Авторитаризм как переходный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:23, контрольная работа

Описание

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

Введение
1. Сущность политических режимов
2. Понятие и сущность авторитаризма
3. Признаки авторитарного политического режима
4. Основные типы авторитарных политических режимов
- Заключение
- Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 39.64 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ФГОУ   ВПО ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. А.С. ПУШКИНА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ИНВЕСТИЦИЙ

 

 

 

Менеджмент организации

 

 

 Политология

 

          Контрольная работа на тему  «Авторитаризм как переходный политический режим»

 

                                                   Работу выполнил: Проценко Павел

                                                                                  Студент 1 курса заочного отделения

№ зачетной книжки:11-144

Вариант №4

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

 Введение                                                                                                 

 

1. Сущность политических  режимов                                               

 

2. Понятие и сущность  авторитаризма                                            

 

3.  Признаки авторитарного  политического режима                      

 

4. Основные типы авторитарных  политических режимов              

 

- Заключение                                                                                             

 

- Список используемой  литературы                                        

 

                                         

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

    Каждое государство  имеет свой политический режим.  Политический режим означает  совокупность приемов, методов,  форм, способов осуществления политической  государственной власти в обществе, характеризует степень политической  свободы, правовое положение личности  в обществе и определенный  тип политической системы, существующей  в стране.

    Режим - управление, совокупность средств и методов  осуществления экономической и  политической власти господствующего  класса.

    Современная теория  государства различает два основных  типа политических режимов: демократический  и антидемократический (тоталитарный).

  Одна из достаточно  простых, широко распространенных, классификаций политических режимов  - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:

 § демократический  политический режим; 

 § авторитарный политический  режим; 

 § тоталитарный политический  режим.

   Важность анализа  авторитарных режимов обусловлена  уже тем обстоятельством, что  большая часть человечества до  сих пор довольствуется именно  этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма?  Каковы его перспективы и основы  стабильности? Что отличает и  что объединяет между собой  различные виды авторитарных  политических устройств? К рассмотрению  этих вопросов мы теперь обращаемся.

 

                                 

                          1.Сущность политических режимов.

 

          Термин «политический режим»  появляется в научном обороте  в 60-е гг. XX века. Категория «политический  режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера  должна была рассматриваться  в качестве синонима формы  государства. По мнению других, политический режим вообще должен  быть исключен из состава формы  государства, поскольку функционирование  государства характеризует не  политический, а государственный  режим. 

    В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим ― важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ― понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)».

    Политический  режим тесно связан с формой  государства, его значение которого  в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства  остаются прежними) приводит обычно  к резкому изменению внутренней  и внешней политики государства.  Это вызвано тем, что политический  режим связан не только с  формой организации власти, но  и с ее содержанием. 

    Политический  режим ― характеристика не  только государства, но и всей  политической системы: отношения  между людьми по поводу государственной  власти и отношения людей с  государственной властью, образующие  содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере  политической системы. Поскольку  последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

    Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты:  церковь, массовые движения и т. п.) ― испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

    Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

    В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Существует много  видов политических режимов   и на каждую  разновидность  политического режима оказывает  влияние множество факторов: сущность  и форма государства, характер  законодательства, фактические полномочия  государственных органов и юридические  формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле ― своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

     Политический  режим, как правило, всегда  является политико-правовым режимом  и это обстоятельство нельзя  упускать из виду. Определение  политического режима всегда  связано с тем, в каких правовых  или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику

 Вывод о неразрывной  связи политического режима и  его правовой формы, подкрепленной  историческим анализом и теоретическим  рассуждениями в рамках современного  социального знания, имеет научное  и практическое значение. По виду  политического режима подчас  обозначают и само государство,  его природу, поскольку политический  режим воплощает самые основные  характеристики государственного  властвования.

    Таким образом,  изучение методов и способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его  территории людьми, т. е. политического  режима, становится также объективно  необходимым для постижения формы  (устройства) государства.

    Теория государства  в зависимости от тех или  иных критериев выделяет виды  политических режимов, которые  применялись в многовековой истории  государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

    Хорошей иллюстрацией  различий трех режимов — демократии, авторитаризма и тоталитаризма  — является часто использующаяся  в сравнительной политологии  шутка. Согласно этой шутке,  в которой конечно же заключена немалая доля справедливости, политические системы Великобритании, Испании и Советского Союза в 50-е годы отличались следующим образом. В Великобритании разрешалось все, что не запрещалось (принцип правового государства), в Испании запрещалось все, что специально не разрешалось, а в Советском Союзе было запрещено все, включая и то, что официально считалось разрешенным. Если мы рассмотрим Великобританию, Испанию и СССР соответственно как примеры демократического, авторитарного и тоталитарного политического устройства, то перед нами возникнет достаточно емкое сопоставление основных особенностей трех типов режимов.

                        2.Понятие и сущность авторитаризма.

    Политический режим авторитарного, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

    Промежуточный,  переходный, характер авторитарного  режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств.  В нем соединяются черты и  тоталитаризма, и демократизма. С  тоталитаризмом его роднит обычно  автократический, не ограниченный  законами характер власти, с демократией  ― наличие автономных, не регулируемых  государством общественных сфер, особенно экономики и частной  жизни, сохранение элементов гражданского  общества.

    Термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма  значительно более богат и  разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт  истории и современности. Ибо  если демократические системы  при всех имеющихся среди них  различиях объединены между собой  наличием процедуры конкурентных  выборов, то авторитарные режимы  не могут похвастать ничем  таким, чтобы их принципиально  объединяло. По справедливому наблюдению  С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и недемократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

    Очень часто  авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл  такого правления заключается  в концентрации власти в руках  одного или нескольких лидеров,  не уделяя первостепенного внимания  достижению общественного согласия  относительно легитимности их  власти. Поэтому в своем чистом  виде авторитаризм почти всегда  может быть отождествлен с  использованием инструментов принуждения  и насилия. Армия, полиция, тюрьмы  и концентрационные лагеря выступают  для режима повседневными "аргументами"  в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.

    В то же время  было бы преувеличением сказать,  что все авторитарные режимы  отвечают этому определению. В  реальной действительности такие  режимы сплошь и рядом стремятся  использовать дополнительные средства  стабилизации, опираясь, по возможности,  на традицию и харизму лидера.  Исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.

Информация о работе Авторитаризм как переходный политический режим