Анархизм: теория,практика,перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:21, реферат

Описание

Развитие промышленного капитализма вело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выражение и защиту интересов этого класса; на основе этих притязаний складывались доктрины, программная часть которых предусматривала коренное изменение общественного устройства, замену капитализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народных масс буржуазией.

Содержание

Введение
1. Политико-правовая идеология анархизма
2. Политическая теория и программа анархизма М.А. Бакунина
3. Идеология народничества М.А. Бакунина
4.Рождение русского анархизма
5. «Махновщина»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Anarkhizm.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема  и невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.

Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов "Группа русских анархистов за границей", издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-комунистов "Хлеб и Воля", принесшую известность Российскому анархизму. "Хлебовольцам" при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в томже году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - газеты "Хлеб и Воля".

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г.Белостоке Гродненской  губернии среди еврейской интеллигенции  и присоединившихся к ней ремесленных  рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны.

География российского  анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. "Столицами" движения считались Белосток, Екатиринослав  и Одесса.

Социальную основу анархического  движения составляли преимущественно  кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первой российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и представлявший, как правило, демократические слои общества. Касаясь модного сегодня национального вопроса, можно заметить, что в анарходвижении преобладали евреи (по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до 41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э. Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И. Федо-ровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы.

Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя.

А. Ф. Керенский делал  невероятные усилия, чтобы уговорить  Кропоткина войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой  пост министра. Крапоткин отказался ответив:" Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным". Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.

Консервативные круги  вряд ли ожидали услышать от теоретика  анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил "и правых и левых", действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.

Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны.

Колебание различных  частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

Но для большевиков  утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу  личности и против государственных  институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке "буржуазных контрреволюционе-ров", в организации "пьяных погромов" до попыток формирования ими собственных отрядов.

17 декабря в газете  петроградских анархистов появился  призыв к созданию собственных  вооруженных сил. "Вольные анархические  дружины" нужны были анархистам "для организованного удара... по власти, для смертельной за социальную революцию". В публикации содержалась прямая угроза большевикам:" Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас". Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры "боевиков" предназначались для борьбы "за идеалы анархизма",с "контрреволюцией" в России, а также для подавления выступлений "германских белогвардейцев".

Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе.

Почувствовав за собой  некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.

Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце  марта 1918 г. члены Московской Федерации  анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой для анархистов?

Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в  Москве стали усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.

В ночь с 11 на 12 апреля в  городе силами ВЧК, воинских частей и  латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но,в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.

Верхушка движения не имевшая после смерти П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.

Многие анархисты заявило  о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.

Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.

 

5.«Махновщина»

анархизм бакунин  политический общественный

Махновщина - это деструктивное  порождение украинской деревни, потерявшей экономическую и политическую связь с городом. Что касается роли анархистов в движении, то все сводятся к тому, что их роль заключалась только в пропаганде идеологии безвластия, которая нашла отклик лишь в среде кулачества и способствовала его объединению в борьбе с большевиками. Нестору Махно отводится роль военного руководителя движения, пошедшего на поводу у кулацкой верхушки.

Махновское же движение трактовалось советскими историками преимущественно как проявление кулацкого бандитизма. Такая точка зрения, являвшаяся отражением официальной, была довлеющей в советской историографии этого периода. Историки шли вслед за лидером РКП(б) В.И. Лениным, который, характеризуя махновщину и другие повстанческие движения времён Гражданской войны, говорил на X съезде партии в 1921 г.: «Когда десятки и сотни тысяч демобилизованных не могут приложить своего труда, возвращаются обнищавшие и разорённые, привыкшие заниматься войной и чуть ли не смотрящие на неё, как на единственное ремесло, - мы оказываемся втянутыми в новую форму войны, в новый вид её, который можно объединить словом: бандитизм». Первой работой, посвящённой истории махновского движения, стала работа М. Равича-Черкасского «Махно и махновщина». Подчёркивая стихийный характер махновщины, автор тем самым отводит Нестору Махно лишь роль харизматического лидера, удачливого полководца, который возглавил массовое повстанческое движение, направленное на защиту интересов зажиточного крестьянства.

Самым ярким примером, характеризующим общие тенденции  в отечественной историографии того времени, может служить работа Я. Яковлева «Русский анархизм в Великой русской революции». Данная работа носит резкий и обличительный характер. Автор не пытается выявить все причины и предпосылки возникновения махновского движения.

 

 

Заключение

 

Во второй половине XIX века сложились основные варианты политико-правовых социалистических концепций. Их содержание и исторические судьбы были различны.

Популярность  анархизма предопределялась ростом государственного механизма во всех странах, его сращиванием с классом буржуазии, откровенно пробуржуазной политикой западноевропейских государств XIX века. Анархизм дал основательную критику государства, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжительное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них собственность и лишить их власти.

Многочисленные приверженцы марксизма ценили его за глубокую критику капитализма. Однако марксизм, уповая на экономическую обусловленность грядущего отмирания государства, избегал постановки и решения проблемы возможного перерождения временной революционной диктатуры в стабильную деспотическую власть партийно-государственной бюрократии, противостоящую народу.

Наиболее реалистичной с точки зрения социальной науки  была теория "русского социализма", связывающая контуры будущего строя  не с теоретическими предположениями кабинетных ученых и не с лозунгами партийных программ, а с существовавшими в России общественными отношениями и учреждениями, способными стать основой и опорой общинного и кооперативного самоуправляющегося общества.

При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей различных течений социалистической политико-правовой идеологии второй половины XIX века их критика несправедливостей первоначального капитализма способствовала изживанию ряда этих несправедливостей, совпадала с общей тенденцией социализации гражданского общества и содействовала ее осуществлению.

В практике же теории анархизма не смогли найти должное  количество сторонников, способных поднять массы на Анархо-социальную революцию. Сам анархизм с точки зрения правящих партий, расценивался как прямая угроза государству и государственности, вследствие этого, общества анархистов преследовались. Некоторые элементы теорий Бакунина и Крапоткина трактовались народом, в частности крестьянами- бедняками, как призыв к грабежам и бандитизму, что привело к так называемой «Махновщине».

Анархизм можно  отнести к разряду утопий, т.к. по природе своей человеческое общество не способно на саморегуляцию взаимоотношений. Без четкого разграничения обязанностей такая система приведет общество к духовному разложению и эгоцентризму. Хоть личность и является ценностью, но сама по себе эта личность не сможет противостоять крупным катастрофам и прочему.

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Гаджиев К.С.  Политология: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2007.

2. Зеркин Д.П.  Политология: учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3. История политических  и правовых учений: учебник / ред.  О.Э. Лейст. - М.: Зерцало-М, 2001.

4. http://bookz.ru/authors/akovlev-a/yakovy01/1-yakovy01.html

 

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Анархизм: теория,практика,перспективы