформировать и поддерживать потребность в потомстве на уровне, необходимом для обеспечения устойчивого развития населения. Необходимо постоянное совершенствование и расширение этой политики, поскольку длительно существующие меры со временем теряют, как правило, в психологическом плане свою привлекательность, стимулирующее влияние. Поэтому данная политика не должна быть застывшей, по системе используемых мер она должна не просто идти за жизнью, но порой даже опережать ее. Значительным аспектом демографической политики должна быть полная гарантия свободы принятия решений о числе детей, что выражается в создании условий для планирования семьи вплоть до права на прерывание беременности.

При четко выраженной демографической политике страны конкретные меры направлены на стимулирование определенного числа детей в семье. Таковыми являются семейные пособия, размер которых определяется как экономическими возможностями страны, так и тем значением, которое придается демографическим целям в системе социальных задач общества. В идеале такие пособия должны соответствовать средней величине расходов семьи на содержание ребенка. Широко применяются единовременные выплаты при рождении ребенка, во многих странах молодоженам предоставляются целевые кредиты на приобретение домашнего имущества, детской одежды, жилья и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль государства в реализации современной демографической политики на региональном уровне

2.1 Перспективы решения демографических проблем в Российской Федерации

 

Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, а также многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики потребовали существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь шла как о принципах разработки, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.

В условиях переходной экономики стала проводиться политика социальной защиты семей с детьми, была введена единая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Стратегия демографической политики должна учитывать весь спектр экономических программ, обеспечивая максимально щадящий, благоприятный переход к рыночной экономике.

Общество развивается, проходя через экономические и социальные революции, переживая демографические взрывы и спады, но ценность семьи не подвергается сомнению никем. Как одна из важнейших социальных ценностей, семья должна быть объектом внимания государства; необходимо выработать правильный подход к формированию демографической политики. Признавая социальную значимость семьи, не надо забывать, что люди, участвующие в общественном производстве, это не только работники, но и граждане с семейными обязанностями.

Нынешняя российская семья нуждается в услугах государства. На сегодня несколько категорий семей нуждаются в особых льготах и услугах государства. Это многодетные семьи; семьи с одним кормильцем (в большинстве случаев это одинокие матери); семьи с детьми-инвалидами; супруги, взявшие детей под опеку; студенческие пары с детьми; семьи беженцев и вынужденных переселенцев, и семьи безработных с детьми.

 

Вопросы семейной политики нашли свое отражение также в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин.

Появились новые моменты в политике, направленной на поддержку семьи.

Правительством Российской Федерации была разработана федеральная программа «Дети России», которой Указом Президента РФ от 18 августа 2006 г. № 1696 придан статус президентской программы. Во исполнение этого указа определялись дополнительные мероприятия на 2006— 2007 гг. и последующие 3 года по утвержденным ранее программам, а также разработаны новые федеральные целевые программы. В состав президентской программы «Дети России» вошли федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и «Безопасное материнство».

Реализация президентской программы «Дети России» позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшения социально-экономического положения детей, сохранения и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием.

Принято постановление Правительства РФ от 13 января г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации 2006 на 2005— 2007 гг.», где подчеркнута важность защиты семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей.

 

В «Российской газете» от 21 мая 2006 г. появился Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ 712 от 14 мая 2006 г.), где говорится: «В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем... Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи».

 

Среди основных принципов государственной семейной политики отмечаются «...дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента... Расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов... Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей».

Информация о работе Демографическая политика