Взаимодействие органов государства и органов самоуправления в реализации функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ политики государства по отношению к местному самоуправлению. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Изучить сходства и различия между государственным управлением и местным самоуправлением;
Проанализировать взаимодействия органов государства и органов самоуправления;
Обозначить вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное управление и местное самоуправление: сходство и различие …………………………………………………………….5
Глава 2. Взаимодействие государства и местного самоуправления ……13
2.1 Государственная поддержка местного самоуправления………………….13
2.2 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями …………………………………………….18
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список используемых источников и литературы…………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студента 2 курса

юридического  факультета

Деркач  Романа Алексеевича

на тему: Взаимодействие органов государства 

и органов  самоуправления в реализации

функции государства  
 
 
 

Руководитель-консультант

_______________________ 
 
 

Защищена          Оценка

«___» ___________ 2011 г.      ________________ 
 
 

Москва 2011 г.

Оглавление 

Введение  ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное  управление и местное  самоуправление: сходство и различие …………………………………………………………….5

Глава 2. Взаимодействие государства  и местного самоуправления ……13

2.1 Государственная  поддержка местного самоуправления………………….13

2.2 Наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  …………………………………………….18

Заключение  ……………………………………………………………………..27

Список  используемых источников и литературы…………………………29

 

Введение

 

     Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства. Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

     Местному  самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.

     Местное самоуправление – важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единую систему управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ. Рассматривая институт местного самоуправление не только как властный, но и как общественный, следует иметь в виду, что в этом случае объект и субъект управления совпадают.

     Особенно  актуальное значение и звучание приобретает  сегодня проблема взаимодействия государства  и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

     В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере теории права, как Подсумкова А.А., Щепачева В.А., Игнатюк Н.А., и ряда других авторов.

     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной  разработанности проблемы.

     Целью работы является анализ политики государства  по отношению к местному самоуправлению. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить сходства и различия между государственным управлением и местным самоуправлением;
  2. Проанализировать взаимодействия органов государства и органов самоуправления;
  3. Обозначить вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Государственное  управление и местное  самоуправление: сходство и различие

 

     Термин  «управление» предполагает наличие  трех элементов: субъект управления, объект управления и возникающие  в результате управления отношения  между ними. В процессе управления в наличии, как управляющая, так  и управляемая системы. В отличие  от управления самоуправление предполагает систему, в которой субъект и объект сочетаются в одном лице.

     Государственное (федеральное, региональное) управление - это целенаправленное, планомерно организованное воздействие на общественную систему в интересах ее упорядочения, оптимального функционирования и развития. Под государственным управлением также понимают специфический вид деятельности, удовлетворяющий объективные потребности общественного производства в определении целей его функционирования и эффективного развития, в разработке необходимых средств и способов его достижения, а также координации усилий всех участников производства для получения результатов, соответствующих целям.1 Государственное управление, как правило, рассматривают как организационный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.

     Согласно  Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»2 местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Органы  местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации3 органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.4

     Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной  и муниципальной власти через систему гарантий и защиты местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепила участие органов местного самоуправления от имени населения в решении задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать им всестороннюю поддержку, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и развития.

     В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной  власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования, самоорганизации и регулирования самоуправления.

     Несмотря  на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями. Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

  • территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;
  • более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;
  • система принуждения в местном самоуправлении;
  • законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;
  • подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
  • преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.5

     В отличие от региональной власти муниципальная  власть как система обеспечения  потребностей населения и как  одна из основ конституционного строя  имеет двойственные оценочные параметры. Данный дуализм выражается в оценке местного самоуправления, с одной  стороны, как демократического института, независимого от государственного вмешательства. С другой стороны, местное самоуправление рассматривается как институт, функционирующий в рамках государственной политики.

     Из  двух основных составляющих местного самоуправления - властной и хозяйственной, в отличие от региональной власти, в муниципальных органах преобладает хозяйственная. Власть (а это в первую очередь возможность принимать общеобязательные решения) нужна муниципальным органам именно для обеспечения функционирования муниципального хозяйства и создания благоприятных условий проживания граждан в конкретном муниципальном образовании.

     Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов. Представляется возможным выделить две группы принципов:

  1. общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;
  2. специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.

     В качестве общих принципов выделяют следующие начала:

    • принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);
    • принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);
    • принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);
    • принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.

     К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т.п.6

     Чтобы понять, как региональная власть может  воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:

  1. принцип «подзаконности», т.е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;
  2. принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);
  3. принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;
  4. принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);
  5. принцип ресурсной обеспеченности, т.е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;
  6. принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;
  7. принцип государственной поддержки местного самоуправления.

Информация о работе Взаимодействие органов государства и органов самоуправления в реализации функции государства